Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираясь на мнемотаблицу.

Цель: развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты и ягоды». Формировать умение составлять сложносочиненные предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Познакомить детей с понятиями «фрукты» и «ягоды», а также с их признаками.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование. Фрукты и ягоды, предметные картинки с изображением фруктов и ягод, мнемотаблица, мяч, игрушки динозавры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Фрукты, ягоды»

Цель: развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты и ягоды». Формировать умение составлять сложносочиненные предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Познакомить детей с понятиями «фрукты» и «ягоды», а также с их признаками.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать психические процессы: память внимание мышление,

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование. Фрукты и ягоды, предметные картинки с изображением фруктов и ягод, мяч, динозавр.

Организационный момент.

  • Рассмотрите картину. В саду на деревьях созрел урожай, что там выросло? (яблоки, груши, сливы, апельсины, лимоны, и т. д.). Дать полный развернутый ответ.
  • Как можно назвать одним словом? (фрукты)
  • Посмотрите в саду и на кустарниках, и на траве, тоже что-то поспело. Что это? (вишни, клубника, крыжовник, смородина, виноград)
  • Как можно назвать одним словом? (ягоды)
  • Про что мы с вами будем говорить? (про ягоды и фрукты)

Основная часть.

- К нам в гости пришел динозавр Дюк, он принес нам письмо с зашифрованными заданиями. Давайте поможем ему расшифровать.

«Цвет и форма» (первый этап)

  • Я раздала вам картинки, нужно сказать название фрукта (ягоды) и сказать какого цвета и какой формы.

Яблоко красного цвета и круглой формы.

Груша желтого цвета и вытянутой формы.

Крыжовник зеленого цвета и овальной формы и т. д.

«Соберем урожай» (второй этап)

  • В нашем саду выросло сказочное дерево. Почему я его назвала сказочным? (Такого не может быть, чтобы на одном дереве выросли разные фрукты и ягоды)

На фланелеграфе - дерево с прикрепленными картинками фруктов и ягод.

  • Подходите к дереву снимаете картинку и говорите какого цвета предмет вы сорвали:

Я сорвал(а) зеленое яблоко

Я сорвал(а) желтую грушу.

Я сорвал(а) красную вишню.

Я сорвал(а) оранжевый апельсин и т.д.

«Варим компот» (третий этап)

  • В каком виде мы едим фрукты и ягоды? (свежими, сырыми)
  • Из фруктов и ягод можно сделать компот, варенье, сок.
  • Из каких фруктов можно сварить компот?

Компот варят из яблок

Компот варят из вишен

Компот варят из слив

Компот варят из груш

Компот варят из крыжовника и т. д.

«Один много» (четвертый этап)

  • Пока мы с вами расшифровывали письмо, пришел друг Дюка, которого зовут Дик. Он был в магазине и купил много фруктов и ягод.
  • Мы будем доставать из корзины по одному предмету и говорить об этом.

У меня одна груша, а у Дика много груши.

У меня одно яблоко, а у Дика много яблок.

У меня одна вишня, а у Дика много вишен.

У меня одна слива, а у Дика много слив и т. д.

«Наполним вазу и корзину» (пятый этап)

Теперь положите в вазу ягоды, а в корзину фрукты. И ответе на вопросы:

  • Что это (назови одним словом)?
  • Где лежит?

Яблоко - это фрукт. Яблоко лежит в корзине.

Апельсин - это фрукт. Апельсин лежит в корзине.

Вишня - это ягода. Вишня лежит в вазе и т. д.

«Придумай загадку» (шестой этап)

- Я каждому раздам по одной картинке. Нужно рассказать как можно больше об предмете (фрукте или ягоде), который нарисован, не называя его вслух, а остальные попробуют отгадать что это.

Например:

Оно круглое, зеленое, растет на дереве (яблоко).

Она круглая, красная, растет на дереве (вишня) и т. д.

Итог занятия.

- Давайте напомним Дюку о чем мы говорили на занятии.

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...

Презентация опыта работы « Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Целью работы является развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами мнемотехники.Задачи:•Формировать способность детей преобразовывать об...