Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по обучению грамоте | 207.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР
Тема: Звук и буква П.
Цель: Создание условий для овладения грамотой дошкольниками с ОНР.
Задачи: 1. Уточнить артикуляцию звука [П].
2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных
слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.
3. Познакомить с буквой П.
4. Обучать чтению слогов с буквой П.
5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.
2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.
Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.
- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.
- Давайте надуем шарики с помощью щёк:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.
- Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.
3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)
Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:
П! – мы губы сложим вместе.
П! П! П! – пыхтим мы глухо.
Нету голоса и звука!
- Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
- Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).
- Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
- Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
- Звук [П′] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.
Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [Пʹ].
Выставляются картинки с пальмой и письмами.
- Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].
Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:
- Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
- Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П′].
- Звук [П′] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).
4. Игра «Будь внимательным!»
У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.
- Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П′] - поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит слоги, затем слова.
Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;
Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.
5. Игра «Живые звуки».
- Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.
- Назовите первый звук, второй,...
- Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?
6. Физминутка «Мы похлопаем, мы потопаем».
Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)
Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
- В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).
7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.
- Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
- На что похожа буква П? (Ответы детей).
- Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
8. Работа с разрезной азбукой.
- Найдите в разрезной азбуке букву П.
9. Чтение слогов и слов с буквой П.
- Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.
А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.
- Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).
Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.
А А А А И П П П П
А П П У У И И П А П
- Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.
- Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).
10. Итог занятия:
- С каким звуком познакомились?
- Какой это звук?
- Почему звук [П] согласный?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
- Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"
Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:· познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...