СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)
консультация по коррекционной педагогике по теме

Борисова Ольга Александровна

Цель:

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
  • Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
  • Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
  • Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » 

(Игры и упражнения, направленные  на

познавательное развитие

детей с задержкой психического развития)

Цель: 

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.


Задачи:

  • Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
  • Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
  • Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
  • Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, показ приемов работы, анализ результатов.

Инструментарий: игры, памятки и анкеты для родителей, карточки с игрой «Цветные дорожки», плоские и объемные геометрические фигуры, «Чудесный мешочек», трафареты геометрических фигур, «Баночки с ленточками», пластилин, и др.

Участники: педагоги, родители.

 Структура семинара – практикума:

Вводная часть – 5 минут.

Основная часть – 40 минут

Заключительная часть – 5 минут. 

Ход семинара-практикума: 

Вводная часть.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством Вас,  родителей, ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с ОВЗ – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего Вами,  родителями. В этой ситуации Вам важно понять, что ваш ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Главное – Вы должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями зависит от тесного взаимодействия  специалистов и семьи. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

Основная часть.

Учителя – дефектологи знакомят родителей с играми и упражнениями  на познавательное  развитие детей (игры на восприятие цвета, формы, величины предметов).

 Игра «Разложи фигуры по местам!»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы. Доски Сегена геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход игры: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.

  «Почтовый ящик»

Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материал. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры: Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните ребёнку, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Давайте  по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

 

 Игра «Построй башню»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызывать интерес у детей к свойству предметов окружающего мира.

Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: «Бери все такие (показывая кубик), кубики, построим башню». При затруднениях взрослый действует совместно с ребенком. По окончании взрослый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».

 

 Игра «Волшебный мешочек»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойств этих предметов.

Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры. Вариант 1: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Взрослый показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.

Вариант 2: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет ему второй кубик, просит потрогать и запомнить, что в руке. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.

Упражнение «Дорисуй фигуру»

Цель: закрепить названия геометрических фигур, развитие мелкой моторики, развитие творческого воображения.

Оборудование: трафареты, карандаши, лист бумаги.

 Ход игры. 

Дети обводят по трафарету геометрические фигуры. Предлагается дорисовать их, чтобы получился предмет, (например, круг можно «превратить» в солнце, и т.д.

Игра «Цветные дорожки».

Цель: закрепить названия цвета, развитие мышления.

Оборудование: карточки с «цветными дорожками», фишки .

 Ход игры. 

Перед ребенком кладется карточка, где поочередно изображены круги 2 цветов (красный , желтый, красны , желтый…) . Предлагается повторить и выложить такую же «дорожку».

 

 Игра «Тяни за ленточку»

Цель: закрепить названия цвета, закрепить понятия «длинный-короткий», «широкий-узкий».

Оборудование: баночки с ленточками.

 Ход игры. 

Ребенку предлагается потянуть за ленточку. Вытягивая ленту, он называет цвет ленты. Также можно спросить «А лента-длинная или короткая?» или «Какая лента-широкая или узкая?» 

 

Заключительная часть.

По итогам семинара было   проведено анкетирование, в котором участвовало 11 родителей. Все подчеркнули актуальность данной темы.  Каждый  участник семинара получил памятку «Сенсорное развитие детей».

Учителя-дефектологи ответили на индивидуальные вопросы родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.

Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...

Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"

Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...

План-конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по теме «Одежда» с применением арт-терапевтических упражнений группа №2 с задержкой психического развития

Цель педагогическая: развитие речевой и познавательной активности через создание ситуации успешности для каждого воспитанника и максимально комфортных условий для интеллектуальной и творческой деятель...

Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития

Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показыва...

Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ...