СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)
консультация по коррекционной педагогике по теме
Цель:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
- Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
- Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ »
(Игры и упражнения, направленные на
познавательное развитие
детей с задержкой психического развития)
Цель:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
- Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
- Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
Форма проведения: семинар – практикум.
Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, показ приемов работы, анализ результатов.
Инструментарий: игры, памятки и анкеты для родителей, карточки с игрой «Цветные дорожки», плоские и объемные геометрические фигуры, «Чудесный мешочек», трафареты геометрических фигур, «Баночки с ленточками», пластилин, и др.
Участники: педагоги, родители.
Структура семинара – практикума:
Вводная часть – 5 минут.
Основная часть – 40 минут
Заключительная часть – 5 минут.
Ход семинара-практикума:
Вводная часть.
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством Вас, родителей, ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с ОВЗ – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего Вами, родителями. В этой ситуации Вам важно понять, что ваш ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Главное – Вы должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями зависит от тесного взаимодействия специалистов и семьи. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Основная часть.
Учителя – дефектологи знакомят родителей с играми и упражнениями на познавательное развитие детей (игры на восприятие цвета, формы, величины предметов).
Игра «Разложи фигуры по местам!»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы. Доски Сегена геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход игры: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.
«Почтовый ящик»
Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
Материал. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры: Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните ребёнку, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Давайте по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.
Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.
Игра «Построй башню»
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызывать интерес у детей к свойству предметов окружающего мира.
Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: «Бери все такие (показывая кубик), кубики, построим башню». При затруднениях взрослый действует совместно с ребенком. По окончании взрослый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойств этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры. Вариант 1: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Взрослый показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.
Вариант 2: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет ему второй кубик, просит потрогать и запомнить, что в руке. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Цель: закрепить названия геометрических фигур, развитие мелкой моторики, развитие творческого воображения.
Оборудование: трафареты, карандаши, лист бумаги.
Ход игры.
Дети обводят по трафарету геометрические фигуры. Предлагается дорисовать их, чтобы получился предмет, (например, круг можно «превратить» в солнце, и т.д.
Игра «Цветные дорожки».
Цель: закрепить названия цвета, развитие мышления.
Оборудование: карточки с «цветными дорожками», фишки .
Ход игры.
Перед ребенком кладется карточка, где поочередно изображены круги 2 цветов (красный , желтый, красны , желтый…) . Предлагается повторить и выложить такую же «дорожку».
Игра «Тяни за ленточку»
Цель: закрепить названия цвета, закрепить понятия «длинный-короткий», «широкий-узкий».
Оборудование: баночки с ленточками.
Ход игры.
Ребенку предлагается потянуть за ленточку. Вытягивая ленту, он называет цвет ленты. Также можно спросить «А лента-длинная или короткая?» или «Какая лента-широкая или узкая?»
Заключительная часть.
По итогам семинара было проведено анкетирование, в котором участвовало 11 родителей. Все подчеркнули актуальность данной темы. Каждый участник семинара получил памятку «Сенсорное развитие детей».
Учителя-дефектологи ответили на индивидуальные вопросы родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.
Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....
Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития
игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...
План-конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по теме «Одежда» с применением арт-терапевтических упражнений группа №2 с задержкой психического развития
Цель педагогическая: развитие речевой и познавательной активности через создание ситуации успешности для каждого воспитанника и максимально комфортных условий для интеллектуальной и творческой деятель...
Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития
Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показыва...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ...