Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дворцова Ольга Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Цель.

 Уточнять артикуляцию звуков [д — д’]; учить детей дифференцировать звуки [д — т], [д’—т’]; упражнять в проведении звукового анализа; учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; знакомить детей с буквой   Дд.

Оборудование:

 Индивидуальные зеркала, панно букв, мел, доска, звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Примерное содержание:

I. Определение последовательности звуков в словах Даша и Дима. Дети определяют последовательность звуков в именах.

II. Артикуляция звуков.

—        Какой первый звук в слове Даша? (Звук [д].) А какой первый звук в слове Дима? (Звук [д’].) С этими звуками мы познакомимся поближе.

Артикуляция та же, что и при произнесении звуков [т — т’], но голосовые связки находятся в состоянии вибрации (контроль рукой).

Характеристика звуков. Звуки [д — д’] — согласные, бывают мягкими и твердыми.

2.        Дифференциация звуков [д — т] и [д’ — т’].

а)        Игра «Подскажи словечко».

Воспитатель читает двустишие, объясняя, что в слове, которое он будет выделять голосом, надо заменить звуки [т — т’] на звуки [д — д’].

Назовем мы книжку «том»;

А

Для жилья построим ... (дом).

Вот тележка. Это тачка;

А

Дом в саду зовется ... (дачка).

По реке плывут плоты:

А

Зреют на ветвях ... (плоды).

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка ... (Даня).

Город называем «Тверь»;

А

В доме открываем ... (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

А

Мама любит свою ... (дочку).

Нитку сматывай с катушки;

А

Воду черпай из ... (кадушки).

Соловей выводит трель;

А

Слесарь в сеть включает ... (дрель).

Архитекторы- творцы

Строят чудные ... (дворцы).

б)        Игра «Договори слово».

—В наш детский сад ходят много хороших мальчиков и девочек. У каждого из них свое имя. Помогите мне правильно полностью назвать их имена. Добавьте слоги - та или -да.

Све...(та), Лю...(да), Ники...(та), Аню...(та), На...(та), Ли...(да).

А теперь добавляем слоги -тя или -дя.

Нас...(тя), Кос...(тя), Воло...(дя), Ка...(тя), На...(дя), Пе...(тя), Ми...(тя), Фе...(дя), Ви...(тя).

III. 1. Согласование существительных с числительными. (Обратить особое внимание на согласование существительных с числительными «три» и «пять».)

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Теремок», назвать главных героев и последовательность заселения зверями теремка.

—        Когда мышка жила в теремке одна, то у нее были один стул, одна кровать, одно одеяло, одна подушка, одна тарелка, одна кружка и т. п. (Сначала педагог дает образец (1—2), затем дети перечисляют любые предметы с числительным «один».)

К мышке пришла лягушка, и в теремке всего стало по два. Перечислите. (Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «два».)

Затем к мышке и лягушке пришел жить зайка-побегай - ка, и стало в теремке всего по три. Перечислите. (Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «три».)

А когда к мышке, лягушке и зайке попросилась жить лисичка-сестричка, то в теремке всего стало по четыре. (Перечисление предметов с числительным «четыре».)

А затем пришел к теремку волк, и в теремке всего стало по пять. (Перечисление предметов с числительным «пять».)

2.Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем закончилась сказка.

—        Когда медведь раздавил теремок, то ничего не осталось. Чего не стало? Не стало столов, стульев, одеял, кроватей и пр.

III.        1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает детям букву Дд и размещает ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева). Напоминает детям, что звуки [д — д’] обозначаются одной буквой.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

Закрепление образов букв.

—        Назовите звуки, которые обозначают следующие буквы: А, Б, В, Д, О, М, Д, Н, ы и т. п.

IV.        Подготовка руки к письму. Упражнение «Дождь» на правильное распределение мышечной нагрузки. Рисование штрихов разной длины сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки буква "Р"

Цели и задачи1.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука «Р2. Развивать фонематический слух.3.Определять место звука «Р» в словах (начало,середина, конец)4.Знакомс...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....