Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
методическая разработка по логопедии

Рубанова Екатерина Михайловна

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.pptx286.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДОРОВЬЕ

Слайд 2

ТАТОБУС МИДОР КАСТУЛЯ БИЗЯНА ЛУБИКА АСИНА

Слайд 3

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР »

Слайд 4

Т НР Звукопроизношение Слоговая структура слова Артикуляционная моторика Фонематический слух Связная речь Словарный запас

Слайд 5

Авторы методик по формированию слоговой структуры слова Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Слайд 6

Принципы: • Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»; • Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка; • Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова; • Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Слайд 7

В ходе индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы. На фронтальных занятиях работа активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и проходят как организационный момент, часть занятия, физминутка , пальчиковая гимнастика.

Слайд 8

Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Слайд 9

Использование дидактических игр на фронтальных занятиях; на индивидуальных занятиях; в домашних заданиях. использование воспитателями: в свободное время; на занятиях; на логочасе ; в индивидуальной работе с детьми.

Слайд 10

Этапы коррекционной работы: Подготовительный Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Основной Цель: непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова. Работа ведется на вербальном материале.

Слайд 11

Работа на невербальном материале: 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона. 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). 6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0- 0...; +=+=...

Слайд 12

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Слайд 13

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Слайд 14

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

Слайд 15

Работа на вербальном материале: 1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 2. Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи. 3. Игры на развитие подражательности («Сделай, как я»). 4. Игры, сопровождающиеся речевой инструкцией (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок). 5. Игры на выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). 6. Игры со слогами (обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова, отхлопыванию с соблюдением ритма, прогованию прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными звуками ( ма-па , па-ма ), закрытых и обратных слогов ( пап-ап )).

Слайд 16

Уровень гласных звуков · Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; · Произнести звук О столько раз, сколько раз педагог хлопнул в ладоши; · Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; · Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; · Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; · Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Слайд 17

Узнавание звука, серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.

Слайд 18

Уровень слова 1 – двусложные слова из открытых слогов – дети, ива. 2 – трехсложные слова из открытых слогов – малина, охота. 3 – односложные слова – дом, мак. 4 – двухсложные слова с одним закрытым слогом – диван, козел. 5 – двусложные слова со стечением согласных в середине слова – ветка, банка. 6 – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных – компот, кафтан. 7 – трехсложные слова с закрытым слогом. 8 – трехсложные слова со стечением согласных – комната, ботинки. 9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – ягненок, половник. 10 – трехсложные слова с двумя стечениями согласных - таблетка, матрешка. 11 – односложные слова со стечением согласных в начале слова – стол, шкаф. 12 – односложные слова со стечением согласных в конце слова = лифт, зонт. 13 – двусложные слова с двумя стечениями согласных – плетка, кнопка. 14 – четырехсложные слова из открытых слогов – черепаха, пианино.

Слайд 19

В ыводы: Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка. Формирование слоговой структуры слова у дошкольника с ТНР возможно только при организации специально направленного обучения. Использование разнообразных дидактических игр и упражнений способствует решению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова. Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры, работоспособность. Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слова способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности. Динамика формирования слоговой структуры слова зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является  такое особое проявление речевой патологии, как нарушение   слоговой стр...

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда

1. Изучение современных подходов по использованию дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в логопедической работе.2. Планирование работы по использованию дидактических игр в...

Формирование слоговой структуры слова. Работа над словом.

Статья ориентирована на воспитателей, логопедов. Упражнения, приведенные в статье, могут использоваться воспитателем в образовательной деятельности, как отдельный элемент работы со словом, в форме игр...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения наруше...