Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираясь на мнемотаблицу.
Цель: развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты и ягоды». Формировать умение составлять сложносочиненные предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Познакомить детей с понятиями «фрукты» и «ягоды», а также с их признаками.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование. Фрукты и ягоды, предметные картинки с изображением фруктов и ягод, мнемотаблица, мяч, игрушки динозавры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. | 111.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Фрукты, ягоды»
Цель: развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты и ягоды». Формировать умение составлять сложносочиненные предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Познакомить детей с понятиями «фрукты» и «ягоды», а также с их признаками.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать психические процессы: память внимание мышление,
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование. Фрукты и ягоды, предметные картинки с изображением фруктов и ягод, мяч, динозавр.
Организационный момент.
- Рассмотрите картину. В саду на деревьях созрел урожай, что там выросло? (яблоки, груши, сливы, апельсины, лимоны, и т. д.). Дать полный развернутый ответ.
- Как можно назвать одним словом? (фрукты)
- Посмотрите в саду и на кустарниках, и на траве, тоже что-то поспело. Что это? (вишни, клубника, крыжовник, смородина, виноград)
- Как можно назвать одним словом? (ягоды)
- Про что мы с вами будем говорить? (про ягоды и фрукты)
Основная часть.
- К нам в гости пришел динозавр Дюк, он принес нам письмо с зашифрованными заданиями. Давайте поможем ему расшифровать.
«Цвет и форма» (первый этап)
- Я раздала вам картинки, нужно сказать название фрукта (ягоды) и сказать какого цвета и какой формы.
Яблоко красного цвета и круглой формы.
Груша желтого цвета и вытянутой формы.
Крыжовник зеленого цвета и овальной формы и т. д.
«Соберем урожай» (второй этап)
- В нашем саду выросло сказочное дерево. Почему я его назвала сказочным? (Такого не может быть, чтобы на одном дереве выросли разные фрукты и ягоды)
На фланелеграфе - дерево с прикрепленными картинками фруктов и ягод.
- Подходите к дереву снимаете картинку и говорите какого цвета предмет вы сорвали:
Я сорвал(а) зеленое яблоко
Я сорвал(а) желтую грушу.
Я сорвал(а) красную вишню.
Я сорвал(а) оранжевый апельсин и т.д.
«Варим компот» (третий этап)
- В каком виде мы едим фрукты и ягоды? (свежими, сырыми)
- Из фруктов и ягод можно сделать компот, варенье, сок.
- Из каких фруктов можно сварить компот?
Компот варят из яблок
Компот варят из вишен
Компот варят из слив
Компот варят из груш
Компот варят из крыжовника и т. д.
«Один много» (четвертый этап)
- Пока мы с вами расшифровывали письмо, пришел друг Дюка, которого зовут Дик. Он был в магазине и купил много фруктов и ягод.
- Мы будем доставать из корзины по одному предмету и говорить об этом.
У меня одна груша, а у Дика много груши.
У меня одно яблоко, а у Дика много яблок.
У меня одна вишня, а у Дика много вишен.
У меня одна слива, а у Дика много слив и т. д.
«Наполним вазу и корзину» (пятый этап)
Теперь положите в вазу ягоды, а в корзину фрукты. И ответе на вопросы:
- Что это (назови одним словом)?
- Где лежит?
Яблоко - это фрукт. Яблоко лежит в корзине.
Апельсин - это фрукт. Апельсин лежит в корзине.
Вишня - это ягода. Вишня лежит в вазе и т. д.
«Придумай загадку» (шестой этап)
- Я каждому раздам по одной картинке. Нужно рассказать как можно больше об предмете (фрукте или ягоде), который нарисован, не называя его вслух, а остальные попробуют отгадать что это.
Например:
Оно круглое, зеленое, растет на дереве (яблоко).
Она круглая, красная, растет на дереве (вишня) и т. д.
Итог занятия.
- Давайте напомним Дюку о чем мы говорили на занятии.
- Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...
Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...
План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...
Презентация опыта работы « Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Целью работы является развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами мнемотехники.Задачи:•Формировать способность детей преобразовывать об...