Семинар - практикум "Волшебный мир звуков и слов"
методическая разработка по логопедии
1. Тема: Волшебный мир звуков и слов.
2. Мероприятие:Семинар-практикум для воспитателей.
3. Тип мероприятия: обобщение и систематизация знаний.
4. Форма проведения: семинар-практикум.
5. Длительность: 55 минут.
6. Цель: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
7. Задачи:
Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта семинара-практикума
1. Тема: Волшебный мир звуков и слов.
2. Мероприятие:Семинар-практикум для воспитателей.
3. Тип мероприятия: обобщение и систематизация знаний.
4. Форма проведения: семинар-практикум.
5. Длительность: 55 минут.
6. Цель: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
7. Задачи:
Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.
Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов организации работы по звуковой культуре речи.
8. Планируемые результаты:
- моделировать и самостоятельно составлять занятия по звуковой культуре речи с использованием комплексно-игровых форм и методов;
- использовать презентуемые дидактические пособия в своей педагогической практике;
- осознать содержание предложенного материала, дать оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы.
9. Оборудование: мультимедийная установка; презентации «Очередность звуков при обучении грамоте», «Структура занятия по звуковой культуре речи»; «Домик звуков», «Развитие фонематического звука у детей с нарушением речи»; магнитный мольберт.
Материалы: Пособия «Звуковая линейка», «Домик звуков»; звуковые фишки; игрушки Лягушка, Мишка.
10. Литература:
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
11. Ход семинара-практикума:
Этапы/время | Деятельность выступающего | Деятельность педагога |
1.Подготовительный | Определяет тему семинара. Подбирает докладчиков. Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре. Составляет план семинара. Проводит индивидуальные и групповые консультации. Привлекает педагогов к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий. | Обсуждают предложенную тему семинара. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы. |
2.Вводный (мотивационный) 2 мин. | Организационный момент Тема: Волшебный мир звуков и слов. Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития звуковой культуры речи дошкольников. Задачи: 1. Активизировать обмен информацией, практическими знаниями, опытом работы. 2. Выработать потребность в непрерывном самообразовании. Актуальность темы: - Работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи. | Записывают в рабочие тетради тему, цель и задачи семинара-практикума. Знакомятся с буклетом семинара. |
3.Основной (деятельностный) 5 мин. 15 мин. 10 мин. 10 мин. | 3.1.Теоретическая часть
-Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Обучение звуковой культуре речи в I младшей группе
отчетливом произношении: гласных звуков: «А», «У», «И», «О», «Э»; согласных звуков: М-П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В (кроме свистящих, шипящих и соноров);
Обучение звуковой культуре речи во II младшей группе
согласные звуки: М-П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В; Т-С-З-Ц;
Обучение звуковой культуре речи в средней группе Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение: свистящих звуков: С-З-Ц; шипящих звуков: Ш-Ж-Ч-Щ; сонорных звуков: Л-Р;
Обучение звуковой культуре речи в старшей группе понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение»; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красные, твердые согласные - синие, мягкие согласные - зеленые); проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. Обучение звуковой культуре речи в подготовительной группе
*Презентация «Очередность звуков при обучении звуковой культуре речи» (Рудова Е.И.)
