Семинар - практикум "Влияние пальчиковой игры на речевое развитие детей"
методическая разработка

Стрелец Любовь Михайловна

«Влияние пальчиковой игры на речевое развитие детей»

Цель: Изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2) сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

3) подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

4) повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_2.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Влияние пальчиковой игры на речевое развитие детей»

Цель:Изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2) сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

3) подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

4) повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

«Источник творчества способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.»

                                                                                                              В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

            Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции.  Движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых.  Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: «Ты дров не носил, воды не носил». Игра имела продолжение. Взрослый говорит:

 «Знай наперед: Здесь водичка холодненька» (и поглаживал ребенка у запястья).

«Здесь тепленька» (поглаживал у локтя);

 «Здесь горяченька» (поглаживал у плеча);

 «А здесь – кипяток, кипяток!» (щекотал под мышкой).

 Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

                                     Что дает пальчиковая гимнастика детям

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

  • Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
  • пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться
  • Стихи, сопровождаемые пальчиковыми играми, запоминаются особенно хорошо, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять
  • При играх формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также в кругу детского коллектива и доставляют детям эмоциональное удовольствие.

Так же на кистях расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего  - на кишечник, безымянного – на печень и почки, а мизинца – на сердце.

            Рекомендации при проведении пальчиковых игр

  • Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т.д
  • Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Используйте максимально выразительную мимику.
  • Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно. Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.
  • Если он, например, придумал свое собственное движение или стишок – поощрим его. Да здравствует творчество!!!
  • Любые упражнения эффективны только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях около 5 минут.
  • Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможность. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

                                          Возрастные особенности

 До 2-х лет        дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребенку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Знакомство с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик; простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза);согласованные действия двумя руками (домик, ворота).        С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности.

Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает малыша к звукоподражанию

С 3 до 4 лет        Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе.

Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу.

Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.

С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно.

Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.        При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти руки.

С 5 до 7 лет дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д. и т.п.)        Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью. Так же они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

1.Массаж пальчиков.

(Игра с мячиками. Для этого мы используем гладкие и колючие мячики. Можно катать по ладошке, столу, коврику)

Мячик мой не отдыхает.

На ладошке он гуляет,

Взад -вперёд его качу,

Вправо-влево как хочу.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю браво.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимает и разжимает мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

2.Массаж пальчиков шестигранными карандашами:

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке).

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3.Массаж зубными щётками:

(Растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию).

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики - удальчики.

4.Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок(4шт.)и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала,искала.

(Другая рука)

В крышки пальчики обула

Смело в них в перёд шагнула.

(Другая рука)

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

(Другая рука)

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

(Другая рука)

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

5.Пальчиковая игра с бельевыми прищепками:

(Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушек пальцев).

«Уточки и гуси»

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-4-3-2

Наши уточки с утра

2-3-4-5

Кря – кря- кря!

Другая рука:

5-4-3-2

Наши гуси у пруда

2-3-4-5

Га – га -га!

6.Игры с бусами, чётками:

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Можно считать количество в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала

Бусы я перебираю

Свои пальцы развиваю.

«Собери звуковые бусы» т.е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для  обозначения гласных и согласных звуков используем красные и синие бусинки.

Или просто собрать красивые бусы, правильно чередуя цвета и т.д.

7.Математические пальчиковые игры:

(Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры можно изготовить игру «Математика на палочках и трубочках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности.

«Собери геометрические фигуры» (игра в форме пазла)

Трубочки можно использовать в игре «Собери рисунок». Ребёнок выкладывает (по образцу) из трубочек геометрические фигуры, узоры, рисунки. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Также во время разных режимных моментов (прогулка, физ. мин., и т.д. можно поиграть в игру «Математика на пальцах»:

«Запретное число»

Ведущий называет какое - нибудь «запретное» число в пределах первого десятка. После этого он в разбивку называет разные числа от 0-10, а дети в ответ показывают названное число на пальцах. Если ведущий назовёт запретное число, надо молча спрятать руки за спину.

«Две руки – одно число»

Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре. Ведущий называет какое – нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной руке, а на двух руках. То есть представить число в виде суммы слагаемых.

8. Игра «Фокусник»

Комканье платочка – берём носовой платок за угол и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками:

У меня живёт проглот,

Весь платок он скушал, вот!

9. «Волшебные превращения верёвочки, трубочки»

Из различной длины и цвета верёвочек, трубочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, выкладывать буквы, фигуры и т.д.

10. Театр в руке (кукольный пальчиковый, перчаточный, театр теней)

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъём, жизненный тонус ребёнка и ребёнок чувствует себя раскованно, свободно.

Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:

- развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;

- развивается способность к концентрации внимания, т.е. ребёнок старается не пропустить «выступление» своего героя;

- заучивания реплик героев, ребёнок тренирует память и речь;

-театральные постановки развивают фантазию и воображение;

- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развёрнутым;

- развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;

-развивается артистические и творческие способности, ребёнок приобретает уверенность в себе.

11. Игра «Сухой бассейн».

                                  Заключительная часть

 Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилин), то  чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

 Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

 Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

     Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было….»

«Я задумалась….»

« Мне бы хотелось следующий раз…..»

Список литературы:

  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи». Москва, Эксмо, 2007
  • Н. Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011)

Т.Н. Тюкалова «Роль и значение развивающих пальчиковых игр для дошкольников» http://ds533.mskobr.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в речевом развитии детей

Консультация для родителей...

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольниковЗадачи: - Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;- Сп...

Пальчиковые и словесные игры в речевом развитии детей

Пальчиковые и словесные игры в речевом развитии детей и в ознакомлении с окружающим"первой младшей группы"Ладушки - ладошки"Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка...

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей. Буклет "Пальчиковые игры".

Данный материал можно использовать в родительском уголке в разделе "Советы логопеда"....

Консультация для педагогов "Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей раннего возраста"

Пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, творческие способности, фантазию. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....