Методические рекомендации для родителей "Пополнение лексического запаса слов"
картотека по развитию речи
В материале указаны дидактические игры для формирования лексического запаса слов. Рекомендации будут полезны родителям детей от 5 до 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popolnenie_leksicheskogo_zapasa_slov._rekomendatsii_roditelyam.odt | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«ПОПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗАПАСА СЛОВ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Играем дома | ||
Для детей от 5 до 10 лет |
Пополнение лексического запаса слов.
Рекомендации для работы дома родителей с детьми
- Дидактическая игра «Подскажи слово».
Цель: Работа по обогащению речи ребенка прилагательными и обучению согласованию прилагательных с существительными.
Объяснение: Подбери подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Например: Солнце как мяч, круглое.
Слова для примера:
Руки как лед, …... Нож как бритва, ….... Шоссе, как стрела …... | Снег, словно пух …... Трава как изумруд …... Ноги как колеса …. |
- Дидактическая игра «Скажи какой?».
Цель: Продолжение работы по обогащению речи ребенка именами прилагательными.
Объяснение:
Подбери к предмету, цвет, который ему соответствует и слово обозначающее материал, из которого этот предмет сделан.
Например: Дом - красный и кирпичный. Блузка - белая и шелковая.
Слова для примера:
Шарф Стол Нож | Чашка Полка Машина | Мяч Дорога Шуба |
- Дидактическая игра «Про что можно сказать?»
Цель: Учить ребенка подбирать существительные к прилагательным.
Объяснение: Подбери слова, про что можно сказать используя это слово?
Например: Длинная - дорога, лента, коса.
Слова для примера:
Широкая Маленькое | Большая Пластмассовое | Короткий Низкое | Узкая Металлическое |
- Дидактическая игра «Наоборот».
Цель: Обучить подбору слов с противоположным значением к прилагательным.
Объяснение: Подбери противоположное по смыслу слово.
Например: Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Слова для примера:
Дерево высокое, а куст... Суп горячий, а мороженное.... Река длинная, а ручей.... Книга толстая, а тетрадь... | Дорога широкая, а тропинка …. Орехи крупные, а семечки …. Папа молодой, а дедушка …. |
- Дидактическая игра «Подскажи слово»
Цель: Образование сравнительной степени прилагательных.
Объяснение: Закончи предложения подбирая нужное по смыслу слово.
Например: Небо синее а море еще синее.
Слова для примера:
Тропинка длинная, а дорога еще... (длиннее).
Вечер темный, а ночь еще ...(темнее).
Я сильный, а папа еще … (сильнее).
Дуб высокий , а сосна еще … (выше).
Березка тонкая, а рябина еще … (тоньше).
Африка большая, а Россия еще … (больше).
Река глубокая, а море еще ...(глубже).
- Дидактическая игра «Как назвать?»
Цель: Обогащение речи детей прилагательными, обозначающие моральные качества людей.
Объяснение: Как назвать человека одним словом?
Например: Человек, который никогда не обманывает называют — честный человек.
Слова для примера:
Человек, который часто лжет — это (лживый) человек.
Человек, который стремиться достижению своей цели — это (целеустремленный) человек.
Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата, - это (настойчивый) человек.
Человек, который отличается упорством, - человек (упорный).
Человек, который любит трудиться, - человек (трудолюбивый).
Человек, который не любит трудиться — это (ленивый) человек.
- Дидактическая игра «Откуда и куда?».
Цель: Учить ребенка образовывать глаголы с разными приставками.
Инвентарь: Нужно предложить ребенку построить гараж из кубиков и поставить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Взрослый манипулирует машинкой, а ребенок комментирует, договаривая начатое предложение.
Объяснение: Скажи, что машина делает?
Например: Машина из гаража выезжает.
Слова для примера:
1. Машина от гаража ….
2.Машина на мост ….
3. Машина по мосту....
4.Машина с моста....
5.Машина к дому...
6.Машина вокруг дома....
7.Машина через дорогу...
- Дидактическая игра «Полет бабочки».
Цель: Закрепление умения образовывать глаголы с различными приставками.
Инвентарь: Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Взрослый совершает действие с птичкой или бабочкой и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.
Например: Бабочка с цветка слетает.
Слова для примера:
Бабочка от цветка....
Бабочка вокруг цветка....
Бабочка через вазу с цветами....
Бабочка от вазы....
Бабочка к вазе...
Бабочка на цветок....
- Дидактическая игра «Похожие, но разные».
Цель: упражнять ребенка в подборе слов — синонимов.
Объяснение: Предложите подумать, как можно сказать по другому:
Например: Бросать — кидать - швырять — метать
Слова для примера:
Идти — плестись — тащиться — ползти
Бежать — нестись — лететь — мчаться
Тянуть — тащить — волочить
Плакать — реветь — выть — рыдать
Имя — прозвище — кличка
Буря — ураган — буран — шторм
- Дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?».
Цель: продолжать обучать образованию причастий по образцу.
Инвентарь: Можно провести эту игру с мячом.
Объяснение: Ответь на вопрос.
Например: Человек, который поет, называется - поющий человек.
Слова для примера:
Луг, который покрыт цветами, - цветущий луг.
Девочка, которая смеется, - смеющаяся девочка.
Мальчик, который улыбается, - улыбающийся мальчик.
Девочка, которая плачет, - плачущая девочка.
Мальчик, который бежит, - бегущий мальчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию лексического, грамматического строя речи, детей раннего возраста.
В начале второго года жизни словарь ребенка еще невелик – его объем составляет от 10 до 50 слов, но он уже пытается активно использовать эти слова в речевом общении. Первые 50 детских слов обычно обоз...
методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"
лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...
Методические рекомендации по закреплению лексических категорий (логопедических тем)
Методические рекомендации содержат серии заданий и упражнений по отработке и закреплению лексических тем для дошкольников....
Методические рекомендации педагогам по лексической теме: "Животные жарких стран"
Рекомендации могут учитывать в своей совместной деятельности с детьми не только педагоги , но и родители старших дошкольников....
Методические рекомендации дефектолога по лексическим темам
Это методическая разработка включает в себя разнообразные задания, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, логики, элементарных математических представлений, на ориентировку в пространств...
Статья "Формирование лексического запаса слов у детей"
Развитие речи дошкольников....