Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».
материал по логопедии
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_dou.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов логопедических групп на тему:
«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1. Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
3. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «здоровье»; игры «гусеница», «пчелка», «путешествие на воздушном шаре», «собери слово», «слоги и слова», «собери бусы», «посчитай-ка»; бумажные облака с вопросами для педагогов.
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом здоровье).
ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.
Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талелка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
Теоретическая часть.
* Теоретический аспект «Что такое слово».
А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля представлено несколько определений:
1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.
2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.
3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.
4. Разговор. Беседа.
Слоговая структура - это состав, ряд компонентов.
А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
* Проблема современности.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи.
*Актуальность темы.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович).
*Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:
Игра «Гусеница»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Игра «Пчелка»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).
Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери слово»
Цель: упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».
Ход игры: детям предлагается выложить слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.
Игра «Слоги и слова»
Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры: детям предлагается собрать пазл, который состоит из картинки, слова и слогов данного слова (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.
Игра «Собери бусы»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах, затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?
Игра «Посчитай-ка»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства, закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки: (=), (<), (>), упражнять в умении исправлять выложенные неравенства в каждом из двух слов.
Ход игры:
1 вариант – предложитm ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов больше или меньше и вставить в предложенную схему. Можно выкладывать символы слогов, а для сравнения использовать цифры.
2 вариант – предложить ребенку уже выложенное заранее равенство (или его неравенство) и предложить подобрать слово (картинку) для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой.
Игра «Ребусы»
Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги.
Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
Игра «Дикие и домашние животные»
Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: предлагаю детям «убрать» диких животных от домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.
Ход игры: предлагаю детям « убрать» лишний предмет, объяснить почему? Затем назвать слова и дать слоговой анализ данного слова.
Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...
МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»
Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему: «Использование степ - платформ в оздоровительной работе с детьми».
Использование степ- платформ в оздоровительной работе с детьми ....
Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"
Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать.Ведь друзья, без логики никак нельзя!...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»
Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. Активное внедрение интерактивных игр и других...