презентация " Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции слоговой структуры слова на индивидуальных занятиях с детьми ТНР"
консультация по логопедии (средняя группа)

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_igry.pdf1.23 МБ
Файл podpisi_k_slaydam_ostrovershenko_t.v.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Слайд

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.

2 Слайд

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

3.Слайд

Эти нарушения встречаются у детей с различной патологией: при дизартрии, моторной алалии, общем недоразвитии речи, у детей с задержкой психомоторного развития, у детей с интеллектуальной недостаточностью, у детей с нарушением слуха.  Т. А. Ткаченко рассматривает нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия. Выявление специфических механизмов и симптомов искажения слоговой структуры слов способствует более точной дифференциальной диагностике и, следовательно, более эффективной коррекции речевых расстройств.

4.слайд

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

5 слайд Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой структуры слова

6 слайд.

работа на невербальном материале.

 Игры и упражнения на развитие слухового внимания, памяти на материале

неречевых звуков: «Где позвонили?», «Узнай инструмент по звуку», «Сколько

раз ударили в барабан?»

 Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):

отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши, использование музыкальных

инструментов – барабана, бубна, металлофона.

а) б) в) Сравнение ритмов: ! - !!; !! - !! - !; воспроизведение ритмов по образцу логопеда; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным

ритмическим рисунком;

д) Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег, ходьба.

е) Упражнения на развитие динамического праксиса рук: по образцу, по

словесной инструкции или под счет (кулак –ребро – ладонь).

з)Графические диктанты и упражнения на переключения (продолжи строчку).

(Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом

возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

8 слайд  

работа  на вербальном уровне строится с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Упражнения на уровне звуков:

  1. Произнеси звук с опорой на схему
  2. Сочетание гласных звуков
  3. слоговых сочетаний  с общим гласным и разными согласными звуками ВА БУ ДА
  4. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  5. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  6. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

9 слайд Упражнения на уровне слогов

Игры: «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным

проговариванием цепочки слогов (каждое кольцо – один слог), «Пальчики

здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим

пальцем этой же руки произносится один слог, «Запомни и повтори» –

запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек: са-са-со; са-со-со; со-са-

со и т.д., «Скажи наоборот» – работа с мячом: са – ас, ко – ок и т.д.

10, 11, 13 слайд

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.

Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Работа над формированием структуры слов сопровождается обучением

детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов,

например:

- Игра «Чей, чья, чьи?» - образование притяжательных прилагательных.

-Игра «Один – много» - единственное и множественное число сущ-х.

- Игра «Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

13 слайд

Фонематический и слоговой анализ и синтез  слов:

Игры: «Веселый поезд» , «Соедини картинки и слова» , «Раздели слова на слоги» , «Найди самое длинное и самое короткое слово», «Исправь ошибку в словах» – слово произносится неправильно (если ребенку трудно выполнить

задание, то в помощь дается картинка): МОТОЛОК, МОКОЛО

Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары

сопровождаются четким произнесением

Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова:

- Игра Новые слова» – образование новых слов из первых слогов двух

слов: лимон + самовар = лиса; ладонь + малина = лама

Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно: лёд, колоть

(ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т.д.

16 слайд   Фонематические представления:

- Игра «Цепочка слов» – ребенок придумывает слово, начинающееся с

последнего звука услышанного слова: дом – мак – кот и т.д.

- Игра «Придумай слово» – придумать слова, соответствующие

ритмическому рисунку: !, !!, !!!, !!!!; или ребенок подбирает картинку к

слоговой структуре (например, радуга, машина).

- Игра «Найди рифму» - найти пары предметов которые звучат похоже.

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок,

скороговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Реализация комплексной, целенаправленной программы логопедической

коррекции, системность и разнообразие применяемых методов и приемов

помогают:

1. скорректировать нарушения слоговой структуры слова у

дошкольников с ОНР;

2. успешно применять умения и навыки в самостоятельной игровой и

практической деятельности;

3. улучшать связную речь у детей;

4. успешно обучаться детям в школе.

18 слайд

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции слоговой структуры слова «Поможем буратино»

В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. "Первоклассные слова", которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру....

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения наруше...

Игры и игровые приемы для коррекции слоговой структуры слова

Игры и игровые приемы для коррекции слоговой структуры слова...