Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений
консультация по логопедии по теме
Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений: коррекционного и воспитательно-образовательного. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем тесно связаны с задачами логопеда. Благодаря тесному взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя при формировании математических представлений закрепляются не только математические представления, но и правильное произношение звуков, развивается связная, грамматически правильная речь. В данном материале представлена интеграция в работе учителя-логопеда и воспитателя, основные задачи по формированию речевых навыков в работе воспитателя и учителя-логопеда, а также показана схема взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_v_rabote.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений
Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений: коррекционного и воспитательно-образовательного. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем тесно связаны с задачами логопеда (приложение 1).
Уже в начале учебного года после проведённого обследования логопед знакомит воспитателя с результатами, определяет коррекционные цели и приёмы их достижения. Даёт рекомендации воспитателю по использованию речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учётом специфики речевых нарушений.
В логопедической группе во время непосредственной образовательной деятельности, во время закрепления отработанного материала воспитателем всегда присутствует наглядная опора, которая отбирается совместно логопедом и воспитателем, с учётом поставленных задач и исходя из индивидуальных особенностей детей. Логопед знакомит воспитателя с определёнными речевыми моделями, а воспитатель упражняет детей в их применении и употреблении, закрепляет материал логопедических занятий, отрабатывает навыки правильной речи, тем самым обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Таким образом, взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя осуществляется в процессе речевой работы. Решая общие задачи, ни логопед, ни воспитатель при этом не подменяют друг друга. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи (приложение 2).
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам образовательная программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область "коммуникация" прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в области "познание" при ФЭМП.
В процессе этой образовательной деятельности воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение), а также для обучения их связной речи. Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой (например, при счёте каждый раз называя предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора…)
На примере некоторых задач, стоящих перед воспитателем можно проследить, как осуществляется взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда при формировании математических представлений (приложение 3).
Формируя представления о цвете и форме, воспитатель параллельно закрепляет умения детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга).
Отрабатывая величинные понятия, воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.
При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.
Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.
Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий. При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.
Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь.:
- Что стоит между понедельником и средой?
- Кто самый старший (младший)?
- Назови второй зимний месяц.
При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
Для лучшего усвоения детьми этих грамматических категорий используется утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных Например: "Есть – нет" (У меня есть два красных помидора. – У меня нет двух красных помидоров.). - "Больше – меньше" (Пять огурцов больше, чем три огурца).
Успешное закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, закрепление поставленных логопедом звуков происходит и в процессе составления и решения задач (по моделям, по картинкам).
Таким образом, благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателя при формировании математических представлений закрепляются не только математические представления, но и правильное произношение звуков, развивается связная, грамматически правильная речь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н."Как преодолеть трудности в обучении детей" - М., Ось-89, 2005.
2. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В."Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада" - М.,1991г.
3.Нищева Н.В."Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" - С-Пб , Детство-пресс, 2003.
4. Столяр А.А."Давайте поиграем" - М., Просвещение,1991.
5. Михайлова З.А."Игровые занимательные задачи для дошкольников" - М., Просвещение, 1985.
6. Белошистая А.В."Формирование и развитие математических способностей" -Екатеринбург, У-Фактория, 2007.
Приложение 1
Приложение 2
|
|
Приложение 3
Схема взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя
Воспитатель Учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников по средствам дидактических игр»
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так п...
Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной р...
Совместная деятельность детей средней группы и взрослого (воспитателя) по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на Луну»
Цель: создать игровую мотивацию для применения знаний.Совместная деятельность: привести для исследования различные образцы с ЛуныРазвивающие задачи:• формировать экологическую культуру;• зак...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...