Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цели занятия:
1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
2. Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
4. Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
5. Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
6. Упражнять в составлении предложений по картинкам.
Коррекционные:
1. Корректировать фонематический слух и восприятие.
2. Повторять звуковые ряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_27.06.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед
СП детский сад №3
Баранова И.Н.
Конспект фронтального логопедического занятия в
старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий.
Занятие №5 .
Тема: Звуки «З-Зь».
Цели занятия:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
- Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
- Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
- Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
- Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
- Упражнять в составлении предложений по картинкам.
Коррекционные:
- Корректировать фонематический слух и восприятие.
- Повторять звуковые ряды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка плюшевая ЗАЯЦ
- Магнитная доска.
- Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
- Зеркала (индивидуальные).
- Звуковички (индивидуальные).
- Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
- Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
- Набор для составления схемы предложения.
- Сюжетная картинка со стихотворением.
Ход занятия.
- Орг. Момент:
Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие — Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите, если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Заяц.
Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?
Дети: Заяц - дикое животное.
Логопед: - А заяц , посмотрите какой?
Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.
Дети: В зоопарке живут звери.
Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.
- Скажите, а какой первый звук в словах ЗЗЗайка, ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?
Дети: - Звук «З».
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.
- Пальчиковая гимнастика:
Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:
Зайка под кустом сидит,
И ушами шевелит,
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за большим кустом.
- Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.
Загадка:
Зверь смешной в огромной клетке,
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна).
Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнения на свистящие звуки:
- улыбка
- накажем язычок
- месим тесто
- лопаточка
- горка (киска сердится)
- трубочка
- чистим нижние зубки
- Анализ артикуляции и характеристика звука З.
Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.
Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.
Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.
Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?
Дети: - ЗЗЗ.
Логопед: Как мы произносим звук З?
Дети:
Губы — улыбаются,
зубки — заборчиком,
язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.
Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.
Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.
Звук «З» - какой?
Дети:
Звук З - согласный,
твердый,
звонкий,
свистящий.
Картинка — комарик.
Обозначается синим квадратом.
Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.
Загадка.
У этой лошадки одежда в полоску.
Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?
Дети: ЗЗЗЗЗь
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь
Дети:
Звук Зь — согласный,
звонкий,
свистящий,
мягкий.
Картинка — маленький комарик.
Обозначается зеленым квадратом.
Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?
Дети: Согласные, звонкие, свистящие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.
Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.
5. Фонематический слух:
Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.
Загадка:
Вьется веревка,
На конце головка.
(Змея).
Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).
Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).
Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.
6. Слоговые дорожки:
Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.
Загадка:
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?
Дети: Домашнее животное.
Логопед: Какая коза?
Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.
Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.
Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)
Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)
Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)
Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)
Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?
Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.
У вас на столе тоже есть по 2 картинки с этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)
А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).
7. Физкультминутка «Зайка».
Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
НА носочках скок-поскок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
8. Слова:
Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?
Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.
Логопед:
Какой первый слог — ЗУ
Какой второй слог — БЫ
Какой первый звук в этом слове? - З
Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)
Какой второй звук — У
Какой он — гласный, красная фишка.
Какой третий звук - Б (твердый согласный — синяя фишка)
какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)
Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)
КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)
Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).
Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.
9. Составление предложений:
Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.
А как мы ласково можем назвать зайца?
Дети: Зайка, заинька, зайчишка.
Логопед: Давайте назовем родственников зайца?
Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Логопед: А как называется хвост у зайки?
Дети: Заячий хвост.
Логопед: А шубка у зайки?
Дети: Заячья шубка.
Логопед: А лапки у зайки?
Дети: Заячьи лапки?
Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.
Дети: придумывают разные предложения.
Логопед: Давайте составим схему предложения:
ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.
Или ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.
Или ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.
- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.
Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?
10. Домашнее задание.
Выучить дома стихотворение про зайку:
Зайке холодно зимой,
Замерзает зайка мой.
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за, за тем кустом.
11. Итог:
Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?
Дети: - Звуки «З и Зь».
Логопед: - Звук «З» - какой?
Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,
Логопед: Звук «Зь» - какой?
Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе. Подходите, получайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)
Конспект разработан в рамках тематической декады "Моя семья" в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи)...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)
Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С”
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С&rdquo...
Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Тема:«Профессии. Ткач»
Основные образовательные потребности детей с ОНР – это развитие всех компонентов устной речи с параллельным решением мыслительных задач, т.е. развитием полноценного мышления и всех психических п...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности с использованием скрайбинг-технологии. Тема: «Звук «Ы».
Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком «Ы»; - научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам; - формировать навык определять место зв...
Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику. Задачи:Обучающие:Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и ЗьУчить дифференциации з...