Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Юдина Надежда Александровна

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе

«Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л.

Задачи:

1. Различать на слух звуки Л-ЛЬ по твердости и мягкости.

2.Учить вставлять пропущенный звук в начало слова, в конец.

3.Закреплять умение определять последовательность звуков в слове.

4.Развивать фонематический слух и звуковой анализ.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика«Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя»«Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму

Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,

Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л», «Ль»

Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Звук «ль» - согласный, мягкий, звонкий.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ

ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так«ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?

Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:

лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.

(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.

(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.

(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой второй звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)

Сколько гласных звуков? (Два)

Сколько согласных звуков? (Два)

Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

Знакомство с буквой «Л».

Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

Л.: - На что похожа буква « Л»?

Л.: - Из скольких элементов состоит буква?

Л.: - Какие это элементы?

Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради  "От слова к букве" Н.А.Федосовой...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И.

Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И....

Обучение грамоте. Подготовительная группа Звуки к, кь и буква К.

Обучение грамоте.Подготовительная группа Звуки к, кь и буква К....

конспект по обучению грамоте подготовительная группа Звуки г, гь и буква Г

конспект по обучению грамоте  подготовительная группа...