Семинар - практикум для воспитателей "Музыкальные игры со словом для детей с ОНР"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В данной разработке представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ ДС №80 «Песенка»
Семинар – практикум для воспитателей
«Музыкальные игры со словом для детей с ОНР»
Подготовил:
музыкальный руководитель
Мальцева Светлана Ивановна
г.о.Тольятти, 2022
Семинар – практикум для воспитателей
«Музыкальные игры со словом для детей с ОНР»
Цель: Повышение компетентности воспитателей ДОУ в коррекционной работе с детьми
с ОВЗ
Задачи:
1.Раскрыть значимость музыкальных игр со словом в развитии детей с ОНР
2.Расширить знания воспитателей о приемах, средствах, которые способствуют выработке музыкальных и речевых навыков в развитии детей с ОНР
Информационно – техническое обеспечение: музыкальный центр, фортепиано, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
Материалы и оборудование: ритмические палочки, музыкальные и шумовые инструменты, флешка
План проведения семинара – практикума:
1 часть. Вводная, теоретическая.
2 часть. Практическая: Логоритмическая распевка. Музыкальные логоритмические игры Екатерины Железновой. Видеопрограмма «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой. Музыкально - речевые игры с шумовыми инструментами
Ход семинара – практикума:
Уважаемые коллеги, рада приветствовать всех на семинаре – практикуме!
Количество детей с общим недоразвитием речи растёт. Важную роль коррекции речевых недостатков играет интеграция логопедических и музыкальных занятий. Такой подход к решению проблемы помогает ребёнку стать более уверенным и успешным.
Для того, чтобы максимально быстро и качественно решить речевые проблемы детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), необходимо добавить к регулярным логопедическим занятиям музыкальные. В этом случае музыкальное занятие в детском саду становится логическим продолжением занятий учителя-логопеда, который определяет тему, а музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств расширяет круг знаний и представлений ребёнка, отрабатывает определённые компоненты речевой системы. Этот комплексный подход к коррекционной работе позволяет достичь хороших результатов за короткий срок.
Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.
Одним из таких средств являются логопедические музыкально - игровые упражнения, песенки, распевки, игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.
Пение имеет в жизни ребёнка огромное значение. Петь одновременно и легко, и тяжело, ведь для этого процесса важна координация слуха и голоса, а это дано от природы не каждому. Но эту способность можно развить. В процессе занятий пением у ребёнка: формируются правильное звукообразование, ясное произношение, чистый звук, слитность звучания, интонирование, правильная организация дыхания; развиваются музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя.
В ходе занятий пением значительно развивается фонематический слух. Развитие речи невозможно без развития процессов узнавания, различения и распознавания неречевых сигналов, а также речевой просодики - ритмикомелодико - интонационной стороны речи. Дети, поющие группой или индивидуально, быстрее запоминают текст, точнее передают настроение произведения, легче воспринимают на слух информацию.
Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями. Подбираются такие музыкально- игровые упражнения, песни, распевки, в которых речевой материал доступен, движения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения. Критерием тщательного отбора содержания рифмовок, песен, музыкальных подвижных игр является соответствие детскому опыту, речевым и двигательным возможностям детей.
Рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:
1.Первичное восприятие рифмовки, музыкально- игрового упражнения.
2.Проговаривание текста, совместное с взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
3.Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.
Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.
Использование интеграции логопедических приёмов с музыкальными способствует усилению коррекционно - развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями. При этом, используя игровой (ведущий) вид деятельности дошкольников наравне с интеграцией логопедических и музыкальных приемов, делает коррекционно- образовательный процесс интересным и содержательным.
Практическая часть
- Логоритмическая распевка «Музыкальная голосилка»
ААА - ООО
ААА – ООО - УУУ
ААА – ООО – УУУ - ИИИ
ААА
Воспитатели поют гласные с артикуляционными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками.
Пароход
«У»,— гудит пароход.
«У»,— по речке плывет.
«У»,— ребят он зовет,
«У», — в далекий поход.
«Дети»- воспитатели поют [у], М.Р. — все остальные слова.
Оса
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су,
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са,
Отгадайте, где оса.
«Дети»- воспитатели поют слоги, М.Р. — все остальные слова.
Гора
Pa-pa-pa, pa-pa-pa,
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Очень рада детвора.
«Дети»- воспитатели поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки
2.Музыкальные логоритмические игры Екатерины Железновой
Жирафы
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу - рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Кубики
Мишка с кубиком идет, желтый кубик нам несет
Уронил он кубик- Ой!
Принеси теперь другой
Паровозик
Паровозик чух-чух-чух,
поезд мчится во весь дух 2 раза
Чух-чух, чух-чух
А колесики стучат,
тук-тук говорят 2раза
Тук-тук
Едем-едем
Едем-едем на лошадке, но-но-но
Рады- рады все ребятки, но-но-но
Рады-рады прокатится, но-но-но
Звонко цокают копытца, но-но-но
Ножки
Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза
Мы по кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам
И в ямку бух!
Бычок
К нам идет бычок
Рыженький бочок
Ножками шагает
Головой кивает
Скучно одному, и мычит он му-ууу
Лягушка
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Вот из лужицы на кочку
И за мошкою вприскочку,
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото,
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Гуси
Гуси-гуси! - Га-га-га
Есть хотите? - Да-да-да!
Хлеба с маслом? - Нет-нет-нет!
А чего вам? - Нам конфет!
https://inkompmusic.ru/?song=Екатерина+Железнова%2C+логоритмика
https://wwe.lalamus.mobi/music/логоритмика
3.Видеопрограмма «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой
А сейчас предлагаю вашему вниманию видеопрограмму «Логопедические распевки» Татьяны Овчинниковой, в просмотре которой мы примем активное участие.
https://vk.com/music/playlist/-31253987_27161097
https://nsportal.ru/user/970384/audio
4.Музыкально - речевые игры с шумовыми инструментами
Матрешки и Петрушка
Вот пришли матрешки. Тук – тук! (ложки)
Принесли нам ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит Петрушка, Трень – трень. (погремушки)
Несет нам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди, трень!
Тук – тук, туки – тук, (ложки)
Трень– ди – трень, Трень– ди – трень,
Будет весело играть (все вместе)
Наш оркестр целый день!
Как вы убедились на практике музыкальные игры со словом весьма эффективны для развития артикуляционного аппарата, дыхания и формирования правильного звукопроизношения.
На этом семинар - практикум окончен, спасибо за внимание!
Источники информации:
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=37
https://inkompmusic.ru/?song=Екатерина+Железнова%2C+логоритмика
https://wwe.lalamus.mobi/music/логоритмика
https://vk.com/music/playlist/-31253987_27161097
https://nsportal.ru/user/970384/audio
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова». Общие характеристики звуков и букв....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)
Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...
Презентация семинар - практикум "Преодоление нарушений слоговой структуры слова с помощью игровых приёмов у детей с ТНР"
В презентации представлены игры для совершенствования слоговой структуры слова у детей. Данные игры могут применять в своей работе как воспитатели, так и учителя - логопеды....
Выступление на семинаре – практикуме на тему: "Игры, направленные на сближение детей друг с другом"
Выступление на семинаре – практикуме на тему:"Игры, направленные на сближение детей друг с другом"...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум "Влияние пальчиковой игры на речевое развитие детей"
laquo;Влияние пальчиковой игры на речевое развитие детей»Цель: Изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1) сочетать игры и упражнения для трен...

Семинар - практикум "Волшебный мир звуков и слов"
1. Тема: Волшебный мир звуков и слов.2. Мероприятие:Семинар-практикум для воспитателей.3. Тип мероприятия: обобщение и систематизация знаний.4. Форма проведения: семинар-практикум.5. Длительность: 55 ...