Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя по теме "Моя Родина - Россия"
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека заданий способствует развитию всех компонентов речи в рамках данной темы. предложенный материал поможет ребенку закрепить знания, которые он получает на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodina_rossiya.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Наша Родина - Россия
Развитие общих речевых навыков
- Чистоговорка
Цель: Работа над чёткостью дикции
Жура - Жура - Жураваль!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
"Где же лучшая земля?"
Отвечал он, пролетая:
"Лучше нет родного края!"
П. Воронько
Развитие артикуляционного аппарата. Мимики.
- Артикуляционная гимнастика
Игровое упражнение. Шофер делает гимнастику для шеи.
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п – п - п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно.
Губы то широко раскрывать («оскал»),
то касаться ими «желобка».
Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.
Вагон на рельсах. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны
скользить по коренным зубам. Следить,
чтобы нижняя челюсть не двигалась,
губы не натягивались на зубы.
Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
Развитие памяти, внимания, мышления
1. Четвертый лишний
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления
Ход:«Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор)
Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург.
Парк, сквер, сад, лес.
Машина, улица, площадь, проспект.
Река, пруд, мост, озеро.
Город, дом, деревня, поселок.
2. Выучи стихотворение наизусть
Россия ... как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
С. Васильев
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Назови ласково
Цель: Учить детей употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
Ход игры: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какой – либо овощ. Ребенок ловит мяч и называет овощ «ласково».
деревня - деревенька
улица - улочка
город - городок
проспект - проспектик
музей - музейчик
дом - домик
площадь - площадочк
2. Скажи со словом «много»
Цель: Учить детей употреблять имена существительные во мн. ч. Род. п.
Ход игры: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какой – либо овощ. Ребенок ловит мяч и называет овощ со словом «много».
У бабушки в деревне одна площадь, а в городе много .... (площадей).
У бабушки в деревне одна улица, а в городе много ...
У бабушки в деревне одна церковь, а в городе много ...
У бабушки в деревне один музей, а в городе много ....
Слова: театр, проспект, мост, парк...
3. Моя Россия
Цель: Обогащение словарного запаса прилагательными.
Ход игры: Взрослый предлагает детям подобрать признаки к нашей Родине, России. Родина - какая?
любимая
родная
прекрасная
огромная
необъятная
бескрайняя
богатая
красивая
могучая
беззащитная
весёлая
грустная
4. Скажи по - другому
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
Ход: предложите ребенку сказать произнесенную вами фразу по - другому.
человек, живущий в городе, какой ... ГОРОДСКОЙ.
человек, живущий в деревне, ....
житель села ...
почтовое отделение, находящееся в поселке, ...
5. Чья картинка?
Цель: Учить детей отвечать на вопросы с помощью вопроса чья?, правильно согласовывать местоимения с существительными.
Ход: Покажите ребенку картинки, на которых изображены достопримечательности города. Ребенок внимательно их рассматривает и просит у взрослого картинку.
например: МОЙ мост, МОЁ море, МОЯ улица...
слова: река, мост, проспект, улица, дом, памятник, библиотека, театр, фонтан...
6. Один - много
Цель: Учить детей употреблять имена существительные во множественном числе именительном падеже.
город - города
улица - улицы
вокзал - вокзалы
площадь - площади
театр - театры
магазин - магазины
проспект - проспекты
бульвар - бульвары
сквер - скверы
школа - школы
храм - храмы
библиотека - библиотеки
аптека- аптеки
двор - дворы
мост - мосты
7. Скажи наоборот
Цель: Учить образовывать антонимы.
Эта улица узкая, а эта ... широкая.
Эта дорога длинная, а эта ...
Эта речка мелкая, а эта ...
Эта школа близкая, а эта ...
Эта тропинка прямая, а эта ...
Этот дуб молодой, а этот ...
Этот путь далекий, а этот ...
Этот мост высокий, а этот ...
8. Семейка слов
Цель: Совершенствовать навык словообразования, образования однокоренных слов.
Ход: Взрослый предлагает детям подобрать семейку слов к слову БЕРЕЗА - ответить на вопросы:
Как можно назвать маленькую березу?
Как можно назвать березу ласково?
Какая роща?
Как назвать березовый лес? (березняк)
- Повторите всю семейку слов.
Развитие связной речи
- Наше Отечество
Цель: Развитие речевого слуха, диалогической речи, навыка пересказа.
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
По К. Д. Ушинскому
2. Составление рассказа о своей стране по вопросам
Цель: Развитие диалогической речи
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
Твое отношение к своему городу.
Твое отношение к своей стране.
Развитие фонематических функций
- Раздели на слоги
Цель: Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Ход: Раздели слова на слоги.
Слова: герб, флаг, хлеб, Нева, Россия, Родина, береза, воин, победитель, парад, улица, салют, проспект, театр, музей...
2. Назови первый и последний звук в слове.
Цель: Учить детей выделять в словах первый и последний звуки, развитие фонематического анализа слов.
Слова: Родина, Россия, береза, деревня, город, село, столица, проспект, улица, житель, народ, государство, президент, мэр, губернатор...
3. Ребусы
Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.
Ход: Разгадайте ребус, что за слово в нем спрятано?
- РОЗА - нужно заменить букву З на букву С, последнюю А, тоже на букву С = РОСС.
- Из слова ЛИЛИЯ нужно убрать первые три буквы, останется ИЯ.
- соединяем первую и вторую часть - РОСС + ИЯ = ИЯ.
Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением
1. Выложи из палочек флаг по образцу
2. Родина
Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русская природа,
Это Родина моя.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга, -
Это русское раздолье,
это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
слышу трели соловья, -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Приставляют правую руку ко лбу "козырьком"смотрят вправо - влево.
Разводят руки в стороны перед собой.
Ставят руки на пояс.
Сводят руки над головой - "гора"
Плавно опускают пред собой сведенные руки ладонями вниз
Разводят руки в стороны перед собой
Ставят руки на пояс
Прикладывают поочередно правую и левую руку к уху, прислушиваются.
Разводят руки в стороны перед собой.
Ставят руки на пояс.
Ф. Савинов
НАША РОДИНА - РОССИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности".
Выступление на педагогическом совете....
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя
Система упражнений предложеная учителем - логопедом на неделю основана на принципе постепенного усложнения заданий и закрепления лексической темы....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений
Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений...
«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»
Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протяжении всего периода пребывания детей в логопедич...
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы».
От эффективного взаимодействия учиеля - логопеда и воспитателей логопедической группы зависит результат коррекционно - образовательной работы....
Развитие познавательной активности у детей с ОНР как форма взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя специализированных групп
Стендовый доклад...
Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...