Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных на мотивацию ребёнка и совершенствование произношения звука [Р].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_.docx | 98.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи.
Тема:Звук «Р»
Цель: Закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи: обогащать словарный запас;
продолжать формировать умение определять место звука [Р] в слове;
подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную моторику,речевое дыхание;
умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];
- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать желание и стремление помочь другу;
Оборудование:панно Фиолетовый лес,Ворон Метр, предметные картинки со звуком [Р], «Игровизор» В.В. Воскобовича и приложения к нему,колючие мячи, фломастеры, зеркала, камешки марблс (на каждого ребёнка)
Ход занятия:
- Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята!Проходите, садитесь на свои места,спинки держим прямо, руки перед собой.
Как ваши дела? Как настроение?
Сегодня к нам из Фиолетового леса прилетел ворон Метр.Он сообщил, что Малыш Гео не выговаривает звук [Р].Ворон просит нас научить Малыш Гео правильно произносить этот звук.
Поможем ему?
- (поможем!)
Всё что мы будем делать, запишем на камеру. Флешку,с Вороном отправим в Фиолетовый лес дляМалыша Гео. Он посмотритфлешку и научится правильно проговаривать звук «Р».
- Основная часть.
-Но сначала с вами вспомним всё, что мы знаем о звуке «Р»
1. - Анализ артикуляции звука [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
- Характеристика звука
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.
А сейчас покажем малышу Гео, как мы умеем красиво произносить звук [р].
(Дети по очереди длительно произносят звук [р]).
Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – БуквойР.
2.Выкладывание буквы Р из камешков.
- Выложите букву Р перед собой из камешков. Молодцы, красивая букваР у вас получилась.
Чтобы правильно мог произносить звук «Р» мы покажем Малышу Гео гимнастику для языка. Её нужно делать каждый день
3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Все упражнения выполняются перед зеркалом (зрительный контроль).
Окошечко Бегемотик рот открыл Подержал. Потом закрыл. Подразним бегемота – Подшутить над ним охота | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз . На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
|
Блинчик С медом блинчики люблю, Их сметаной я залью. Положу себе их в ротик, Будет счастлив мой животик. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. |
Вкусное варенье Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. |
Чашечка Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
|
Парус Вот Индийский океан, Пес - отличный капитан. Ветер парус надувает и кораблик отплывает. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
|
Лошадка Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, как косичка у меня. | О писание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем . Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. |
Грибок На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
|
Чтобы задрожал язычок у Малыша Гео, нужна сильная воздушная струя, поэтому сделаем дыхательную гимнастику
4.Упражнения по развитие силы голоса и выдоха«Дятел».
(Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.).
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Гео произносить чистоговорки со звуком [Р].
5.Автоматизация звука Р в словах и предложениях.
∙ Повторение чистоговорок.(2раза)
(игру следует проводить с мячом)
РА-РА-РА- рама, рак, гора,
РУ-РУ-РУ - руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО - роща, рот, перо
РЫ-РЫ-РЫ - рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР - Рома пошел на базар.
УР-УР-УР - Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР - на полу лежит ковер.
ЫР-ЫР-ЫР - На кармане много дыр.
6. Игра «Скажи наоборот».
- Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы мне говорите слово с противоположным значением.
Например: медленный - быстрый.
Веселый - грустный,
смелый - трусливый,
мягкий - твердый,
сухой - мокрый,
мелкий- крупный,
длинный - короткий,
злой - добрый,
тихий - громкий,
новый - старый,
плохой - хороший,
левый - правый
Логопед повторяет произнесённые детьми слова и спрашивает:
-Что общего во всех этих словах? – (во всех словах присутствует звук «Р»)
- Молодцы с этим заданием вы отлично справились.
А сейчас, я предлагаю вам другую игру.
7.Игровизор «Лабиринт»
- Посмотрите внимательно на картинку. Это лабиринт.Сверху лабиринта нарисованы предметы, назовите их, разделив слова на слоги. (Ро-за, руч-ка, ры-ба, ра-ке-та.).
Найдите путь от предмета к его первому слогу.Молодцы все прошли лабиринт.
Посмотрите на предметы, которые нарисованы внизу лабиринта. Найдите слова, в которых спрятались слоги ра, ро, ру, ры и соедините линиями к каждому слогу подходящие картинки.
-Дети, в каких словах спрятался слог ра.
-Дети, я вижу, что вы устали, пора нам отдохнуть, сделаем дружно зарядку.
8. Физминутка.
Проговаривание текста и выполнение движений.
Ра-ра-ра – марширует детвора(дети маршируют)
Ру-ру-ру – встанем рано поутру (тянутся на носочках вверх)
Ро-ро-ро – насыпай песок в ведро(выполняют наклоны вниз)
Ры-ры-ры – надуваем мы шары (делают большой круг руками)
Ор-ор-ор – подметаем двор (Имитируют подметание)
Ры-ры-ры – у нас чистые дворы (широко разводят руки в стороны)
Ребята отдохнули, а теперь все сели на свои места.
9. Игра «Найди животных и птиц в Фиолетовом лесу»
- в Фиолетовом лесу живут разные звери и птицы. Назовите их.Что объединяет все эти слова? (Звук «Р»).
-Егор, назови животное, вназвании которого звук «Р» стоит в начале слова.
-Таня, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит в середине слова.
-Костя, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит также в середине слова.
-Настя, назови животное, в названии которого звук « Р» стоит в конце слова.
II. Подведение итогов.
- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Какая игра с этим звуком вам понравилась?
Флешку с записью для Малыша Гео мы отправим с Вороном Метром. И она ему поможет правильно произносить звук «Р».Спасибо вам ребята за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
Дифференциация звуков "П - ПЬ"...
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".
Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастан...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастан...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г". Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...
Конспект по формированию фонетической стороны речи. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х.
Конспект по формированию фонетической стороны речи. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х....