Интернет-портфолио "Театрализованная деятельность, как средство социально- коммуникативного развития детей с ТНР"
проект по логопедии
"Театрализованная деятельность, как средство социально- коммуникативного развития детей с ТНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание практики | 644.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство социально-
коммуникативного развития детей с ТНР»
Актуальность.
ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной образовательную
область – социально-коммуникативное развитие. Считаю, что и моя задача, как учителя-логопеда - не только работать над коррекцией речевых
нарушений у воспитанников, а прежде всего помогать дошкольникам приобретать навыки успешной социализации.
С сентября 2022 года работаю в детском саду No176, где воспитываются
дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Когда начала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отметила, что у многих из них снижена потребность в общении, недостаточно развиты навыки взаимодействия, не сформирована готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Традиционные логопедические занятия, как правило индивидуальные ограничены по времени, не позволяли мне в полной мере развивать у детей коммуникативные навыки.
Иногда удавалось собрать ребят мини группами, на которых мы
разыгрывали знакомые детям сюжеты сказок, дети с удовольствием
изображали героев, пытались взаимодействовать и от лица героев вступали в коммуникацию. Возникла идея организовать такую деятельность на постоянной основе. Имея высшее актерское образование (в 1998 году
окончила Красноярский государственный институт искусств по
специальности «актриса драматического театра и кино»), я всегда хотела
заниматься театральными постановками с детьми, но не было уверенности, что это возможно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Огромное желание помочь моим воспитанникам не оставило сомнений. И вот уже второй год в нашем детском саду я провожу театральную мастерскую/студию (театральный кружок «Домик сказки») для детей. Представляю опыт работы по организации театральной мастерской для детей с ОВЗ в детском саду.
Цель: повысить уровень социально коммуникативного развития детей с
ЗПР и ТНР, посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
создать условия для совершенствования речевого развития детей
дошкольного возраста у детей с ТНР.
сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания
учащихся, направленную на совершенствование артикуляционного
аппарата, активной, насыщенной речи, выразительных средств родного
языка;
создать систему взаимодействия детей с партнерами по площадке –
сверстниками и взрослыми, работая в команде;
развить чувство эмпатии и коммуникативные умения;
наращивать дисциплинарные и лидерские качества;
Описание практики.
Ведущей базовой деятельностью у детей с ОВЗ, является – игровая форма взаимодействия, а театрализованная деятельность, воспринимается, как развлекательный процесс, но объективно являющийся продуктивным. Именно с помощью игры, раскрывается, не только творческий потенциал ребенка, но и формируются коммуникативные умения, а также, успешная адаптация в социальной среде (Л. С. Выготский, В. А Сухомлинский). Соответствуя тенденциям современного театрального мастерства, прошла курсы повышения квалификации – «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей в условиях ДОО» https://nsportal.ru/user/1055613.
В первые минуты занятия в театральном кружке, участники творческого процесса не имеют жестких рамок и ограничений. Мы смеемся, хмуримся, пищим и визжим, топаем ножками, хлопаем в ладоши, тем самым, через форму игры, вырабатываем навыки умения слушать и слышать присутствующего рядом сверстника. Это дает максимальное раскрепощение, что оказывает положительный эффект при установке эмоционального контакта со сверстниками.
Следующая ступенька - развитие воображения и перевоплощения. Это звено, плотной цепочки, позволяющей минимизировать «социальные вывихи», включаясь в мир новых ощущений, ярких чувств и эмоций. Совместно с ребятами, мы выполняем элементы подражания, среди них - повторения по показу, «Повтори за мной», демонстрация собственных придуманных образов и творческих игры, например «Мой образ, это…». Данные упражнения помогают детям активно взаимодействовать между собой, выстраивая социальную коммуникацию. Также, мною был спроектирован и отправлен в столярный цех для изготовления, фанерный, кукольный домик. Его размеры были рассчитаны с учетом роста детей. Домик имеет резные элементы, для большей схожести с оригиналом. Имеются и ручные куклы, для озвучки и одухотворения героев сказки.
После выполнения упражнений по перевоплощению, начинается самое интересное, а именно, выполнение упражнений на фантазию и память физических действий «ПФД (память физических действий)». Например, Степан – жираф, Соня – пчелка, Даша - бабочка, Тимофей изображает громко улюлюкающего индейца
Ребята придумывают целую серия фантазийных проб, «Бабушкино варенье», «Я лимон», «Часики», «Острая иголочка, ниточка в хвосте», и др. Данные упражнения помогают детям активно взаимодействовать между собой.
Каждый образ сопровождается открытостью, пластикой тела, жестикуляцией, что благотворно влияет на развитие психофизических качеств, двигательных способностей, системы координации в целом. Особенность выполнения упражнений по «ПФД», заключается в том, что эти показы выполняются без воспроизведения, каких-либо звуков и слов.
