ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Певчева Валерия Васильевна

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степени, присутствует нарушение слоговой структуры слова. Данное нарушение представляет значительную сложность для коррекционной работы по устранению речевых нарушений. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушения письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения). 

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Таким образом, организация логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов эффективней осуществлять в игровой деятельности с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_slogi.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

ВИД ПРОЕКТА:

Практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети подготовительной к школе группы (6-7лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

8 месяцев (ОКТЯБРЬ – МАЙ)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степени, присутствует нарушение слоговой структуры слова. Данное нарушение представляет значительную сложность для коррекционной работы по устранению речевых нарушений. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушения письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения), а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненными переживанием этих явлений.

 Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой — это основа образовательного процесса ребенка. Отсутствие коррекционной работы данного нарушения, влечет за собой формирование негативных изменений в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Таким образом, организация логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов эффективней осуществлять в игровой деятельности с использованием дидактических игр.

ДЕВИЗ ПРОЕКТА:

 «Игра — это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи, используя дидактические игры.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Развитие оптико-пространственной ориентации, определение пространственного положения предметов.
  • Развитие темпо-ритмической организации движений и действий, речедвигательных навыков.
  • Развитие речеслухового восприятия, памяти.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
  • Развитие навыка усвоения ритмической структуры слов.
  • Учить воспроизводить слова различного слогового состава.
  • Развитие связной речи детей.
  • Развитие памяти, внимания, воображения.
  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речевой функции.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети научатся:

  • воспроизводить слова различной слоговой структуры;
  • определять количество слогов;
  • подбирать слова к слоговым схемам;
  • употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;
  • составлять предложения со словами различной слоговой структуры;
  • овладеть элементарными навыками слогового анализа.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I этап – подготовительный.

  1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач проекта.
  2. Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов по данной теме.
  3. Диагностика детей с нарушениями речи.
  4. Подготовка материально-технической базы: приобретение пособий, изготовление и оформление дидактических игр, наглядного материала.
  5. Разработка проекта, плана мероприятий.
  6. Создание интереса у участников проекта

II этап – основной (октябрь-апрель)

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности.
  2. Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседы и консультации).
  3. Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.

III этап – заключительный (май)

  1. Анализ достигнутых результатов. 
  2. Обобщение материалов проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 Подготовительный этап  

  • Изучение методических источников.
  • Подбор и систематизация игрового, наглядного и раздаточного материала по теме.
  • Создание картотек игр и упражнений, направленных на коррекцию и совершенствование слоговой структуры слова. (Картотека игр и упражнений по развитию  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»)
  • Подготовка консультации для родителей по теме: «Формирование темпо-ритмической стороны речи в развитии речи дошкольников с ОНР».

Основной этап

  1. Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на коррекцию и совершенствование слоговой структуры слова.

Используемые дидактические материалы:

Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие неречевых и речевых функций:

  • слухового внимания, памяти;
  • темпо-ритмического чувства;
  • артикуляционной моторики с использованием приемов биоэнергопластики;
  • пальчиковой моторики;
  • звукопроизношения;
  • фонематических процессов с использованием приемов нейростимуляции;
  • слоговой структуры слов с использованием нейроигр;

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы:

•оптико-пространственная ориентация,

•темпо-ритмическая организация движений и действий,

•способность к серийно-последовательной информации.

Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Ритм обнаруживает себя повсюду. Ритмично чередуются времена года, недели, дни и ночи, ритмично человеческое дыхание и биение сердца Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем.

Игры и игровые упражнения, направленные на коррекцию слоговой структуры слов

Цель игры

Название игр, упражнений

Неречевые игры

Развитие оптико-пространственной ориентации

«Части тела». «На каком пальце кольцо?», «Посмотри и повтори», «Робот», «Что где находится?», «Веселые звери»

Развитие оптико-пространственных представлений в двухмерном пространстве (на плоскости)

«Наш сад», «Лесная школа», «Птицы у кормушки», «Коврики», «Что где находится?», «Украшаем елку», графические диктанты

Развитие зрительной памяти внимания, логического мышления

«Посмотри и повтори», «Запасливая белка», «Продолжи ряд»

Развитие слухового внимания

«Шумовые коробочки»

 (отгадывание неречевых звуков)

«Чей голос звучал?»

Оценка, восприятие, воспроизведение ритмов

«Барабанщик», «Дятел», «Весёлый орешек»

Речевые игры

Развитие силы голоса, звукового синтеза

«Тихо-громко»

Уточнение артикуляции звуков, развитие силы голоса, мелкой моторики

«Пропевание гласных с руками»

«Отгадай гласный звук по символу»

Развитие фонематических представлений

«Веселые молоточки», «Рыбалка», «Корзиночки»

(отбор картинок на заданный слог)

Определение позиции звука

«Автобус», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического анализа

«Шифровальщик», «Напечатай гласный»

Развитие слогового анализа, выделение ударного слога

«Слоговой поезд», «Слоговые домики»,

«Слоговые шнурочки», «Слоговое домино»

2. Представление консультационного материала для родителей по теме: «Формирование темпо-ритмической стороны речи в развитии речи дошкольников с ОНР».

3. Проект MIMIO «Раздели и сосчитай» игровой тренажер.

4. Создание совместно с воспитанниками и презентация игры «Слоговые шнурочки».

Заключительный этап

В ходе коррекционной работы в рамках проекта дети научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, определять количество слогов, подбирать слова к слоговым схемам, составлять предложения со словами различной слоговой структуры, овладеть элементарными навыками слогового анализа, синтеза, представлений.

Анализ результатов проектной деятельности показал, что организация логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов с использованием разнообразных игровых приёмов позволило в значительной степени улучшить состояние слоговой структуры слов детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

направление работы по коррекциии слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...