Главные вкладки
Веселовская Аксинья Константиновна
Сайт учителя-логопеда ДОУ
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: использование нейропсихологических и сенсомоторных игр и упражнений для коррекции произношения
Увлечения: Живопись
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Пушкин
Место работы: ГБ ДОУ "Детский сад №51"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/veselovskaya-aksinya«Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Если ваш ребёнок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор.»
Всем доброго дня! Меня зовут Веселовская Аксинья Константиновна. Это мой небольшой сайт для публикации разнообразных образовательных материалов: конспектов, консультация для родителей и для педагогов, обучающих материалов и методических пособий.
О себе
Когда пора вести ребенка к логопеду?
Молодые родители, наблюдая развитие малыша, с нетерпением ждут, когда он заговорит. Первыми возникают звуки, затем образуются слоги. Лишь после появляются слова. Вот уже кроха мило лепечет на своём языке. Но выясняется, что сын подруги к этому возрасту называл предметы и говорил фразами. Некоторых родителей это беспокоит. Что делать? Ждать, когда «разговорится»? Идти к логопеду? Давайте выяснять.
Диагноз «задержка или нарушение речевого развития» может поставить только врач. Ни опыт подруг, ни обсуждения на форуме не должны стать основанием для окончательных выводов. Однако, родители должны знать основные этапы речевого развития. Важно не пропустить ситуацию, когда действительно требуется обратиться к специалисту.
Признаки нормального развития речи
Речь – инструмент общения. Формирование речевого аппарата тесно связано с психическим развитием и приобретением жизненного опыта. Ребенок учится говорить, копируя взрослых. Мамины песенки, прибаутки, проговаривание действий способствуют освоению речи. А вот мультфильмы – наоборот замедляют процесс. Дети должны вовлекаться в диалог, а не просто слушать или смотреть картинки.
Если малыш с рождения слышит речь, то к 12 месяцам он освоит следующие навыки:
Гуление – протяжное произнесение гласных звуков и слогов: га, ба, уа.
Лепет – многократное повторение одного слога: мамама, бабаба, дадада.
Первые слова, состоящие из простых слогов: мама, папа, баба.
Могут появиться сложные слова, произносимые на собственный лад. Макая – маленькая, дека – девочка.
Активный словарь ребенка должен выглядеть следующим образом:
- 1,5 года – 20 – 60
От года до двух кроха осваивает около 20-60 слов. Они имеют значение предложений: называют предметы, людей или действия (мама, дай, на). Малыш выучивает сложные слова, которые называет на свой лад: «мако» – молоко. Логопеды говорят не исправлять ошибки, а самим правильно называть нужный предмет, повторяя за ребенком. Например: «Что ты будешь пить? Молоко?».
- 2 года – 50-200;
От 2-х до 3-х речь заметно совершенствуется. Простые слова заменяются сложными. Дети начинают использовать предложения, состоящие из нескольких слов. Малыш чаще задет вопросы: «Почему?», «Где?». Появляются прилагательные, предлоги, союзы. Речь становится выразительной, грамматически правильной. Может сохраняться смазанное произношение. Кроха пропускает буквы или меняет слоги местами. Говорит то правильно, то неправильно, а иногда вовсе предпочитает молчать.
- 3 года – 800-1000;
С 3-х до 4-х лет активный словарь детей становится более обширным. К этому возрасту случается садик или школа развития, добавляется общение со сверстниками.
Появляются новые звуки, которые раньше малыш не мог правильно произносить. Ребенок учится употреблять глаголы, прилагательные. Согласует их с существительными. Умело пользуется местоимениями, знает понятие рода, числа. До 4-х лет дети осваивают обобщающие термины: посуда, одежда, животные. Могут дать оценку: хорошо, красиво, чисто. Способны заметить ошибки в произношении у сверстников.
- 4 года – 1600 – 1900;
С 4-х до 5-ти лет речь продолжает улучшаться. Четырёхлетка говорит связно, способен рассказать небольшую историю. Слова в предложении согласуются почти без ошибок. Могут быть трудности с образованием множественного числа. Например: карандаш – карандаши, зеркало – зеркалы. Если взрослый подскажет правильный вариант, малыш легко запомнит. Дети начинают «играть» звуками. Придумывают рифмы, поют песни, учат стихи. Способны запомнить и правильно назвать фамилию, имя, отчество. К пяти годам дети активно общаются, речевое развитие идет полным ходом.
- 5 лет – 1900-2200.
В возрасте 5-6 лет происходит качественный скачок в развитии. Дети способны рассказывать не только истории из жизни, но пересказывать небольшие истории, описывать картинки. Ошибок становится меньше, а сложных слов и предложений – больше. Получается произносить Р и Л – самые непростые звуки. Звукопроизношение чёткое и правильное.
К шести годам речевой аппарат почти полностью сформирован. Дети готовятся к школе, где им предстоит освоить чтение и письмо. В этом возрасте родители обязаны обратить пристальное внимание на речь. Ребёнок должен говорить связно и понятно. Если наблюдаются речевые дефекты, необходимо привести малыша к логопеду.
Нужно осознавать, что понятие нормы – относительно. Но ориентируясь на логопедический календарь, легче отследить, как идет речевое развитие детей.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Специалист, который работает с дефектами речи, называется детский логопед. Прежде чем записываться на прием, понаблюдайте.
Если вы видите, что малыш до года понимает обращенную к нему речь, гулит, лепечет в ответ – развитие идет правильно.
В 1,5-2 года появляются фразы и простые предложения.
В 2-3 – маленький человек активно общается со сверстниками, обогащая словарный запас.
В 3 – осваивает свистящие звуки, а в 4 – шипящие.
Произношение сложных Р и Л устанавливается в 5-6 лет.
Ребенок старше 6 четко говорит слова, свободно строит предложения, составляет рассказ.
Если вы заметили отклонения, проконсультируйтесь со специалистом. Идти к логопеду имеет смысл не раньше 2-х лет. Обязательно посетите врача перед школой.
Рассмотрим особенности речевого развития у дошкольников более подробно.
Как разговорить ребёнка?
Чтобы разговорить ребенка, необходимо следовать советам специалистов.
Будьте примером. Говорите правильно, разборчиво, называйте вещи своими именами. Обогащайте свой лексикон. Не бойтесь использовать сложные слова, не забывая пояснять их значение.
Не злоупотребляйте соской-пустышкой.
Если кроха предпочитает молчать, хотя умеет объясняться словами, перестаньте на время понимать жесты и мимику. Выполняйте просьбу, если ребенок пользуется речью.
Избегайте малышовых слов, особенно если ребенок старше 2-х лет. Пусть лучше будет машина, чем «бибика». Кроха быстрее освоит правильное произношение.
Исправляйте ошибки мягко. Не ругайте за неправильное произношение, не дразните, не смейтесь.
Если видите существенное нарушение речевого развития, обратитесь к логопеду. Специалист пригласит вас на логопедическое занятие или подскажет, как заниматься самостоятельно дома. Занятия по развитию речи проводятся также в детских садах.
И всё же, когда пришло время обращаться к логопеду?
- Малышу исполнилось 12 месяцев, а гуления и первого лепета не слышно.
- К 2-м кроха имеет в своем лексиконе менее 50 слов, совсем не использует фразы и предложения.
- Испытывает трудности с произношением простых звуков.
- Трёхлетка умеет говорить только на своём языке, но не пользуется даже несложными словами и фразами.
- Понимает родителей, но сам предпочитает молчать.
- Речь малыша заметно отличается от сверстников.
- В возрасте 4-5 лет мало и невнятно говорит, произношение смазано, наблюдаются явные речевые дефекты.
- После пяти лет малыш продолжает произносить многие звуки мягко: «сяпка» вместо шапка.
- Ребенок старше 6 лет произносит некоторые звуки неправильно. В норме к этому возрасту проблем быть не должно.
- Стал заикаться, повторять слоги.
- В возрасте старше 6 лет с трудом учит стихи, не в состоянии составлять рассказ, не может ответить на простые вопросы.
- Ученик 1-2 класса систематически испытывает проблемы с письмом.
- У ребенка была травма, после которой ухудшилась речь или письмо.
- Предстоит школа, но вы подозреваете, что с учёбой могут возникнуть трудности.
Теперь вы вооружены знаниями. Это поможет обнаружить проблему вовремя и обратиться за консультацией к специалисту для выяснения причины. Но всё же помните, что диагноз способен поставить только врач. Задача родителей – быть внимательными к ребенку и позаботиться о его правильном и гармоничном развитии.
Мой взгляд на мир
"Счастье можно найти даже в самые тёмные времена, если не забывать обращаться к свету"