Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
презентация по коррекционной педагогике
Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_leksicheskogo_zapasa_i_grammaticheskogo_stroya_rechi.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи
1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам
Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Что делает? Какой?
Самостоятельное дополнение ребёнком тематического ряда, начатого обследующим Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п.
Инструкция: «Назови, кто это или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает…» (можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы , и т.п.) или Инструкция: «Как называется помещение где читают, выдают и обменивают книги?
2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов
« Антонимы – это слова, имеющие в своём значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистичеких терминов., 1969. с.50)
Характер ошибок при подборе антонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Формы слова-стимула (говорить – говорит)
(продолжение) Слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше) Синонимы (брать –забирать)
Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С.Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.
Характер ошибок при подборе синонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта)
(продолжение) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно)
Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.
Приём подбора синонимов Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.
3. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов
Инструкция : «Как все эти предметы можно назвать одним словом?
Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым
4. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности
Инструкция: «Составь предложение по картинке»
Взрослый: «Добавь к неоконченному предложению одно-два слова» («С тех пор прошло несколько…») Взрослый: «Закончи предложение словом, подходящим по смыслу» Например: Стало… . Сирень начала… (слова для выбора: расцветать, рассветать)
Взрослый: «На вершину горы можно…, а из класса… (слова для выбора: взойти, выйти ). «Из лесной чащи выбрался на поляну… медведь ( огромный, неповоротливый, неуклюжий, добродушный ). Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет)
5. Подбор ассоциативных слов
Инструкция: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? или Что делает предмет?»
Обследование понимания и употребления ребёнком многозначности слов Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов ( город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук ). Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение ( Переулок бывает сквозной и … . Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - … . Лес бывает редкий и … .)
Обработка результатов обследования Примерная схема протокола № протокола № приёма Обозначе-ние приёма Перечень Предъяв-ленного материала Ответы ребёнка Примечание Наблюдение за реакцией ребёнка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
Анализ результатов Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.
Т в о р ч е с к и х у с п е х о в !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....
Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Речевые игры для детей 6-7 лет...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей...