Опыт работы «Дидактические игры на липучках как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Дик Алла Ивановна

Методическая разработка из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx22.56 КБ
PDF icon dik_a._i._funktsionalnaya_gramotnost_compressed.pdf2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Дидактические игры на липучках как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений, эмоций, чувства радости и комфорта. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  

В.А. Сухомлинский

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по  теме «Дидактические игры на липучках как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в преддошкольный период воспитания. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

  1. Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, речевая грамотность и естественнонаучная.

Таким образом, можно сказать, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

2. Почему дидактическая игра позволяет формировать предпосылки функциональной грамотности

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные,  развивающие образовательные технологии.

Не секрет, что у многих детей отсутствует интерес к НОД. И тогда я начала искать оптимальное решение этой проблемы. Моей главной задачей стала помочь детям. Я хотела, чтобы мои дети с легкостью воспринимали окружающий их мир, научились адаптироваться в любых ситуациях и шли к поставленной цели с желанием победить. Тогда я начала использовать в своей работе дидактические игры на липучках.

Дидактические игры на липучках моя педагогическая находка, они великолепно помогают проводить занятия, закреплять пройденный материал и самое главное подходят для всех возрастных категорий дошкольников. Благодаря простой и доступной подаче материала дошкольники легко усваивают даже сложные темы. Дидактическое игровое пособие представляет собой развивающий альбом, состоящий из игр различной направленности, скрепленный кольцами для удобства, что позволяет легко вытащить нужную игру. Пособие состоит из съемных картинок, которые крепятся на липучках. Материалы для игры отпечатаны на фотобумаге полноцветной печатью, заламинированны с двух сторон, не рвутся, не гнутся, не боятся намокания, на них можно рисовать маркером и лепить сверху пластилин. Детали имеют скругленные края, что делает их безопасными для детей.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

Воспитатель, как наставник, должен обеспечить атмосферу доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Дети не только познают какой - либо предмет, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

3. Какие игры проводила с детьми?

Например, в дидактической игре на липучках «Цвет, форма», которую я применю на НОД по ФЭМП, каждый играющий должен поместить на игровом поле предметы определенного цвета и формы. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить мне, научился ли ребенок различать цвета, форму предмета и находить по этому признаку предметы. Так же на занятии по математике я использую следующие игры:

  «Динозаврики», «Учим цвета», «Учим счет», «Налево, направо», «Божьи коровки», «Соты», «Посчитаем», «»Геометрические фигуры», «Счет с гусеницей», «Автобус», «По образцу», «Большой и маленький», «Один, много».

В свободной и совместной  деятельности, а так же  на НОД с детьми младшего возраста я использую сказки на липучках, игру по звукоподражанию «Синий трактор». Дети запоминают сказки, звукоподражание животных и тем самым  развивают свою речь.

А с детьми старшего возраста на НОД по основам грамоты, я так же использую дидактические игры. При использовании игр на занятиях у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность. Им легче запоминать согласные и гласные звуки, мягкие и твердые их отличительные особенности. А так же дети с удовольствием складывают буквы в слоги.

Например я использую такие игры:

  «Звуки и буквы на липучках», «Помоги тигрёнку составить слог», «Изучаем местоимения», «АлфавИт на липучках».

На НОД по ознакомлению с окружающим миром и экологией мы учим детей распознать все, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие игры:

«Кто что ест?», «Кто где живет», «Чей малыш», «Чья мордашка», «Собираем урожай», «Виды транспорта», «Горячее, холодное», Альбом игр на липучках «Сохраним природу» и альбом «Хлеб – всему голова».

С педагогами нашего детского сада мной был проведен мастер класс по изготовлению игр на липучках.

Использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Систематическое применение дидактических игр дает значительное улучшение формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста и помогает им воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс - технологии

Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориен...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАРТОНАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий и...