Конспект подгруппового занятия. Лексическая тема «Профессии». Связная речь: развитие навыка рассказа.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лексическая тема «Профессии». Связная речь: развитие навыка рассказа.

Цель: развитие связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

-Расширение, актуализация и уточнение словаря по теме «Профессии» (профессии, врач, зубной врач, стоматолог, повар, поварской, кастрюля, поварёшка, колпак, стол, щи, манная каша, борщ, обед, спортсмен, тренировки, водитель, такси, пассажиры, специалист).

- Совершенствование навыков звукового анализа (определение звука [п] в начале, середине м конце слова. (плита, поварёшка, шприц, зуб)).

-Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых, распространённых предложений).

-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных(поварской)).

  1. Коррекционно-развивающие:

      - Развитие интонационной выразительности речи и мимики (чтение интонационно выразительного стихотворения, приветствие детей с логопедом в начале занятия).

      - Развитие связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок).

-Развитие мышления (определение и доказательство последовательности сюжетных картинок).

-Развитие координации речи с движением (разминка, выполнение ритмичных движений со словесным сопровождением).

-Развитие мелкой моторики зрительно моторной речи (выполнение штриховки).

  1. Воспитательные:

- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

- Развитие навыка рефлексии собственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Профессии». Связная речь: развитие навыка рассказа.

Цель: развитие связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

-Расширение, актуализация и уточнение словаря по теме «Профессии» (профессии, врач, зубной врач, стоматолог, повар, поварской, кастрюля, поварёшка, колпак, стол, щи, манная каша, борщ, обед, спортсмен, тренировки, водитель, такси, пассажиры, специалист).

- Совершенствование навыков звукового анализа (определение звука [п] в начале, середине м конце слова. (плита, поварёшка, шприц, зуб)).

-Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых, распространённых предложений).

-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных(поварской)).

  1. Коррекционно-развивающие:

      - Развитие интонационной выразительности речи и мимики (чтение интонационно выразительного стихотворения, приветствие детей с логопедом в начале занятия).

      - Развитие связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок).

-Развитие мышления (определение и доказательство последовательности сюжетных картинок).

-Развитие координации речи с движением (разминка, выполнение ритмичных движений со словесным сопровождением).

-Развитие мелкой моторики зрительно моторной речи (выполнение штриховки).

  1. Воспитательные:

- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

- Развитие навыка рефлексии собственной деятельности.

Предварительная работа:

Беседы воспитателя с детьми на темы “Что такое профессия?”, “Профессии моих родителей”, “Кем я стану, когда вырасту?”.

Оборудования: Предметные картинки с изображением инструментов врача и повара, сюжетная картинка по профессии повара, сюжетные картинки для составления рассказа, контейнер с карандашами, листы с раскраской для штриховки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового анализа (определение звука [п] в начале и середине и конце слова.) – 5 минут.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях на занятие.

Логопед раскладывает картинки с изображением плиты, поварёшки, шприца, зуба, перевёрнутые вниз лицевой стороной.

 C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Без названия.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Без названия.png Изолированные вектор человеческий зуб векторный рисунок иллюстрацияC:\Users\user\Desktop\isolated-vector-human-tooth-vector-sketch-illustration_231873-826.webp C:\Users\user\Desktop\isolated-vector-human-tooth-vector-sketch-illustration_231873-826.webp 

Логопед: Каждый должен взять одну картинку.

Дети берут по одной картинке.

Логопед: Посмотрите, что изображено на картинке. Кто догадался по какой профессии у него картинка, поднимите руку.

Дети поднимают руку.

Логопед спрашивает 1-го ребёнка: С какой картинкой связана твоя картинка?

1-й: ребёнок: У меня картинка, связанная с профессией повара.

Логопед: А вы знаете, кто такой повар?

1-й ребёнок: Это человек, который готовит еду.

Логопед: Да, повар-это специалист по приготовлению пищи.

Логопед: Что у тебя изображено?

1-й ребёнок: У меня изображена плита.

Логопед: А у кого ещё есть картинка, связанная с поваром?

2-й ребёнок: У меня.

Логопед: А что у тебя на картинке?

2-й ребёнок: У меня поварёшка.

Логопед спрашивает 3-го ребёнка: А с какой профессией связана твоя картинка?

3-й: ребёнок: У меня картинка, связанная с профессией врача.

Логопед: А знаете, кто такой врач?

3-й: ребёнок: Человек, который всех лечит.

Логопед: Правильно, врач-это специалист, занимающийся лечением больных.

Логопед: Что у тебя изображено?

3-й ребёнок: У меня на картинке шприц.

Логопед: Хорошо. А у кого ещё есть картинка, связанная с врачом?

4-й ребёнок: У меня.

Логопед: А что у тебя на картинке?

4-й ребёнок: У меня на картинке зуб.

Логопед: Хорошо, а теперь поднимите руку те, у кого предмет на картинке начинается на звук [п].

1-й и 2-й ребёнок поднимают руку.

Логопед спрашивает 1-го ребёнка: Что у тебя изображено?

1-й ребёнок: Плита.

Логопед: Молодец.

Логопед спрашивает 2-го ребёнка: А у тебя что изображено на картинке?

2-й ребёнок: Поварёшка.

Логопед: Правильно, теперь поднимите руку те, у кого звук [п] стоит в середине названия предмета на картинке.

3-й ребёнок поднимают руку.

Логопед спрашивает 3-го ребёнка: Что у тебя изображено?

3-й ребёнок: Шприц.

Логопед: Правильно, теперь поднимите руку те, у кого звук [п] стоит в конце названия предмета на картинке.

4-й ребёнок поднимают руку.

Логопед спрашивает 3-го ребёнка: Что у тебя изображено?

4-й ребёнок: Зуб.

Логопед: Какие все молодцы, вот мы и повторили некоторые профессии и предметы.

2. Совершенствование грамматического строя речи (составление относительных прилагательных). Упражнение “Какая вещь” – 5 минут.

Логопед кладет на стол сюжетную картинку по профессии повара.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01labkedo1253271718.jpg

Логопед: Внимательно посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

1-й ребёнок: Повар.

Логопед: Правильно. А ещё на картинке изображено много предметов. Назовите мне слово, которое обозначает, что эти предметы относятся к работе повара.

2-й ребёнок: Поварские.

Логопед: Правильно.

Логопед спрашивает 1-го ребёнка: Посмотри, что это?

Логопед показывает на стол, изображенный на картинке.

1-й ребёнок: Это стол.

Логопед: Правильно. А какой это стол?

1-й ребёнок: Это поварской стол.

Логопед: Молодец.

Логопед спрашивает 2-го ребёнка: А это что?

Логопед показывает на кастрюлю, изображенную на картинке.

2-й ребёнок: Это кастрюля.

Логопед: Какая это кастрюля?

2-й ребёнок: Это поварская кастрюля.

Логопед: Правильно, молодец.

Логопед спрашивает 3-го ребёнка: А что это?

Логопед показывает на поварёшку, изображенную на картинке.

3-й ребёнок: Это поварская поварёшка.

Логопед: Правильно.

Логопед спрашивает 4-го ребёнка: Скажи, это что?

Логопед показывает на колпак, изображенный на картинке.

4-й ребёнок: Это поварской колпак.

Логопед: Молодец, правильно.

Логопед: Правильно, какие вы все молодцы, назвали предметы, относящиеся к профессии повара!

3. Развитие координации речи с движением (выполнение ритмичных движений со словесным сопровождением). Разминка - 5 минут.

Логопед: Мы хорошо потрудились, давайте поиграем, отдохнём. Встаньте все вкруг.

Дети становятся в круг лицом к центру круга.

Логопед: Слушайте слова стихотворения «Разговор о мамах», повторяйте со мной и выполняйте движения.

Как-то раз после обеда в группе началась беседа.

И сказала всем Наташа: «Поговорим о наших мамах»

Дети повторяют слова и движения вслед за логопедом.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Первым встал Семёнов Вова: «Моя мама – лучший повар!

Мама ребятам варит борщи, манную кашу и вкусные щи».

Дети левой рукой держат воображаемую кастрюлю, правой - «помешивают ложкой в кастрюле суп».

Детям сказал, улыбаясь, Карен:

«Мама моя – самый лучший спортсмен!

Бегает мама и прыгает ловко,

Не пропускает она тренировки!»

Дети слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Прыгают на месте на двух ногах, руки на поясе.

Бегут на месте, руки согнуты в локтях.

Шагают на месте.

Громко ребят перебил Носов Витя:

«Моя мама – самый лучший водитель!

Мама в такси пассажиров везёт

В зной, и в мороз, и когда гололёд!»

Дети слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Крутят руками воображаемый руль.

Шагают на месте.

     Много о мамах все говорили,

         Ни про кого рассказать не забыли!

Дети хлопают в ладоши.

4. Развитие мышления (определение и доказательство последовательности сюжетных картинок); Развитие связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок); Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Упражнение “Что сначала, что потом.” – 10 минут.

Логопед на столе в произвольном порядке раскладывает серию сюжетных картинок.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами попробуем раскрыть тайну наших картинок и восстановить историю. Посмотрите на картинки и подумайте, о чём будет наш рассказ.  

Дети: Зубной врач.

Логопед: Давайте посмотрим на картинки и подумаем, с чего мы начнём наш рассказ?

Дети: Вот с этого. (указывает на картинку).

Логопед: А почему ты так решил?

Дети: Потому что девочка у врача.

Логопед: Но она же сначала должна дойти до врача. Давайте посмотрим ещё раз.

Дети: Эта.

Логопед: А почему эта?

Дети: Потому что девочка идёт ко врачу.

Логопед: А с кем она идет?

Дети: С мамой.

Логопед: Хорошо, теперь посмотрим, что будет дальше и почему?

Дети: Эта, потому что они ждут врача.

Логопед: А почему девочка пошла ко врачу?

Дети: Потому что у неё зуб болит.

Логопед: Хорошо, а дальше, что будет и почему?

Дети: Эта, потому что врач лечит девочке зуб.

Логопед: Правильно, а чем закончится этот рассказ?

Дети: Этим, потому что девочка с мамой идут домой.

Логопед: Молодцы, все правильно.

Логопед: Ребята, настоящие сыщики всегда раскрывают какую-либо тайну, а теперь давайте соберём все это вместе, и вы составите рассказ.

Дети смотрят на последовательность сюжетных картинок и пытаются составить рассказ.

Дети: Однажды у девочки Тани заболел зуб. Ей было очень больно, и мама повела её ко врачу. Там они долго ждали и попали во врачебный кабинет. Врач вылечила Тане зуб, и они с мамой пошли домой есть мороженное.

Логопед: Отлично, а как называется ваш рассказ?

Дети: наш рассказ называется “Поход к зубному.”

Логопед: Какой прекрасный рассказ мы с вами составили ребята, а главное интересный. Вы отличные сыщики, расставили картинки в правильном порядке и смогли объяснить их последовательность.

5. Развитие мелкой моторики (выполнение штриховки). Штриховка. – 7 минут.

Логопед: А теперь каждый выберите себе одну картинку.

Дети выбирают из серии сюжетных картинок по листочку для штриховки, а логопед ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед: А сейчас мы с вами будем раскрашивать эти картинки. Давайте вместе решим, какими цветами.

Логопед спрашивает 1-го ребёнка: Какого цвета будут кусты?

1-й ребёнок: Зеленого.

Логопед спрашивает 2-го ребёнка: А дорога какого цвета?

2-й ребёнок: Коричневого.

Логопед спрашивает 3-го ребёнка: А какого цвета будет костюм мамы Тани?

3-й ребёнок: Фиолетового

Логопед спрашивает 4-го ребёнка: А у самой Тани какое будет платье?

4-й ребёнок: Красное.

Логопед: Ребята штриховку проводить надо аккуратно, сверху-вниз, а самое главное не выходить за контуры рисунка. Всё понятно?

Дети: Да!

Логопед: Хорошо, тогда каждый на своём листочке выполните штриховку.

Дети выполняют штриховку на листочках.

Логопед оценивает работу детей, убирает контейнер с карандашами.

Логопед: Как красиво вы заштриховали, и как аккуратно, никто не вышел за контур. А все ли цвета вы соблюдали?

Дети: Да

Логопед: И правда, все правильно сделали!

Заключительная часть занятия: Развитие навыка рефлексии собственной деятельности. – 3 минуты.

Логопед: - Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо потрудились. Вспомните, чем вы сегодня занимались.

1-й ребёнок: Мы называли предметы врача и повара.

2-й ребёнок: Говорили какие предметы у повара. Поварские.

3-й ребёнок: Делали зарядку.

4 ребёнок: Придумали рассказ по картинкам.

3-й ребёнок: Да, а потом заштриховали эти картинки.

Логопед: Да, все верно. А сейчас я прошу вас оценить свои знания, работу и активность. Подойдите и выберите себе наклейку: кто считает, что легко справился со всеми заданиями – выбирает зелёный смайлик, а кому что-то сегодня удалось не очень и было сложно – выбирает жёлтый смайлик! 

Дети выбирают смайлик.

Логопед: - Благодарю вас, ребята, за интересные ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия на тему "Имена"

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной  группе.Тема: Имена. Задачи:   Способствовать формированию фонематического слуха.Формировать  чувства увере...

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»...

Конспект подгруппового занятия на тему: "Зимушка,зима"

Конспект занятия по лексической теме: "Зима" в старшей группе ДОУ. В помощь логопедам и воспитателям....

Конспект подгруппового занятия по теме "Осень"

Цель: - развитие связной речи.Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.- учить образовывать существительные род. падежа;- учит...

Конспект подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи «Домашние животные потерялись».

Конспект подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи «Домашние животные потерялись»....

Конспект подгруппового занятия. Лексическая тема Космос

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Космос"...

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]

В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных  на мотивацию ребёнка и совершен...