Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: звуки [т] и [т’], буква Т.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Веселовская Аксинья Константиновна

Цель: актуализировать фонетико-фонематический строй речи

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знание гласных звуков, отграничение их от согласных звуков, знакомство со звуками [т] и [т’], закреплять умение чётко произносить звуки [т] и [т’], учить определять позицию звуков [т] и [т’] в словах, продолжать учить составлять простое предложение, выделять согласный в начале слова;
  • Коррекционно-развивающие: продолжать развивать у детей: фонематический слух и восприятие; общую моторику; навыки анализа артикуляции звуков; память, навыки владения карандашом; учить выделять звуки [т] и [т’] из ряда звуков, слогов и слов;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, воспитывать умение слушать других.

Оборудование: магнитная доска, звуковые пеналы, цветные фишки для обозначения звуков, буквы из разрезного демонстративного алфавита, рабочие тетради О.С. Гомзяк, схема характеристики звуков, картинки на звуки [т] и [т’].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_t_i_t_bukva_t.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [т] и [т’], буква Т.

Цель: актуализировать фонетико-фонематический строй речи

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знание гласных звуков, отграничение их от согласных звуков, знакомство со звуками [т] и [т’], закреплять умение чётко произносить звуки [т] и [т’], учить определять позицию звуков [т] и [т’] в словах, продолжать учить составлять простое предложение, выделять согласный в начале слова;
  • Коррекционно-развивающие: продолжать развивать у детей: фонематический слух и восприятие; общую моторику; навыки анализа артикуляции звуков; память, навыки владения карандашом; учить выделять звуки [т] и [т’] из ряда звуков, слогов и слов;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, воспитывать умение слушать других.

Оборудование: магнитная доска, звуковые пеналы, цветные фишки для обозначения звуков, буквы из разрезного демонстративного алфавита, рабочие тетради О.С. Гомзяк, схема характеристики звуков, картинки на звуки [т] и [т’].

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Работа по развитию мимических мышц:

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много!

Удивление

Надолго хватит!

Радость

Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды.

Огорчение

Но всё равно птицы мои друзья!

Улыбка

  1. Основная часть.
  1. Объявление темы:

Выделение первого согласного звука в слове:

– Мы сегодня познакомимся с новым звуком – с каким, вы догадайтесь сами. Послушайте загадку.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (туча)

Я мчусь, держась за провода,

Не заблужусь я никогда (трамвай).

– Какой первый звук в отгадке? [т].

  1. Акустико-артикуляционный образ звука [т].
  • Попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием звуков [т], [т’].
  • Уточнение артикуляции и характеристики звука [т] (звук [т] – согласный, глухой (тактильно-вибрационный контроль), твердый, кончик языка упирается в верхние зубы. Может произноситься мягко – [т’]; [т] – синим цветом, [т’] – зелёным.
  1. Развитие фонематического слуха. 
  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та-та-та                Тя-тя-тя

Та-та-та                Тя-тя-тя         и т.д.

  1. Д/у «Наоборот»:

та – тя                ат –

то –                от –

ту –                ут –

ты –                ыт –

  1. Связь звуков и букв

– Звуки [т], [т’] живут в одном домике и этот домик буква Т.

Буква «Т» наверняка,

Тень большого молотка,

Буква Т на стол похожа,

На ноге стоит он тоже. (О.С. Гомзяк)

– Ребята, буква Т – может быть заглавной (ставится в начале имени или в начале предложения) и строчной (стоит после заглавной буквы).

Логопед даёт образец начертания заглавной и строчной буквы Т на доске.

– Печатание Т в воздухе вслед за логопедом.

– Выкладывание буквы Т из палочек.

  1. Динамическая пауза.

Ти-ти-ти – куда же нам пойти?

Ать-ать-ать – пойдём на улицу гулять.

Ать-ать-ать – будем прыгать и скакать.

(Выполняются движения в соответствии с текстом).

  1. Звуковой анализ слогов АТ, ТИ

– Какой первый звук в слоге АТ? А какая буква? Каким цветом закрасим квадратик? Какой второй звук? Какая буква? Каким цветом закрасим квадратик? Сколько звуков? Сколько букв? Давайте прочитаем слог, который у нас получился.

Аналогичная работа со слогом ТИ

  1. Графо-моторное закрепление образа буквы Т
  • Печатание буквы Т в тетради О.С. Гомзяк, стр.9.
  1. Подведение итогов
  1. С какими звуками сегодня познакомились? Звук [т] какой? Почему? Звук [т’] какой? Чем отличается звук от буквы?
  2. Положительная дифференцированная оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....