Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных  на мотивацию ребёнка и совершенствование произношения звука  [Р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи.

Тема:Звук «Р»

Цель: Закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: обогащать словарный запас;

продолжать формировать умение определять место звука [Р] в слове;

подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

 Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную моторику,речевое дыхание;

 умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

- определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];

- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать желание и стремление помочь другу;

Оборудование:панно Фиолетовый лес,Ворон Метр, предметные картинки со звуком [Р],  «Игровизор» В.В. Воскобовича и приложения к нему,колючие мячи, фломастеры, зеркала, камешки марблс (на каждого ребёнка)

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята!Проходите, садитесь на свои места,спинки держим прямо, руки перед собой.

 Как ваши дела? Как настроение?

Сегодня к нам из Фиолетового леса прилетел ворон Метр.Он сообщил, что Малыш Гео не выговаривает звук [Р].Ворон просит нас научить Малыш Гео правильно произносить этот звук.

Поможем ему?

- (поможем!)

Всё что мы будем делать, запишем на камеру. Флешку,с Вороном отправим в Фиолетовый лес дляМалыша Гео. Он посмотритфлешку и научится правильно проговаривать звук «Р».

  1. Основная часть.

-Но сначала с вами вспомним всё, что мы знаем о звуке «Р»

1. - Анализ артикуляции звука [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

- Правильно.

- Характеристика звука

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

- Звонкий или глухой звук? (звонкий)

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

А сейчас  покажем малышу  Гео, как мы умеем красиво произносить звук [р].

(Дети по очереди длительно произносят звук [р]).

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – БуквойР.

2.Выкладывание буквы Р из камешков.

- Выложите букву Р перед собой из камешков. Молодцы, красивая букваР у вас получилась.

Чтобы правильно мог произносить звук «Р» мы покажем Малышу Гео гимнастику для языка. Её нужно делать каждый день

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Все упражнения выполняются  перед зеркалом (зрительный контроль).

Окошечко

 Бегемотик рот открыл

Подержал. Потом закрыл.

Подразним бегемота –

Подшутить над ним охота

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз . 

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

 

Блинчик

С медом блинчики люблю,

Их сметаной я залью.

Положу себе их в ротик,

Будет счастлив мой животик.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз  и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Вкусное варенье

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

 Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. 

На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. 

Чашечка 

 Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. 

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 

 

Парус 

Вот  Индийский океан, Пес - отличный капитан. Ветер парус надувает и кораблик отплывает.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз. 

 

 Лошадка

Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, как косичка у меня.

О писание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем . 

Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. 

Грибок  

 На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание движений кисти и пальцев руки. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. 

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 

 

 

Чтобы задрожал язычок у Малыша Гео, нужна сильная воздушная струя, поэтому сделаем дыхательную гимнастику

4.Упражнения по развитие силы голоса и выдоха«Дятел».

(Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.).

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

 Чтоб было всем понятно.

-Научим  Гео произносить чистоговорки со звуком [Р].

5.Автоматизация звука Р в словах и предложениях.

 Повторение чистоговорок.(2раза)

(игру следует проводить с мячом)

 РА-РА-РА- рама, рак, гора,

РУ-РУ-РУ - руки, ружья, кенгуру.

 РО-РО-РО -  роща, рот, перо

 РЫ-РЫ-РЫ - рыба, рысь, ковры.

 АР-АР-АР - Рома пошел на базар.

 УР-УР-УР - Валера тянет шнур.

 ОР-ОР-ОР - на полу лежит ковер.

 ЫР-ЫР-ЫР - На кармане много дыр.  

6. Игра «Скажи наоборот».

- Поиграем в игру  «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы мне говорите слово с противоположным значением.

Например: медленный - быстрый.

Веселый - грустный,

смелый - трусливый,

мягкий - твердый,

сухой - мокрый,

мелкий- крупный,

длинный - короткий,

злой - добрый,

тихий - громкий,

новый - старый,

плохой - хороший,

левый - правый

Логопед повторяет произнесённые детьми слова и спрашивает:

-Что общего во всех этих словах? – (во всех словах присутствует звук «Р»)

- Молодцы с этим заданием вы отлично справились.

А сейчас, я предлагаю вам другую игру.

7.Игровизор «Лабиринт»

- Посмотрите внимательно на картинку. Это лабиринт.Сверху лабиринта нарисованы предметы,  назовите их, разделив слова на слоги. (Ро-за, руч-ка, ры-ба, ра-ке-та.).

Найдите путь от предмета к его первому слогу.Молодцы все прошли лабиринт.

Посмотрите на предметы, которые нарисованы внизу лабиринта. Найдите слова, в которых спрятались слоги ра, ро, ру, ры и соедините линиями к каждому слогу подходящие картинки.

-Дети, в каких словах спрятался слог ра.

-Дети, я вижу, что вы устали, пора нам отдохнуть, сделаем дружно зарядку.

8Физминутка.

Проговаривание текста и выполнение движений.

Ра-ра-ра – марширует детвора(дети маршируют)

Ру-ру-ру – встанем рано поутру (тянутся на носочках вверх)

Ро-ро-ро – насыпай песок в ведро(выполняют наклоны вниз)

Ры-ры-ры – надуваем мы шары (делают большой круг руками)

Ор-ор-ор – подметаем двор (Имитируют подметание)

Ры-ры-ры – у нас чистые дворы (широко разводят руки в стороны)

Ребята отдохнули, а теперь все сели на свои места.

9. Игра «Найди животных  и птиц в  Фиолетовом лесу»

- в  Фиолетовом лесу живут разные звери и птицы. Назовите их.Что объединяет все эти слова? (Звук «Р»).

-Егор, назови животное, вназвании которого звук «Р» стоит в начале слова.

-Таня, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит в середине слова.

-Костя, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит также в середине слова.

-Настя, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит в  конце слова.

II. Подведение итогов.

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

- Какая игра с этим звуком вам понравилась?

Флешку с записью для Малыша Гео  мы отправим с Вороном Метром. И она ему поможет правильно произносить звук «Р».Спасибо вам ребята за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название  гриба связано  с местом его произрастан...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название  гриба связано  с местом его произрастан...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г".  Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...

Конспект по формированию фонетической стороны речи. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х.

Конспект по формированию фонетической стороны речи. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х....