- Организационно-сюжетная основа занятий по звуковой культуре речи может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Варианты организации занятий с использованием:
Структура занятий по звуковой культуре речи включает обязательные элементы: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. 4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях и словах. 5. Физминутка. 6. Работа над предложением. 7.Произношение звука в связной речи. 8.Обучение элементам грамоты. 9. Итог занятия. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с педагогом. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым! *Презентация «Стуктура занятия по развитию речи» (Гостева Л.В.) 3.2.Практическая часть 1. Дидактическое пособие «Домик звуков» При подготовке дошкольников к освоению элементам грамоты применяются наглядности, которые способствуют более прочному усвоению материала. Игровое пособие «Домик звука» применяется с целью успешного изучения звуков, трудных в произношении ( С-Ш, Ж-З, Р-Л). Сопоставляя по модели правильный уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Варианты игр с пособием «Домик звука»:
*Презентация «Домик звук» (Радионова Ю.М.) 2. Дидактическое пособие «Звуковая линейка» - Воспитание образованных людей включает в себя овладение всеми богатствами русского языка. Поэтому одна из задач дошкольного учреждения – ознакомить детей со звуковой стороной слова. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части ребенку очень трудно, поэтому, слово нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью предлагаю использовать звуковую линейку. Звуковая линейка – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Так же, при выполнении анализа необходимо использовать игрушку или рисунок - это помогает всё время видеть предмет, название которого анализируется. Линейка дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения квадратиками. При проведении звукового анализа ребенок ведет пальчиком вдоль линейки и в соответствии с движением пальца произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них соответствующим квадратом. Итак, перейдём к практической части. 1.Сегодня у нас в гостях ЛЯГУШКА и она хочет с нами поиграть. Слушайте внимательно: если я говорю слово ЗВУКИ, мы закрываем ушки. А почему ушки? Потому что звуки мы слышим. А если я скажу слово БУКВЫ, то лягушка и вы закроете глазки, почему? Потому что буквы мы видим. Готовы? Итак, начинаем. Буквы (закрываем глаза), звуки (закрываем ушки), буквы, звуки. Молодцы! 2.Смотрите, а ещё к нам в гости пришёл Медведь. Он принёс звуковую линеечку и коробочку с разноцветными квадратиками. Красные квадратики обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные. Наш мишка просит разобрать некоторые слова. У мишки есть НОС. Разберём это слово по звукам. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. Первый звук в слове ННННОС. Этот звук гласный или согласный (согласный), твёрдый или мягкий (твердый). Ставим синий квадратик на цифру 1. Второй звук ищем в слове НОООООС. Почувствуйте, как мы произносим этот звук, его можно петь голосом (можно)? Значит этот звук какой - гласный или согласный (гласный), поэтому ставим какой квадратик на цифру 2? (красный) Правильно, красный. Третий звук в слове НОС. Называем звук по имени С. Почувствуйте третий звук слове, он какой - гласный или согласный, можно его петь (нет)? Звук С - согласный, он согласен с тем, что его нельзя петь. Звук С - твердый, ставим синий квадратик. Теперь посчитаем сколько в слове НОС звуков (3). Сколько гласных (1)? Сколько согласных (2)? 3.А ещё у нашего мишки пушистая ЛАПА. Первый звук в слове ЛЛАПА – какой? (Далее разбор слова по аналогии с предыдущим). 4.Мишка очень доволен и говорит: «АХ, какие вы молодцы!» В слове АХ так мало звуков, но так много помещается эмоций! Давайте, и это маленькое слово разберем? (разбор слова). *Презентация «Звуковая линейка» (Голеницкая А.В.) | Слушают выступление докладчика, в тезисной форме в рабочих тетрадях (дневниках) записывают излагаемый материал. Слушают выступление докладчика, в тезисной форме в рабочих тетрадях (дневниках) записывают излагаемый материал. Задают вопросы и уточняют непонятные моменты. Обсуждают выступление докладчика. Знакомятся с дидиктическим пособием, записывают понравившиеся варианты игры. Осмысление хода игры. Закрепляют элемент занятия «Обучение грамоты» и прорабатывают на практике изложенный теоретический и практический материал. |
4.Заключительный (рефлексия) 10 мин. | Подведение итога - Одни говорят, что это мост. Другие - ворота, третьи - коромысло. А на самом деле что это? Перед вами радуга. Семь цветов радуги - это семь оценок дела или познавательного цикла. Приём «Радуга» построен по принципу незаконченного предложения. Участникам заседания предлагается закончить предложения: 1. Теперь я могу … 2. Я научилась … 3. Мне было трудно … 4. У меня получилось … 5. Мне было интересно … 6. Меня удивило … 7. Сегодня я узнала … по содержанию и оценке педагога в работе методического объединения. Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием семинара. | Оценивают эффективность своей деятельности на семинаре, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Заполняют опросник для индивидуальной рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-434364-1445757882.jpg)
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»
Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова». Общие характеристики звуков и букв....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-754336-1455211046.jpg)
Семинар-практикум для родителей "Автоматизируем звук в словах, играя с игрушками"
в данной статье представлены игры с игрушками. играя в которые родители будут автоматизировать поставленный звук у ребенка в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-821961-1475268074.jpg)
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"
Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-821961-1475268074.jpg)
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".
Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-61856-1641661263.jpg)
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-560005-1445005341.jpg)
«Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук»
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939819-1503032859.jpg)
Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук
Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...