презентация " Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции слоговой структуры слова на индивидуальных занятиях с детьми ТНР"
консультация по логопедии (средняя группа)
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_igry.pdf | 1.23 МБ |
podpisi_k_slaydam_ostrovershenko_t.v.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Слайд
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.
2 Слайд
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
3.Слайд
Эти нарушения встречаются у детей с различной патологией: при дизартрии, моторной алалии, общем недоразвитии речи, у детей с задержкой психомоторного развития, у детей с интеллектуальной недостаточностью, у детей с нарушением слуха. Т. А. Ткаченко рассматривает нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия. Выявление специфических механизмов и симптомов искажения слоговой структуры слов способствует более точной дифференциальной диагностике и, следовательно, более эффективной коррекции речевых расстройств.
4.слайд
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
5 слайд Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой структуры слова
6 слайд.
работа на невербальном материале.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания, памяти на материале
неречевых звуков: «Где позвонили?», «Узнай инструмент по звуку», «Сколько
раз ударили в барабан?»
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):
отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши, использование музыкальных
инструментов – барабана, бубна, металлофона.
а) б) в) Сравнение ритмов: ! - !!; !! - !! - !; воспроизведение ритмов по образцу логопеда; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным
ритмическим рисунком;
д) Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег, ходьба.
е) Упражнения на развитие динамического праксиса рук: по образцу, по
словесной инструкции или под счет (кулак –ребро – ладонь).
з)Графические диктанты и упражнения на переключения (продолжи строчку).
(Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом
возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)
8 слайд
работа на вербальном уровне строится с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Упражнения на уровне звуков:
- Произнеси звук с опорой на схему
- Сочетание гласных звуков
- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками ВА БУ ДА
- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
- «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
- Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
9 слайд Упражнения на уровне слогов
Игры: «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным
проговариванием цепочки слогов (каждое кольцо – один слог), «Пальчики
здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим
пальцем этой же руки произносится один слог, «Запомни и повтори» –
запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек: са-са-со; са-со-со; со-са-
со и т.д., «Скажи наоборот» – работа с мячом: са – ас, ко – ок и т.д.
10, 11, 13 слайд
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Работа над формированием структуры слов сопровождается обучением
детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов,
например:
- Игра «Чей, чья, чьи?» - образование притяжательных прилагательных.
-Игра «Один – много» - единственное и множественное число сущ-х.
- Игра «Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
13 слайд
Фонематический и слоговой анализ и синтез слов:
Игры: «Веселый поезд» , «Соедини картинки и слова» , «Раздели слова на слоги» , «Найди самое длинное и самое короткое слово», «Исправь ошибку в словах» – слово произносится неправильно (если ребенку трудно выполнить
задание, то в помощь дается картинка): МОТОЛОК, МОКОЛО
Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары
сопровождаются четким произнесением
Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова:
- Игра Новые слова» – образование новых слов из первых слогов двух
слов: лимон + самовар = лиса; ладонь + малина = лама
Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно: лёд, колоть
(ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т.д.
16 слайд Фонематические представления:
- Игра «Цепочка слов» – ребенок придумывает слово, начинающееся с
последнего звука услышанного слова: дом – мак – кот и т.д.
- Игра «Придумай слово» – придумать слова, соответствующие
ритмическому рисунку: !, !!, !!!, !!!!; или ребенок подбирает картинку к
слоговой структуре (например, радуга, машина).
- Игра «Найди рифму» - найти пары предметов которые звучат похоже.
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок,
скороговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
Реализация комплексной, целенаправленной программы логопедической
коррекции, системность и разнообразие применяемых методов и приемов
помогают:
1. скорректировать нарушения слоговой структуры слова у
дошкольников с ОНР;
2. успешно применять умения и навыки в самостоятельной игровой и
практической деятельности;
3. улучшать связную речь у детей;
4. успешно обучаться детям в школе.
18 слайд
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции слоговой структуры слова «Поможем буратино»
В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. "Первоклассные слова", которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру....
«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова
laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика – это...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"
Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения наруше...
Игры и игровые приемы для коррекции слоговой структуры слова
Игры и игровые приемы для коррекции слоговой структуры слова...