Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексики и грамматики на тему: «Насекомые» для детей с ОНР в средней группе
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Багаева Анна Александровна

Открытое логопедическое занятие на тему "Насекомые" для детей с ОНР в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_konspekt_nasekomye.docx82.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56»

 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексики и грамматики

 на тему: «Насекомые» для детей с ОНР в средней группе

C:\Users\User\Desktop\1683246339_polinka-top-p-bozhya-korovka-kartinki-dlya-detei-doshkol-32.jpgC:\Users\User\Desktop\img_56e661916fd90.jpgC:\Users\User\Desktop\063c49e084c34ebddbfee4da650d66aa.jpg

C:\Users\User\Desktop\1673515183_gas-kvas-com-p-kuznechik-detskii-risunok-7.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Багаева Анна

Александровна

                                                                     

 

                                  

                                                                     

                                           Саратов  2024

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

        Расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые».

        Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и             употреблять существительные муж., жен. родов в косвенных падежах (Р. п.) в беспредложных конструкциях в ед. ч.       

        Формировать умение согласовать числительные с существительными муж., жен. рода (1,2,3,4,5).

        Учить подбирать признаки к предметам.

        Закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

        Закреплять навык согласования местоимений с существительными.

        Учить подбирать глаголы, обозначающие действия предмета.

Коррекционно- развивающие:

        Развивать слуховое внимание.

        Развивать зрительное внимание.

        Развивать психические процессы: память, мышление.

        Развивать умение отвечать полным предложением.

   Развивать умение классифицировать предметы по существенному  признаку, обобщать.

        Закреплять представление  о целостном образе предмета.

Воспитательные:

        Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.  

        Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой.

 

План занятия:

I часть

1.Организационный момент.

2.Введение в тему (Постановка проблемы-появление бабочки, запутанной в паутине, которую надо освободить, выполняя задания)

II часть

1.Игра «У кого сколько?» - формирование умения согласовать числительные с существительными муж., жен. родов (1,2,3,4,5). 

2.Игра «Кто какой?» -  подбор признаков к предметам.

Динамическая пауза (физкультминутка).

3.Игра «Кого не стало?» - формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные муж., жен. родов в косвенных падежах (Р.п.) в беспредложных конструкциях в ед. ч.

4.Игра «Мой, моя» - закрепление навыка согласования местоимений с существительными.

5.Игра «Кто что умеет делать?» - подбор глаголов, обозначающих действия предмета.

 III часть Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов. Рефлексия: оценка своей работы с помощью изображений 3 цветков с разным настроением - радостным, спокойным, грустным и бабочек.

МАТЕРИАЛ:

Раздаточный (по количеству детей):

1.   Предметные картинки с изображением разного количества насекомых для первой игры.

2.   Пластиковые насекомые в мешочке для второй игры.

3.   Плоскостные изображения насекомых для третьей и четвертой игр.

4. Плоскостные изображения травы, части земли, цветка, листа, паутины, муравейника, ветки, облака для пятой игры.

Демонстрационный:

1.     Плоскостное изображение бабочки на магнитах, паутина на магнитах.

2.     Плоскостные изображения баночек на магнитах с контурами насекомых по количеству детей для третьей и четвертой игр.

3.     Плоскостные изображения  цветов с разным настроением- радостным, спокойным, грустным; бабочки на магнитах по количеству детей.

Ход работы:

 

I часть.

 

1. Организационный момент.

Создание эмоционального фона. 

Логопед: Доброе утро улыбчивым лицам!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро продлится до вечера!

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. А  я вам предлагаю представить, что мы идем на лесную полянку.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками (шагать на месте)

Ручеек по мостику мы перешли (идут  на носочках)

И полянку светлую мы нашли!

Дети подходят к своим местам и садятся.

2. Введение в тему.

На доске прикреплено магнитами изображение бабочки, закрытое частями паутины.

Логопед: Ребята, с нами хотела поиграть бабочка, но не успела. Посмотрите, она попала в сети к злому пауку. Чтобы ее спасти, нам нужно выполнить задания. Поможем бабочке?

