Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
презентация по коррекционной педагогике
Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи
1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам
Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Что делает? Какой?
Самостоятельное дополнение ребёнком тематического ряда, начатого обследующим Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п.
Инструкция: «Назови, кто это или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает…» (можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы , и т.п.) или Инструкция: «Как называется помещение где читают, выдают и обменивают книги?
2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов
« Антонимы – это слова, имеющие в своём значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистичеких терминов., 1969. с.50)
Характер ошибок при подборе антонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Формы слова-стимула (говорить – говорит)
(продолжение) Слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше) Синонимы (брать –забирать)
Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С.Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.
Характер ошибок при подборе синонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта)
(продолжение) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно)
Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.
Приём подбора синонимов Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.
3. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов
Инструкция : «Как все эти предметы можно назвать одним словом?
Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым
4. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности
Инструкция: «Составь предложение по картинке»
Взрослый: «Добавь к неоконченному предложению одно-два слова» («С тех пор прошло несколько…») Взрослый: «Закончи предложение словом, подходящим по смыслу» Например: Стало… . Сирень начала… (слова для выбора: расцветать, рассветать)
Взрослый: «На вершину горы можно…, а из класса… (слова для выбора: взойти, выйти ). «Из лесной чащи выбрался на поляну… медведь ( огромный, неповоротливый, неуклюжий, добродушный ). Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет)
5. Подбор ассоциативных слов
Инструкция: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? или Что делает предмет?»
Обследование понимания и употребления ребёнком многозначности слов Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов ( город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук ). Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение ( Переулок бывает сквозной и … . Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - … . Лес бывает редкий и … .)
Обработка результатов обследования Примерная схема протокола № протокола № приёма Обозначе-ние приёма Перечень Предъяв-ленного материала Ответы ребёнка Примечание Наблюдение за реакцией ребёнка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
Анализ результатов Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.
Т в о р ч е с к и х у с п е х о в !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314005-1381529125.jpg)
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-1048263-1533144361.jpg)
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-329627-1513513195.jpg)
Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-826763-1475820511.jpg)
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Речевые игры для детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-503008-1555845803.jpg)
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1503962-1704454145.jpg)
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей...