Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду по теме

Булина Ольга Николаевна

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.28 КБ
Файл презентация2.62 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект мастер- класса

Тема: "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Педагог мастер: Булина Ольга Николаевна

Дата проведения: 13 декабря  2013года

Время проведения: 13 часов

Место проведения: ГБДОУДС№29

Продолжительность мастер класса: 1 час 30мин

Цель мастер – класса: Познакомить педагогов с методикой обучения дошкольников технике оригами.

Задачи:

Обучающие: Научить манипулировать  с обыкновенным листом бумаги – без помощи ножниц и клея. Уметь пользоваться  наглядными символами – схемами.

Развивающие: Развивать воображение, фантазию, внимательность

Развивать сообразительность и находчивость

Формировать уравновешенность и терпение

Воспитательные:  воспитывать эстетический вкус

Формировать уверенность в своих силах и в себе самом

Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал с заданиям

Заготовки квадратной формы, схемы

Выставка литературы и продуктивного материала

Ход мастер- класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по теме «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Помимо участия в мастер-классе, вы можете ознакомиться с выставкой, где представлены: литература и наработанный продуктивный материал.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Что  обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Моя главная цель: познакомить вас с методическими приемами обучения дошкольников технике оригами.

Соответственно задачи я ставлю перед собой следующие:

обучение педагогов методическим приемам, используемых в технике оригами

развитие творческой активности педагогов

воспитание умения работать в коллективе, толерантности

Итак, уважаемые коллеги! Что же такое оригами?

Оригами-это японское искусство складывать фигурки из бумаги.

Теперь пару слов об истории оригами:

Оригами в переводе с Японского означает сложенный из бумаги. В Японском языке его пишут с помощью двух иероглифов: Ори-бумага и Ками- сложенный. Бумагу изобрели в Китае, а научились складывать в Японии. Первым придумал зарисовывать схемы складывания фигурок японский мастер Акира Йошизава.

Среди бумажных фигурок в Японии нет более известной, чем журавлик. И не случайно: для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей там встречаются повсюду. Издавна японцы считали, если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье. Ещё каждый японец знает историю Садако, девочки из Хиросимы, которая делала журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Она успела сделать 644журавлика. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

Переходя к основному вопросу по данной теме ,хотелось бы уделить несколько минут  общим понятиям в технике оригами, без знания которых не получится складывать фигурки. Итак, каким способом можно работать с бумагой: это сгибание, скручивание, складывание, надрезание ,склеивание, плетение и гофрирование.

Обязательно нужно ознакомится с базовыми формами и условными обозначениями, которые обозначены у меня в презентации. Существуют простые базовые формы(треугольник, книга, дверь, воздушный змей),средние базовые формы(блин, рыба, двойной квадрат и двойной треугольник) и сложные базовые формы(птица, катамаран, лягушка).

А теперь о методах и приемах обучения детей технике оригами.

Изучив литературу, я пришла к мнению, что работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников

Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:

 1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

 2. выполнение действий с детьми с проговариванием

 3. выполнение действий по пооперационным картам.

На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Работу в данном направлении начала с младшего возраста,так как работаю на младшей группе

Рассмотрим первый прием

У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку». Еще как вариант я рассказывала детям,что два уголка квадрата являются братом и сестрой(бабушкой и внучкой),что перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен  одной логичной и образной историей.

Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)

 Помните!! Главным моментом в работе с детьми  является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.

 

Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)

Мы будем  складывать фигуру «Собачки"» и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаю детям.

Возьмите квадрат. – Какую фигуру вы взяли?

– Сложите базовую форму «Треугольник». – Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали?

– Перегните заготовку пополам. – Что вы сейчас будете делать?

– Разверните треугольник длинной стороной наверх, а уголком вниз?

-  Что мы сейчас делаем? Где длинная сторона, где уголок, который должен быть внизу?

- Теперь загните  от центра формы правый и левый уголок к себе?(это и будут ушки у собачки)

  Покажите мне правый, левый уголок, где центр? Что с ними нужно сделать?

-Получившийся верхний уголок и нижний загните назад, от себя

 Что нужно сейчас сделать?

Мордочку нашей собачке рисуем фламастером.

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.

Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.

Пришло время отдохнуть. пальчиковая гимнастика .....с помощью массажеров Су Джок

Рассмотрим третий прием-- выполнение действий по пооперационным картам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.

И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)

осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),

слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.

Итак, предлагаю вашему вниманию пооперационную карту по изготовлению фигуры «Тюльпан »: давайте её разберём. Я буду комментировать действия, а вы находить и рассматривать соответствующие операции на карте:

Взять заготовку квадратной формы

Сложить квадрат по диагонали(базовая форма треугольник)

Перегнуть заготовку пополам и развернуть

Заготовку развернуть длинной стороной к себе и углом наверх

Правый угол  через центр поднять к противоположной стороне

Затем так же левый уголок

Получившийся нижний уголок загнуть вниз под заготовку

Переходим к стеблю

Взять заготовку квадратной формы и зеленого цвета

Сложить квадрат по диагонали

Получилась базовую форму « треугольник»

Теперь складываем форму «воздушный змей»

Для этого разворачиваем наш треугольник и к центру(к диагонали)сворачиваем две стороны(получилась б.ф. возд.змей)

Треугольник загибаем наверх и прячем его за сложенными сторонами

Форму складываем пополам

Загните нижнюю часть наверх и верхний уголок вниз

Первую заготовку наложить на вторую и склеить между собой-

это заключительный этап поделки

Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю. самостоятельной творческой деятельности.

Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:

объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

выполнение действий с детьми с проговариванием

выполнение действий по пооперационным картам.

На следующих слайдах представлены  некоторые работы детей, где я пробовала использовать разные методические приемы в работе с оригами.

Сейчас мы переходим к практической части мастер-класса, в ходе которой вы попробуете использовать эти методические приёмы.

Прошу внимания. Ваша цель – применить методы и приёмы, которые мы разобрали.

Прежде чем вы откроете конверты, с подробными инструкциями, лежащие на столах, послушайте последовательность ваших действий. Вам необходимо:

Выполнить определённую фигуру, применив один из 3-х приёмов, которые мы подробно рассмотрели сегодня. Для изготовления использовать карточку подсказку в конверте.

Составить текст презентации своей работы по определённому плану. Составить текст Вам помогут, содержащиеся в карточках наводящие вопросы.

Презентовать приём.

Первая и третья  группа будет использовать приём «объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры» или использование «сказки оригами»

Вторая и четвертая группа будет использовать приём «выполнение действий с детьми с проговариванием»

Пятая и шестая  группа будет использовать приём «выполнение действий по пооперационным картам»

На выполнение задания даётся 7 минут. По окончании времени представители от каждой группы представляют свою работу.

А теперь откройте конверты, которые лежат у вас на столах. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Презентация выполнения работ.

А сейчас представители от каждой группы продемонстрируют присутствующим результаты своей деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме.

Специально для мастер -  класса я разработала тематическое планирование для занятий оригами в средней, старшей и подготовительной группе.

Оно представлено на следующих слайдах.

Уважаемые коллеги, наш мастер – класс проходил в преддверии прекрасного праздника Нового года. Мне хотелось бы каждого из вас от всей души поздравить  с наступлением Нового года и пожелать вам счастья, здоровья ,мира и добра вашим семьям. А в качестве подарка хочу подарить вам японского журавлика, который и является символом счастья, мира и добра. Спасибо всем за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 Петродворцового района города Санкт- Петербурга Презентация к мастер – классу по теме: « Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами» Подготовила воспитатель второй квалификационной категории Булина О.Н .

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Рука – это своего рода внешний мозг» Кант

Слайд 3

Актуальность Оригами Отличная тренировка пальцев средство развития мелкой моторики рук Развивает точность Способствует выработке движений кисти Развивает глазомер Развитие логического мышления

Слайд 4

Цель erg Познакомить вас с методическими приемами обучения дошкольников технике оригами

Слайд 5

Задачи Обучение педагогов методическим приемам ,используемых в технике оригами Развитие творческой активности педагогов Воспитание умения работать в коллективе, толерантности

Слайд 6

Оригами- Японское искусство складывания различных фигурок из бумаги .