Наблюдатели, они же зрители должны понять и озвучить, что демонстрирует выполняющий упражнение ребенок. Не всегда бывает сто процентное попадание. Дети с особенностями речевого развития, как правило, не имеют стойкого желания для речевого взаимодействия, но именно путем выполнения данного упражнения, у них формируется желание быть понятным, а сверстники, непременно угадали задумку показа «ПФД», тем самым создается внутренняя мотивация речевого высказывания.
Более серьезный, но не менее интересный этап, это этюды. Этюды (сквозная импровизация, проба) - следующий этап взаимодействия детей в предполагаемых обстоятельствах по событийной ситуации. Подготовка к работе представляет собой процесс погружения в образы сказок. Дополняется музыкальным, чаще классическим сопровождением, что позволяет организовать сенсорные системы детей с ОВЗ, снять элемент тревожности, побуждая к импровизации.
В момент проведения театрализованной деятельности, я, как старший наставник и друг по театральной площадке, использую костюмированный образ, соответствующий теме - Мери Поппинс, Пеппи длинный чулок, большой мистер Мишка, Милое Приведение, русская хозяюшка, врач, а также, деловой стиль и др. Такая оригинальная форма – костюмированный элемент, на мой взгляд, является инновационным подходом для большей эффективности в создании условий социально – коммуникативной отзывчивости, чувства партнёрства и доверительного отношения ко взрослому.
Используя методы театральных подходов, мы постепенно приходим к репетиционным точкам (распределение на площадке, ощущение себя «здесь и сейчас», взаимодействие с партнером. Что является проявлением волевых усилий, происходит становление целенаправленности (партнер по сцене тебя услышал, подал обратную реплику) и саморегуляции собственных действий (удержать внимание и завершить импровизационный элемент).
При распределении ролей сказочных персонажей, среди детей не возникает спорных моментов, социальный интеллект формируется еще на начальных этапах занятий театральной студии. Для них существует выработанное ими же правило – все роли важны и интересны
Также, благодаря театрализованной деятельности, наши детки не бояться представлять свои чтецкие работы, и занимать почетные места.
Театрализованная деятельность и ее назначение в сфере социально -коммуникативного развития, способствуют формированию всесторонне развитой, эмоционально устойчивой личности. Внутренняя самоустановка, направленная на успешность, достигается за счет отсутствия категоричности оценочной системы. Крепкая вера в себя и свои силы, оказание поддержки, в том числе взрослых, а также, выступления и победы на мероприятиях, как внутри сада, так и за его пределами, помогает осуществить основную идею - повысить уровень социально - коммуникативного развития детей с ТНР.
Мною был разработан примерный план на год.
Занятия с детьми в театральной мастерской проходят один - два раза в неделю, в первую половину дня. Второй день мы подключаем, при переходе на репетиционные точки. Время, с 9. 30 до 10.10 – вторник и пятница, по согласованию с воспитателями группы. Занятия проходят, как в группе, так и в музыкальном зале. На занятии присутствует группа «Колокольчики».
Интеграцию образовательных областей, я разделила на блоки – «Вводный», «Дикционный - развитие речи и дыхания», «Познавательно эмоциональный», «Ритмопластика тела», «Мимика и жесты», «Наблюдение и этюды», «Основы актерского мастерства», «Самостоятельная актерская деятельность», «Демонстрация навыков», «Выпуск интерактивного спектакля». Занятие начинается именно с комплекса артикуляционных упражнений, который помогает активизировать и разогревать мышца речевого аппарата:
«Трубочка – улыбка», «Обхватывающее», «Укольчики», «Змейка», «Чашка», «Коктейль – трубочка», «Львёнок и варенье», «Язык на ребро».
Так же, мы выполняем упражнения со звуками – при правильном укладе положения губ произносятся гласные звуки в следующем порядке: «и-э-а-о-у-ы». Далее, упражнения с соединением гласной и согласной, парные согласные и сложные звукосочетания:
Тпка Тпко Тпку Тпкэ Тпки Тпкы
Дбга Дбго Дбгу Дбгэ Дбги Дбгы;
Вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
Кца-пца, кцы-пцы, кцэ-пцэ, кцо-пцо, кцу-пцу.
Следующий этап, это ознакомление с чистоговорками и скороговорками, по принципу, от легкого к сложному, например «Наш Палкан попал в капкан», и более сложная для произношения – «У Карлуши и Луши Карл и Карлиха били коралловые баклуши». Так же, дыхательные тренинги, являются обязательной частью, среди них – «Свечка», «Комарик со звуком», «Погреем ладошки». Все сопутствующие упражнения выполняются в игровой форме. Например, «Упражнение с мячом» на формирование правильного выдоха. Ударяя мяч об пол повторяем утрированно четко стихи, например:
«Бум барабан, бам барабан,
Барабанил в барабан,
Тара, тара, тара, рам,
Барабанил в барабан.
«Мыльные пузыри», основная задача заключается в тои, чтобы не дать пузырьку, опуститься на пол. Также, могут использоваться в данном упражнении воздушные шары. «Скакалка» - используя скакалку (по возможности), произносятся слоговые цепочки, контролируя выдох.
