Применение новых подходов для формирования когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Процесс подготовки к освоению грамоты проходит намного интенсивнее и полноценнее, когда общепринятые приемы и правила дополнены играми на развитие когнитивных процессов.
В своей практике я применяю интересные и разнообразные игры и упражнения с организованной системой обратной связи (индивидуальные карточки, схемы, действия с мячом, движения). Где включены все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение новых подходов для формирования когнитивных функций | 17.52 КБ |
Применение новых подходов для формирования когнитивных функций | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение новых подходов для формирования когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте.
Цель: повысить уровень развития познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте.
задачи:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- закреплять умения слушать, принимать и выполнять словесные инструкции;
- развивать мыслительные операции;
- формировать положительную мотивацию к занятиям.
Обучение грамоте, по рекомендациям психолога Выготского Л.С., надо начинать в период становления психических функций. В так называемый период «языковой одаренности» в возрасте 5 лет. Когда у ребёнка сформирована разговорная речь, грамматически правильна, развита связная речь и достаточный активный словарь.
Процесс подготовки к освоению грамоты проходить намного интенсивнее и полноценнее, когда общепринятые приемы и правила дополнены играми на развитие когнитивных процессов.
В своей практике я применяю интересные и разнообразные игры и упражнения с организованной системой обратной связи (индивидуальные карточки, схемы, действия с мячом, движения). Где включены все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный.
И сейчас я хотела бы рассказать и продемонстрировать свою авторскую разработку, которая помогает продуктивно развивать мыслительную деятельность на занятиях по обучению грамоте.
- Упражнение «Запомни-повтори»
На экране «схема из кругов», в которой находятся 5 букв. В течении 5 секунд дети запоминают расположение букв на ней. Экран закрывается, дети по памяти печатают буквы в индивидуальной карточке, в том месте, где они находились на экране.
- Упражнение «Собери слоги»
На полу лежат обручи (3*5), в которых расположены буквы. У каждого ребенка индивидуальная карточка с нумерацией расположения букв в слогах. Дети подходят к обручам, сопоставляют свою карточку и печатают в прямоугольном окошке последовательно по схеме слоги, слоговые ряды (синтез слогов).
- Упражнение «Прочитай слоги»
Дети читают слоги, выложенные на полу, совершая двигательную активность
- Упражнение «Выложи слог»
Каждый ребенок выкладывает заданный слог в том месте, где он обозначен на индивидуальной карточке-схеме.
- Упражнение «Найди - напечатай»
На экране схема из кругов, в которой находятся слоги. По инструкции педагога дети печатают заданный слог в своей индивидуальной карточке, в том месте, где они расположены на экране (например: найдите слог ЕЛ, напечатайте его на своей карточке в том же круге, что и на экране).
- Упражнение «Разложи слово»
В индивидуальной карточке, в прямоугольном окошке, напечатано слово. Ребенок подходит со свей карточкой к обручам на полу, в которых находятся буквы. Анализирует и первую букву из заданного слова
- 1 вариант: вписывает в свою карточку буквы по порядку в слове (анализ слова), именно в том круге, где эта буква находится на полу в обруче;
- 2 вариант: вписывает порядковый номер этой буквы в данном слове. Затем вторую букву – ищет – вписывает не саму букву, а номер расположения этой буквы в заданном слове и т.д..
В любой когнитивной нагрузке необходимо давать двигательную, для того чтобы ребенок не перегружался. В движении лучше усваивается информация, ребенок быстрее запоминает.
Ну а сейчас мы с вами выполним несколько упражнений применив данный подход.
Мастер – класс
- Упражнение «Пройди – прочти»
На полу лежат обручи (3*5), в которых расположены слоги. У каждого участника индивидуальная карточка с маршрутом. Задание: пройти по заданному маршруту и произнести слоги. (обручи, слоги -15, схема маршрута)
- Упражнение «Собери слово»
На экране изображена «схема из кругов», в кругах расположены буквы (дети выполняют это задание в движении с теми же обручами). У каждого участника индивидуальная карточка с зашифрованным словом.
Задание: расшифровать слово – соединив буквы по порядку, сопоставляя свою карточку с экраном. (обручи, буквы или экран с буквами, схема, маркер)
- Упражнение «Шифр в круге»
У каждого участника индивидуальная карточка с шифром.
Задание: стереть повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв составить слово. При составлении слова двигаемся по карточке слева направо, сверху-вниз (схема с шифром, маркеры).
Данный подход способствует развитию познавательных способностей детей, создает положительный эмоциональный настрой в освоении детьми начальной грамоты.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повысить уровень развития познавательной активности у детей Задачи: развивать фонематический слух и восприятие; развивать навыки звукового анализа и синтеза; закреплять умения слушать, принимать и выполнять словесные инструкции; развивать мыслительные операции; формировать положительную мотивацию к занятиям.
1. Упражнение «Запомни-повтори»
1. Упражнение «Собери слоги» 1 2 3 4 5 ы о а б и ы - б и б у у б б а б у -ба
1. Упражнение «Прочитай слоги»
1. Упражнение «Выложи слог» ек ем те
1. Упражнение «Найди - напечатай» ли ул ил ло лу ил ол ли ли ле ал ла лы ыл ел
1. Упражнение «Разложи слово » листва белка ледник листок палки дупло лунка 1 2 3 4 5 6 к л б а у е л с н п т и д в о листва л т в а с и
«Пройди - прочти» шка шон шиш шпи каш шпи шко х ши каш о шк шта шху биш пшо шку
«Пройди - прочти» рул рал лор рил лар лур рла лер рло лир рол рыл лыр рел рлу
Собери слово х в т о с к б а ш н и у п ы м
Шифр в круге паутины
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...
Статья "Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений"
Особенности орагнизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе круглосуточного пребывания....
Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.
Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».
Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...
Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по математике и обучению грамоте "Лесная школа".
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по математике и обучению грамоте...
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...