Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м] – [н].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Логопедическое занятие в старшей группе по дифференциации звуков [м] - [н] "Играем с Машей и Наташей".
Дети 5-6 лет в игровой форме учатся различать звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_m_-_n_differentsiatsiya.docx | 89.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [м] – [н]:
«Играем с Машей и Наташей»
учитель-логопед
Ковтун Е.В.
Цель: формирование у детей умения дифференцировать звуки [Н] - [М] в слогах, словах.
Образовательные задачи:
- формировать умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков [Н]-[М];
-формировать умение определять позицию звука в слове;
-совершенствовать умение делить слова на слоги;
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать речевое дыхание;
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение доброжелательно слушать ответы товарищей.
Демонстрационный материал:
символы звуков [Н]-[М], картинки: носки, телефон, нос, сом, пальма, мартышка, мак, нож, майка, слон, сом, сумка, санки, куклы Маща и Наташа, линейки для определения позиции звука в слове.
Раздаточный материал: зеркала, линейки для определения позиции звука в слове, пеналы с квадратиками-символами звуков.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
#1054;рганизационный момент:
- Сядет тот, кто скажет, что такое «звук» (Звук мы слышим и произносим).
- Какие бывают звуки? (Бывают звуки, которые мы можем пропеть, они гласные. Бывают звуки, при произнесении которых есть преграда, они согласные).
- А кто мне расскажет стишок про гласные звуки? (Гласные в душе артисты,
Они очень голосисты. Нет во рту для них преград, каждый спеть их очень рад).
- Какие гласные звуки мы уже знаем? (Мы знаем звуки А, О,У,И).
- Какие cогласные звуки мы уже знаем? (Мы знаем звуки М, Н).
2. Сообщение темы занятия:
Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.
Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша).
Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.
#1054;сновная часть:
3. Характеристика звуков М, Н:
- Ребята, давайте расскажем куклам Маше и Наташе, чем похожи и чем различаются буквы М и Н.
(Дети дают характеристику звукам. У звука М есть преграда - это губы, он согласный. У звука Н тоже есть преграда - это зубы и язычок, он согласный).
4. Артикуляционная гимнастика:
- Куклы не умеет выговаривать эти звуки. Давайте их научим! Что нужно делать, чтоб красиво говорить? (Нужно делать зарядку для язычка).
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)
- Как-то утром проснулся Язычок и маме улыбнулся и поцеловал её (улыбка-поцелуйчик). Пошёл Язычок на кухню и открыл окошко (окошко), посмотрел и сел завтракать. Мама испекла ему блинчики (блинчик), Язычок кушал их с вкусным вареньем (вкусное варенье) и запивал чаем из своей чашечки (чашечка). Позавтракав, Язычок отправился гулять. На улице он катался с горки (горка). Мимо проскакала лошадка, Язычок запрыгнул на неё и поскакали они в лес (лошадка). В лесу они увидели грибочки (грибок). Язычок собрал целую корзину грибов и поскакал домой (лошадка). Мама увидела корзину с грибами, улыбнулась и поцеловала Язычок (улыбка-поцелуйчик).
5. Дыхательная гимнастика:
- Маша и Наташа очень напуганы, потому что подул сильный ветер. Давайте научим кукол делать ветерок, чтобы они не боялись.
- Чем мы будем брать воздух? (Носом).
- А выдыхать чем? (Ртом).
(Дети выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок».)
6. Игра «Внимательные ушки»:
Сейчас проверим, как вы умеете различать звуки М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М – хлопните в ладоши, если вы услышите звук Н – поднимите руки вверх.
Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.
Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.
7. Дифференциация звуков М-Н в словах:
Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки со звуком М кукле Маше и со звуком Н кукле Наташе:
Картинки: носки, телефон, нос, сом, пальма, мартышка, мак, нож, майка, слон, сом, сумка, санки.
8. Определение кол-ва слогов в словах:
- Ребята, Маша просит вас разделить её слова на части.
- Какие есть способы? (Слово можно отхлопать, оттопать по слогам. Положить руку на подбородок и посчитать сколько раз откроется рот.)
Слова: сом, паль-ма, ма-рты-шка, мак, май-ка, сом, су-мка.
#1060;изминутка:
(Массаж биологически активных точек лица).
Где ты, дождик, побывал?
Где ты, дождик, поливал?
(Проводим кончиками пальцев от лба через виски до подбородка)
Я на улице гулял
И детишек умывал.
(Умывающие движения ладонями)
Мыл глаза им,
(Проводим кончиками пальцев под нижним веком)
Брови мыл
(Проводим кончиками пальцев по бровям)
И про уши не забыл.
(Трем ладонями уши)
Ну а ветер, ты, где был?
(Волнообразные движения вытянутыми вперед руками)
Я вам волосы сушил,
(Проводим по волосам от лба к макушке)
Щекотал вам щеки, шею
(Щекочущие прикосновения к щекам, щекочущие прикосновения к шее)
И бока вам гладил смело.
(Поглаживание по бокам)
10. Нахождение позиции заданного звука в слове:
- Ребята, кукла Наташа просит вас помочь. Найдите где спрятался звук Н.
Слова: носки, телефон, нос, нож, слон, санки.
(В слове носки звук Н спрятался в начале. В слове телефон звук Н спрятался конце и т.д.).
- Молодцы все сделали!
11. Различение букв Н и М.
На что похожа буква Н? а буква М?
Выложите буквы из счетных палочек.
А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.
Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.
12. Подведение итогов:
- Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.
- Ребята чем похожи эти звуки? (У них есть преграда, они гласные).
- А чем они отличаются? (У звука Н преграда - зубы и язык, а у звука М преграда - губы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»
Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи: Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
Цели занятия: 1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2. Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г". Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"
Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"...
План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Звук [о]"
Тема занятия: «Звук [о]»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие звуковой культуры речи детей на материале ознакомления их со звуком ...