«Дровосек» - вдох – замах, выдох – удар. Все эти упражнения направлены на развитие грудного и диафрагмального дыхания.
Новизна.
Новизна опыта, заключается в следующем:
- театрализованная деятельность, есть путь принятия себя, как личности. Примеряя на себя различные образы сказочных персонажей с различными внутренними действиями (настроением, чувствами), дети с ОВЗ, приобретают способность контролировать собственную эмоциональную неустойчивость. Что является основным, мотивирующим фактором к успешному социально – коммуникативному развитию.
Педагогическая ценность.
Во-первых, театр – это игра, эмоции, внутренняя свобода. Дети представляют себя настоящими актерами, получают удовольствие от процесса и результата. А благодаря теме театральной мастерской «Я режиссер и сказочник», ребенок может примерить роль главного человека на сцене (в данном случае – режиссера-постановщика), что благотворно влияет на его самооценку. Я, как наставник и руководитель студии, передаю инициативность и принимаю самостоятельную деятельность детей.
Во-вторых, через театральное мастерство, происходит интеграция образовательных областей. Рассмотрим на примере интерактивного спектакля «Маша, Миша и их друзья». Дети осознают, что медведь, это не лесное животное, а товарищ из группы. Медведь, вовсе не злой, он умеет, не только рычать, но говорить человеческим голосом. А белочки сестрички способны помочь зайке Тимоше. Тем самым, формируется познавательное развитие. Также, дети учатся проявлять чувство эмпатии к ближнему, а по отношению к животным, учится определять степень ответственности (нравственная направленность).
В-третьих, музыкальное звучание образа, формирует художественно-эстетическое развитие. Каждый персонаж (образ), имеет свое музыкальное олицетворение. Например, Маша в инструментальном звучании, это гобой. Миша, безусловно труба или валторна, в зависимости от настроения и действия героя. Белочки – ксилофон. Стук молоточков о клавиши (бары), издают именно такой звук, который безупречно сочетается с характером персонажа. Правильно подобранная музыкальная подложка, оказывает положительный эффект на позитивное самоощущение и эмоциональное благополучие детей.
В-четвёртых, осознанное движение на площадке во время демонстрации образов героя, способствует развитию координации движения, становлению саморегуляции в двигательной сфере.
Театрализованная деятельность, это мощный пласт возможностей по развитию всех структур социально – коммуникативных навыков детей с ТНР.
Результативность.
Опыт работы в данном направлении составляет 26 лет. Согласно данным психолога, развитие коммуникативных навыков у воспитанников, посещающих театральную мастерскую, значительно выше, чем у других ребят. По наблюдениям воспитателя, у ребят формируется стабильная устойчивость внимания, а также способность к саморегуляции поведенческих реакций. После посещения занятий театрального кружка, перевоплощений в различные образы героев сказок, отыгранных этюдов, озвучивание ручных кукол и выступлений, закрепилась формировавшаяся уверенность в себе. Так, по результатам диагностики, проведенной в конце учебного года, выросли показатели прежних личностных дефицитов, среди которых встречались - низкая самооценка, нерешительность, робость, неуверенность в собственных силах.
По отзывам воспитателей и родителей, дети группы, охотно делятся положительными впечатлениями. Дома с семьей разыгрывают сценки, посвященные близким, которые, в свою очередь включаются в процесс создания семейных мини спектаклей.
Внедряемость.
Воспитателей и педагогов ДОУ мы всегда рады видеть в наших театральных буднях и дальнейших выступлениях. Благодаря доступности театрализованных постановок и показов, педагогический коллектив использует приобретенный опыт и при проведении занятий в группах.
Также, представление опыта коллегам, идейность и совместный творческий подход, привело к сплочению коллектива и созданию дуэта «Русские матрешки», что в последствии высоко оценилось экспертным жюри, в рамках проведения межрегионального этапа ХХХ фестиваля - конкурса самодеятельного творчества работников образования и ветеранов педагогического труда Красноярского края «ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА» 2024г, где была завоевана абсолютная победа.
https://nsportal.ru/user/1055613
В Первом открытом краевом творческом конкурсе «Весна Победы» 2023г, с участниками вокального ансамбля ДОУ «Комбрио», стали лауреатами II степени.
Осенью этого года была приглашена на «Радио России», где после победы на краевом конкурсе по технике здоровьесбережения голосовых возможностей и четкой дикции, делилась опытом работы на тему важности речевого развития детей в ДОУ.
Лучшая награда для меня – это не выступления на значимых мероприятиях и победы в конкурсах, а искренние эмоции детей, и счастливые лица родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....
Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.
Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ - социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...
проект "Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Проект на один учебный год...
Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций. В пр...
Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решени...
Применение игровой деятельности как средство социально-коммуникативного развития дошкольного возраста
Тема: «Посещение кафе «Дары осени».Задачи:Образовательные:-систематизировать представления детей об овощах и фруктах;-упражнять...