Слайд 7

Немного истории Слово Оригами в переводе с японского означает «сложенный из бумаги».В японском языке его пишут с помощью двух иероглифов: ОРИ-бумага и КАМИ- сложенный. Бумагу изобрели в Китае, а складывать научились в Японии Первым придумал зарисовывать схемы складывания фигурок японский мастер Акира Йошизава .

Слайд 8

Японские журавлики Среди бумажных фигурок в Японии нет более известной, чем журавлик. И не случайно: для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей там встречаются повсюду. Издавна японцы считали, если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье. Ещё каждый японец знает историю Садако , девочки из Хиросимы, которая делала журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Она успела сделать 644журавлика. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.

Слайд 9

Бумажный ЖУРАВЛИК, приносящий счастье, стал символом МИРА.

Слайд 10

Операции с бумагой сгибание с кручивание складывание гофрирование надрезание склеивание плетение Операции с бумагой

Слайд 11

треугольник книга дверь Воздушный змей Простые базовые формы

Слайд 13

Средние базовые формы блин рыба двойной квадрат Двойной треугольник

Слайд 15

Сложные базовые формы птица катамаран лягушка

Слайд 22

Рассмотрим первый прием Объяснение , сопровождаемое показом с опорой на символы ориентиры

Слайд 24

Помните!!!! Главным моментом в работе с детьми является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.

Слайд 25

Рассмотрим второй прием в ыполнение действий с детьми с проговариванием .

Слайд 26

Мы будем складывать фигуру собачки

Слайд 27

Сложите базовую форму « треугольник» Какую базовую форму вы сложили? Как вы это сделали?

Слайд 28

Перегните заготовку пополам и разверните обратно. Что мы сейчас делаем? А потом? Разверните треугольник длинной стороной наверх, а уголком вниз? Что мы сейчас делаем? Где длинная сторона, где уголок, который должен быть внизу? Теперь загните от центра формы правый и левый уголок к себе?(это и будут ушки у собачки) Покажите мне правый, левый уголок ,где центр? Что с ними нужно сделать? Получившийся верхний уголок и нижний загните назад,от себя Что нужно сейчас сделать? Мордочку нашей собачке рисуем фламастером .

Слайд 29

Использование этого приема развивает у детей диалогическую речь, формирует умение слышать собеседника

Слайд 30

Подошло время отдохнуть Пальчиковая гимнастика с помощью моих помощников массажёров Су Джок . Пальчиковая игра «Черепаха». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла большая черепаха И кусала всех от страха, Кусь , кусь , кусь , кусь , Никого я не боюсь На лужок На лужок пришли зайчата , Межвежата , барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец) Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

Слайд 31

Рассмотрим третий прием Выполнение действий по пооперационным картам

Слайд 32

Взять заготовку квадратной формы Сложить квадрат по диагонали(базовая форма треугольник) Перегнуть заготовку пополам и развернуть Заготовку развернуть длинной стороной к себе и углом наверх Правый угол через центр поднять к противоположной стороне Затем так же левый уголок Получившийся нижний уголок загнуть вниз под заготовку

Слайд 33

Переходим к стеблю

Слайд 34

Взять заготовку квадратной формы и зеленого цвета Сложить квадрат по диагонали Получилась базовую форму « треугольник» Теперь складываем форму «воздушный змей» Для этого разворачиваем наш треугольник и к центру(к диагонали)сворачиваем две стороны(получилась б.ф. возд.змей ) Треугольник загибаем наверх и прячем его за сложенными сторонами Форму складываем пополам Загните нижнюю часть наверх и верхний уголок вниз Первую заготовку наложить на вторую и склеить между собой- это заключительный этап поделки

Слайд 35

Применение данного приема влияет: восприятие внимание Логическое мышление Способствует развитию способности к самоконтролю Способствует развитию самостоятельной творческой деятельности

Слайд 39

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Учебно-методическое пособие. Заучивание загадки с помощью мнемотехнических приемов.

Презентация позволяет научить детей заучивать с помощью рисунков....

Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами

В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами»

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по...

Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""

Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...

Методические приемы обучения детей технике оригами

Методические приемы обучения детей технике оригами...

Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению техники оригами в работе с дошкольниками...