Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
презентация по логопедии
Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_leksicheskogo_zzapasa_i_grammaticheskogo_stroya_rechi.pptx | 57.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание приемы обследования детей с полным / частичным отсутствием вербальных средств общения приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения приемы обработки результатов обследования приемы обследования грамматического строя речи
Приёмы обследования детей с полным/частичным отсутствием вербальных средств общения № п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Совмесное рассматривание игрушек Можно использовать «волшебный мешочек », можно совместно рассматривать игрушку и выполнять действия с ней Игрушка кошки. Смотри, Вова, это кошка, кошка бежит. Вот она остановилась и замяукала — мяу, мяу!»). 2. Рассматривание игрушек(картинок). Игрушка кошечки, игрушка петушка. Вот это кошечка. А это? Петушок. Вот у петушка клюв, а что это?
Приёмы обследования лексического запаса № п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 3. Назвать что изображено на картинках . Ряд картинок: молния, сачок, весло, вывеска, табуретка, перчатка … Назови, что изображено на этой картинки . 4. Соотнесение противоположных по значению картинок. Ряд картинок: широкий шарф- узкий шарф, большой медведь-маленький медвежонок. -Покажи, где широкий шарф, а где узкий. -Покажи, где большой медведь, а где медвежонок.
№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Назвать предмет, действие, качество по специально подобранным картинкам. Сюжетная картинка «Дети идут в поход» -Назови, кто нарисован на картинке? -Скажи, какие насекомые на картинке. 2. Ребенку нужно подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно заменить слово логопеда. Сюжетные картинки к словам. -Подбери к каждому слово, схожее по смыслу, например, выигрывать – побеждать: -Добрый - … -Печаль - … 3. Самостоятельно составить предложения по предметной картинке. Сюжетные картинки. -Составь предложения по картинке, которую я покажу. Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения
№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 4. Ребенку необходимо подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленным словом. Предметные картинки. -Подбери к каждому слову несколько слов из списка: - Бабочка (маленькая, тяжелая, разноцветная) - Слон ( большой, серый, легкий)
№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Логопед показывает картинки, на которых изображены разные предметы. Ребенку нужно назвать эти предметы, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Ряд картинок: собака, кошка, кукла, трава -Назови ласково предметы, изображенные на картинках: Собака- … Кошка-… Кукла-… 2. Перед ребенком картинки. Ему нужно назвать предметы, изображенные на картинках, используя относительные прилагательные. Шкаф из дерева, ботинки из кожи, дверь из железа. -Назови предметы так, чтобы я поняла из чего они состоят, например, сумка из кожи – кожаная сумка. -Шкаф из дерева. - Носки из шерсти. -Дверь из железа. Приемы обследования грамматического строя речи
№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 3. Предс тавить ребенку картинку, на которой изображен один предмет, а затем картинку, на которой изображено несколько этих предметов. Ребенок должен назвать предметы в единственном и множественном числе. Стул, ручка, книга. -Я буду показывать картинки и называть их, а ты смотри и продолжай, например, одна тетрадь, а много – тетрадей. -Один стул, а много -… -Одна ручка, а много - … -Одна книга, а много-… 4. Описать действие, изображенное на картинке одним предложением. Сюжетные картинки. -Опиши действие, изображенное на картинке.
№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 5. Составить предложение, дополнив его соответствующими словами. Слова: мальчик, сок; кошка, окно; девочка, собака. - Составь предложение и дополни его подходящими словами. 6. Восстановить нужный порядок слов и произнести составленную фразу. Слова: заяц, на, серый, поляну, выскочил. Слова: с, ветки, перепрыгивала, на, белка, ветку. - Восстанови порядок слов в предложении и произнеси его.
Приёмы обработки результатов обследования Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция фиксируются в протоколе . № № Обозначение Перечень Ответы Примечание Наблюдение за реакцией ребенка (поиск слова; время , затраченное на подготовку ответа и др.) пробы приема приема предъявленною материала ребенка Колличественный Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов Качественный Анализируется какое число слов, используемых ребенком, относится к словам, имеющим конкретное значение, и какое — к словам абстрактным, обобщенным. Анализ результатов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....
Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Речевые игры для детей 6-7 лет...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"...