Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта рвботы | 58 КБ |
Презентация | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
1
Сообщение из опыта работы на тему:
"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя
группы компенсирующей направленности ДОО"
2
«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
3
Данное высказывание Л.С. Выготского, определяет совместные цели взаимодействия педагогов компенсирующей группы - это усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
4
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы направлено на решение трех основных задач:
-выявление детей, имеющих речевые нарушения;
-коррекцию речевых нарушений;
-профилактика возникновения речевых нарушений.
5 (таблица)
Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя:
- комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса;
- сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса;
- использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания у них правильной речи, учет интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
6
Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает
1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы.
2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Людмилы Владимировны Лопатиной.
3. Коррекция звукопроизношения.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
8. Коррекция нарушений слоговой структуры.
9. Развитие просодической стороны речи.
10. Профилактика нарушений письма и чтения.
11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
12. Совершенствование общей и мелкой моторики.
7
Деятельность воспитателей группы компенсирующей направленности предусматривает
1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Людмилы Владимировны Лопатиной, а также индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время.
3. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом речевых звуков.
4. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы.
5. Развитие и совершенствование связной речи.
6. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.
7. Систематический контроль качеством детской речи.
8. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.
За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность учитель-логопед. Воспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда.
8
Виды совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в нашей дошкольной организации осуществляются в соответствии с представленными выше задачами
Диагностическая работа
Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.
Коррекционная работа (фото)
Учитель - логопед исправляет нарушения всех компонентов речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.
1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует коррекционным занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков, т.е. в течение недели воспитателем проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.
Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи.
2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм, употреблением предлогов и т.д. Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.
3. Специфика работы воспитателя группе компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда.
Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня - так называемый «Логопедический час».
9
4.Воспитатель в своей коррекционной работе руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимосвязи. Оформление данной тетради представлено на слайде.
Первый год обучения
Дата | Задания учителя-логопеда | Отчет воспитателя |
Второй год обучения
Дата | Конспект фронтального занятия | Выполнение заданий детьми | Задания учителя-логопеда | Отчёт воспитателя |
10
Профилактическая работа
Профилактическая работа в группе компенсирующей направленности осуществляется через совместное создание учителем-логопедом и воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, в нашей группе - это «Логопедический уголок», в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т.д.
Консультативная работа
Учитель-логопед проводит для воспитателей консультации на разнообразную тематику (об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений), контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов и др.)
Ежемесячно нами проводятся заседания в «Логопедической гостиной». Её тематика охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь обсуждаются новинки литературы, интересные методические находки, новые пособия или формы работы.
11
Формы взаимодействия
между учителем-логопедом и воспитателем:
1.Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.
2. Логопедическая гимнастика во время режимных моментов.
3.Совместное проведение интегрированных занятий, праздников.
4. Ведение тетради взаимосвязи.
Основа взаимодействия
учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.
Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!
12
Спасибо за внимание!
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский
усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
- выявление детей, имеющих речевые нарушения; -коррекция речевых нарушений; -профилактика возникновения речевых нарушений.
Комплексный подход Сотрудничество Индивидуальный и дифференцированный подход Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности
1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы. 2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Коррекция звукопроизношения. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий. 6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию. 7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи. 8. Коррекция нарушений слоговой структуры. 9. Развитие просодической стороны речи. 10. Профилактика нарушений письма и чтения. 11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников. 12. Совершенствование общей и мелкой моторики.
1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время. 4. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков. 5. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы. 6. Развитие и совершенствование связной речи. 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале. 8. Систематический контроль за качеством детской речи. 9. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.
1. Диагностическая работа 2. Коррекционная работа
1 год обучения Дата Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя 2 год обучения Дата Конспект фронтального занятия Выполнение заданий детьми Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя
3. Профилактическая работа 4. Консультативная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности
Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду....
Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности.
Предлагаю материал работающим логопедам ДОУ . Этот материал поможет вам при составлении плана работы в начале учебного года....
Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности....
Взаимосвязь учителя логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности, подготовительного возраста.
Предлагаю примерное перспективное планирование по лексическим темам,взаимодействие работы учителя-логопеда с воспитателем, для детей подготовительного возраста....
Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (из опыта работы).
В данной статье представлен материал из опыта работы по взаимодействю учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на примере группы "Лучики" МБ...