Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м] – [н].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Логопедическое занятие в старшей группе по дифференциации звуков [м] - [н] "Играем с Машей и Наташей".

Дети 5-6 лет в игровой форме учатся различать звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_m_-_n_differentsiatsiya.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м] – [н]:

«Играем с Машей и Наташей»

учитель-логопед

Ковтун Е.В.

Цель: формирование у детей умения дифференцировать звуки [Н] - [М] в слогах, словах.

Образовательные задачи:

- формировать умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков [Н]-[М];

-формировать умение определять позицию звука в слове;

-совершенствовать умение делить слова на слоги;

Развивающие задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать речевое дыхание;

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение доброжелательно слушать ответы товарищей.

Демонстрационный материал:

символы звуков [Н]-[М], картинки: носки, телефон, нос, сом, пальма, мартышка, мак, нож, майка, слон, сом, сумка, санки, куклы Маща и Наташа, линейки для определения позиции звука в слове.

Раздаточный материал: зеркала, линейки для определения позиции звука в слове, пеналы с квадратиками-символами звуков.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

#1054;рганизационный момент:

- Сядет тот, кто скажет, что такое «звук» (Звук мы слышим и произносим).

- Какие бывают звуки? (Бывают звуки, которые мы можем пропеть, они гласные. Бывают звуки, при произнесении которых есть преграда, они согласные).

- А кто мне расскажет стишок про гласные звуки? (Гласные в душе артисты,

Они очень голосисты. Нет во рту для них преград, каждый спеть их очень рад).

- Какие гласные звуки мы уже знаем? (Мы знаем звуки А, О,У,И).

- Какие cогласные звуки мы уже знаем? (Мы знаем звуки М, Н).

2. Сообщение темы занятия:

Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.

Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша).

Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.

#1054;сновная часть:

3. Характеристика звуков М, Н:

- Ребята, давайте расскажем куклам Маше и Наташе, чем похожи и чем различаются буквы М и Н.

(Дети дают характеристику звукам. У звука М есть преграда - это губы, он согласный. У звука Н тоже есть преграда - это зубы и язычок, он согласный).

4. Артикуляционная гимнастика:

- Куклы не умеет выговаривать эти звуки. Давайте их научим! Что нужно делать, чтоб красиво говорить? (Нужно делать зарядку для язычка).

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

- Как-то утром проснулся Язычок и маме улыбнулся и поцеловал её (улыбка-поцелуйчик). Пошёл Язычок на кухню и открыл окошко (окошко), посмотрел и сел завтракать. Мама испекла ему блинчики (блинчик), Язычок кушал их с вкусным вареньем (вкусное варенье) и запивал чаем из своей чашечки (чашечка). Позавтракав, Язычок отправился гулять. На улице он катался с горки (горка). Мимо проскакала лошадка, Язычок запрыгнул на неё и поскакали они в лес (лошадка). В лесу они увидели грибочки (грибок). Язычок собрал целую корзину грибов и поскакал домой (лошадка). Мама увидела корзину с грибами, улыбнулась и поцеловала Язычок (улыбка-поцелуйчик).

5. Дыхательная гимнастика:

- Маша и Наташа очень напуганы, потому что подул сильный ветер. Давайте научим кукол делать ветерок, чтобы они не боялись.

- Чем мы будем брать воздух? (Носом).

- А выдыхать чем? (Ртом).

(Дети выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок».)

6. Игра «Внимательные ушки»:

Сейчас проверим, как вы умеете различать звуки М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М – хлопните в ладоши, если вы услышите звук Н – поднимите руки вверх.

Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.

Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.

7. Дифференциация звуков М-Н в словах:

Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки со звуком М кукле Маше и со звуком Н кукле Наташе:

Картинки: носки, телефон, нос, сом, пальма, мартышка, мак, нож, майка, слон, сом, сумка, санки.

8. Определение кол-ва слогов в словах:

- Ребята, Маша просит вас разделить её слова на части.

- Какие есть способы? (Слово можно отхлопать, оттопать по слогам. Положить руку на подбородок и посчитать сколько раз откроется рот.)

Слова: сом, паль-ма, ма-рты-шка, мак, май-ка, сом, су-мка.

#1060;изминутка:

(Массаж биологически активных точек лица).

Где ты, дождик, побывал?

Где ты, дождик, поливал?

(Проводим кончиками пальцев от лба через виски до подбородка)

Я на улице гулял

И детишек умывал.

(Умывающие движения ладонями)

Мыл глаза им,

(Проводим кончиками пальцев под нижним веком)

Брови мыл

(Проводим кончиками пальцев по бровям)

И про уши не забыл.

(Трем ладонями уши)

Ну а ветер, ты, где был?

(Волнообразные движения вытянутыми вперед руками)

Я вам волосы сушил,

(Проводим по волосам от лба к макушке)

Щекотал вам щеки, шею

(Щекочущие прикосновения к щекам, щекочущие прикосновения к шее)

И бока вам гладил смело.

(Поглаживание по бокам)

10. Нахождение позиции заданного звука в слове:

- Ребята, кукла Наташа просит вас помочь. Найдите где спрятался звук Н.

Слова: носки, телефон, нос, нож, слон, санки.

(В слове носки звук Н спрятался в начале. В слове телефон звук Н спрятался конце и т.д.).

- Молодцы все сделали!

11. Различение букв Н и М.

На что похожа буква Н? а буква М?

Выложите буквы из счетных палочек.

А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.

Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]»

12. Подведение итогов:

- Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.

- Ребята чем похожи эти звуки? (У них есть преграда, они гласные).

- А чем они отличаются? (У звука Н преграда - зубы и язык, а у звука М преграда - губы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 1.     Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2.     Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г".  Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"

Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"...

План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Звук [о]"

Тема занятия: «Звук [о]»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие звуковой культуры речи детей на материале ознакомления их со звуком ...