Методические приемы обучения составления пересказа текста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Обучение детей пересказыванию текстов одно из направлений развития связной речи у дошкольников. В данной консультации преведены методические приемы при работе по обучению составления пересказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_obucheniya_pereskazyvaniya_tekstov.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения пересказа текстов.

Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь.  При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения.

До начала чтения рассказа педагог объясняет детям смысл трудных слов, они  проговариваются хором и индивидуально. Дальше проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, педагог, задает вопросы с целью выяснения, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

  1. Педагог пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
  2. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то педагог задает наводящие вопросы.
  3. Перед началом пересказа педагог составляет план пересказа.
  4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.
  5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложный виды работы:

  1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
  2. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
  3. Творческое рассказывание:
  • Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев.
  • Составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.
  • Составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»

Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ

Составление рассказов по картине.     В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам ...

«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»

Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...

Рекомендации родителям по обучению детей пересказу текстов

Рекомендации родителям по обучению детей пересказу текстов...