Методика проведения мониторинга обследования лексического запаса слов у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методика проведения мониторинга обследования лексического запаса слов у детей с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Методика № 1 «Обследование предметного словаря»
Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда - тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.
Инструкция: «Назови, что это?»
Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др. позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).
Методика № 2 «Называние предмета по его описанию».
Цель: Обследование словарной семантики. Логопед описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
• Мягкая мебель служащая для отдыха сидя (кресло)
• Здание где люди смотрят спектакли (театр)
Методика № 3 «Обобщающие понятия».
Цель: Сформированность обобщающих понятий.
Методика трехуровневая. Ребенку предлагается выполнить три задания:
Первое - назвать картинки и соотнести их с видовым понятием
а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.
Инструкция: «Назови овощи и фрукты»
б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.
Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных». Второе — перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.
Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»
б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?» третье - назвать обобщающее слово.
Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка ...»
Методика № 4 «Что делают?»
Цель: Обследование глагольного словаря.
Ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.
Инструкция: «Что делают люди изображенные на картинках?»
Методика № 5 «Подбор прилагательных к существительным».
Цель: Обследование словаря признаков.
Логопед показывает ребенку картинку и просит ответить на вопрос Список картинок: яблоко, лиса, шарик (Приложение 4). Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Яблоко, какое? и т.д.»
Методика № 6 «Объяснение значения слов».
Ребенку предлагаются слова: самолет, молоток, книжка, плащ, друг бить, колючий.
Инструкция: «Что означает слово самолет?»
Методика № 7 «Название животных и их детенышей».
Цель: обследование навыков словообразования.
Логопед называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе.
Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».
Методика № 8 «Образование прилагательных oт существительных».
Цель: Обследование навыков словообразования.
Логопед произносит образец речи: «Стакан из стекла - oт стеклянный».
Инструкция: «Стул из дерева - он какой? Конфета из шоколада – она какая? Стол из дуба - он какой? Суп из молока - он какой?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения мониторинга
Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....
Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ
Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ...
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"...
Методические рекомендации для родителей "Пополнение лексического запаса слов"
В материале указаны дидактические игры для формирования лексического запаса слов. Рекомендации будут полезны родителям детей от 5 до 10 лет....
Статья "Формирование лексического запаса слов у детей"
Развитие речи дошкольников....
Методика проведения мониторинга музыкального развития детей
Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Именно они вклю...
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей...