«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
консультация по логопедии
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Современные исследования подтверждают, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для последующего полноценного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazu.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф
Консультация для педагогов
«Обучение дошкольников пересказу текста
цепной структуры»
Учитель-логопед: Миллер Э.В.
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Современные исследования подтверждают, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для последующего полноценного обучения в школе. Этим умениям и навыкам надо обучать специально до того, как дошкольники научатся читать. Поэтому, регулярные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют актуальное значение для всего процесса обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
В качестве одного из таких средств можно с успехом использовать предметно-графические схемы текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Ребёнок в процессе восприятия текста цепной структуры представляет и видит обозначаемую действительность, а не строчку слов или последовательность звуков, т. к. важнейшей, если не основной единицей семантической организации цепного рассказа является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста была принята предметно-графическая схема следующего вида: прямоугольниками обозначены предметные значения сообщения (субъект или объект, параллельными стрелками синего цвета - глаголы (слова-действия, пунктирные стрелки красного цвета, которые соединяют прямоугольники по диагонали отражают наличие структурно-смысловой связи; общая рамка – подчинённость плана раскрытию единой темы.
Применение такой схемы даёт реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем –вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Использование такой предметно-графической схемы цепного рассказа оправдывает себя в полной мере, т. к. создаёт удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложений.
На примере адаптированного рассказа цепной организации «Коля и шар» проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста. Рассказ, который вначале представляется на слух, не должен превышать 6-7 предложений и его содержание можно легко отобразить графически, создав зрительную опору для запоминания.
Итак, педагог зачитывает адаптированный рассказ и даёт установку, чтобы дети запомнили, о каких предметах рассказывается в нём:
«Однажды Коля заболел и лежал в кровати.
Кровать поставили к окну.
Неожиданно в окне Коля увидел красный шар.
На шарике была нарисована красная рожица.
Весёлую рожицу нарисовали друзья мальчика.
Они хотели развеселить больного Колю».
1. После прочтения рассказа детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на панно только те, которые относятся к данному повествованию.
2. Далее, отобранные картинки надо расположить в последовательности рассказа. Затруднения в воспроизведении события является хорошим поводом для использования графического плана. Показывая схему, мы объясняем, что она поможет быстро найти место каждой картинке.
3. После чтения первого предложения предлагается найти соответствующие ему картинки и подставить их в первую строчку схемы. Анализ протекает в следующем порядке:
Л: - О ком говорится в первом предложении?
Д:- О Коле.
Л:- Что случилось с Колей? Сколько здесь слов, кто их вспомнит?
Д: Коля заболел и лежал.
Л: Где он лежал?
Д: Он лежал на кровати.
Таким образом, разбирая каждое предложение, картинками заполняется вся схема, т. е. восстанавливается весь сюжет рассказа. Перед дошкольниками, не владеющими навыками чтения, предстаёт рассказ в виде предметно- графической схемы, которая служит зрительной опорой для дальнейшего анализа и пересказа текста.
Анализируя предметную канву рассказа, мы с детьми замечаем, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. Мы приходим к выводу, что именно за счёт такого повторения осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений по диагонали, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.
Вывод: рассказ получается тогда, когда предложения «дружат». Одно предложение соединяется с другим как звенья в новогодней гирлянде.
Педагог просит пересказать рассказ, используя в качестве зрительной опоры картинно-графическую схему рассказа. Для закрепления можно предложить следующие задания:
- восстановить заданный порядок картинок по памяти -предложения «рассыпались»;
- найти ошибку в расположении картинок и восстановить деформированное предложение, «слова перепутались»;
- найти место «пропавшей» в ряду других картинки, «потерялось» слово в предложении;
-найти лишнюю картинку, «лишнее» слово.
Такие задания помогают определить место разрыва мысли в рассказе, увидеть, все ли события следуют по порядку.
Таким образом, применение предметно-графического плана смысловой программы текста позволяет детям, не владеющим навыками чтения показать приёмы построения как отдельного предложения, так и целого небольшого текста и создаёт основу для осознанного самоконтроля за речью, т. е. способствует формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.
Библиографический список:
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.
(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»
Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...
Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино
Методика работы по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания позволяет успешно использовать тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...
Использование текстов цепной структуры в работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях
Обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.Для дошкольников с общим недоразвитием реч...