Дети: Да!

II часть.

Игра 1. « У кого сколько?»

Логопед: Давайте посмотрим, какие насекомые живут на этой полянке. Посмотрите и назовите сколько насекомых у каждого на картинке.

Раздаются карточки  с разным количеством насекомых. Каждый ребенок должен назвать сколько и каких насекомых у него изображено.

Например: У меня пять стрекоз. У меня три бабочки.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием. Мы сейчас уберем часть паутины, чтобы бабочка поскорей освободилась. (Часть наклеенной паутины логопед  снимает с  бабочки).

Логопед:  Теперь у нас следующее задание. Вам нужно достать из мешочка насекомое и сказать какое оно.

Игра 2.  « Кто какой?

Каждый ребенок из мешочка достает игрушечное насекомое и называет какой-нибудь признак, относящийся к этому насекомому.

Например: Этот жук усатый. Эта бабочка красивая.

Логопед: Отлично! Бабочка благодарит за то, что вы ей помогаете. (Убирается  еще одна часть паутины).

А теперь мы  расскажем стихотворение про насекомых и разомнем наши пальчики.

Прилетела к нам вчера

(сжимать/разжимать пальцы)
Полосатая пчела.

(загибать пальцы по одному)
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(похлопать в  ладоши)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)

Логопед: Вы молодцы!( Снимается следующая часть паутины).

Игра 3. «Кого не стало?»

Теперь посмотрите на доску, здесь у нас баночки для насекомых. По очереди подходите и берите любое насекомое, будете искать нужную баночку для него.

Каждый ребенок по очереди ищет подходящую баночку ( плоскостное изображение с контуром насекомого).

Логопед: Кого нет в баночке?

Ребенок: В баночке нет гусеницы.

Ребенок прикрепляет на баночку изображение гусеницы.

Логопед: А теперь?

Ребенок: Гусеница в баночке и т.д.

Логопед: Это было еще одно задание. И вы с ним справились! (Логопед открепляет часть паутины от бабочки). Не садитесь на места, мы сейчас с вами поиграем.

Игра 4.  «Мой, моя» (с мячом)

Логопед: Давайте узнаем, про каких насекомых можно сказать «мой», а про каких «моя».

Логопед бросает мяч, называет одно из насекомых, ребенок должен поймать мяч.

Ребенок: Жук-он. Он чей? Он мой!

Логопед: Отлично, забирай  из баночки жука себе.

Ребенок: Стрекоза-она. Она-чья? Она-моя и т.д.

Логопед:Вы очень хорошо справились! Мы скоро освободим бабочку! (Открепляет еще часть паутины).

Логопед: Давайте отпустим насекомых на свободу и узнаем, что они умеют делать.

Игра 5. «Кто что умеет делать».

Дети по очереди отвечают кто и что делает, опираясь на картинный материал (плоскостные изображения травы, части земли, листа, цветка, паутины, муравейника  на магнитах) и прикрепляют насекомых на нужные изображения.

Бабочка – что делает? порхает.

Паук– что делает? плетёт паутину.

Гусеница – что делает? ползает, грызет листья.

Кузнечик – что делает? прыгает, скачет.

Жук – что делает? ползает, жужжит.

Стрекоза – что делает?  стрекочет.

Муравей – что делает? трудится, строит.

Божья коровка – что делает? летает.

Комар – что делает? кусает.

Муха– что делает? надоедает.

Червяк – что делает? роет землю.

Пчела – что делает? собирает нектар.

Логопед: Наша бабочка свободна. Вы молодцы!

III часть.

 

Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов. Рефлексия.

Логопед: Молодцы!  Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам понравилось выполнять задания? А что именно? (Дети отвечают).

 Бабочка приготовила вам подарки! Но сначала  подойдите к цветочкам и прикрепите бабочек: у кого всё получилось, тот прикрепляет бабочку на улыбающийся цветочек; у кого не совсем всё получилось, то на спокойный цветочек; и на грустный цветочек, если ничего не получилось.

Раздача подарков от бабочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....