Методические приемы обучения составления пересказа текста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Обучение детей пересказыванию текстов одно из направлений развития связной речи у дошкольников. В данной консультации преведены методические приемы при работе по обучению составления пересказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_obucheniya_pereskazyvaniya_tekstov.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы обучения пересказа текстов.
Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения.
До начала чтения рассказа педагог объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Дальше проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.
Прочитав рассказ, педагог, задает вопросы с целью выяснения, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
- Педагог пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
- Если ребенок пересказывает с большими паузами, то педагог задает наводящие вопросы.
- Перед началом пересказа педагог составляет план пересказа.
- Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложный виды работы:
- Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
- Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
- Творческое рассказывание:
- Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев.
- Составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.
- Составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОО *ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО* Основные методические приемы обучения сюжетному рисованию
Цели и основные задачи обучения сюжетному рисованию...
ОО *ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО* Основные методические приемы обучения декоративному рисованию
Цели и основные задачи обучения декоративному рисованию...
Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...
«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»
Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
Составление рассказов по картине. В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам ...
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...
Рекомендации родителям по обучению детей пересказу текстов
Рекомендации родителям по обучению детей пересказу текстов...