Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексики и грамматики на тему: «Насекомые» для детей с ОНР в средней группе
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Открытое логопедическое занятие на тему "Насекомые" для детей с ОНР в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_konspekt_nasekomye.docx | 82.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексики и грамматики
на тему: «Насекомые» для детей с ОНР в средней группе
Подготовила: учитель-логопед Багаева Анна Александровна |
Саратов 2024
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые».
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные муж., жен. родов в косвенных падежах (Р. п.) в беспредложных конструкциях в ед. ч.
Формировать умение согласовать числительные с существительными муж., жен. рода (1,2,3,4,5).
Учить подбирать признаки к предметам.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
Закреплять навык согласования местоимений с существительными.
Учить подбирать глаголы, обозначающие действия предмета.
Коррекционно- развивающие:
Развивать слуховое внимание.
Развивать зрительное внимание.
Развивать психические процессы: память, мышление.
Развивать умение отвечать полным предложением.
Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Закреплять представление о целостном образе предмета.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой.
План занятия:
I часть
1.Организационный момент.
2.Введение в тему (Постановка проблемы-появление бабочки, запутанной в паутине, которую надо освободить, выполняя задания)
II часть
1.Игра «У кого сколько?» - формирование умения согласовать числительные с существительными муж., жен. родов (1,2,3,4,5).
2.Игра «Кто какой?» - подбор признаков к предметам.
Динамическая пауза (физкультминутка).
3.Игра «Кого не стало?» - формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные муж., жен. родов в косвенных падежах (Р.п.) в беспредложных конструкциях в ед. ч.
4.Игра «Мой, моя» - закрепление навыка согласования местоимений с существительными.
5.Игра «Кто что умеет делать?» - подбор глаголов, обозначающих действия предмета.
III часть Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов. Рефлексия: оценка своей работы с помощью изображений 3 цветков с разным настроением - радостным, спокойным, грустным и бабочек.
МАТЕРИАЛ:
Раздаточный (по количеству детей):
1. Предметные картинки с изображением разного количества насекомых для первой игры.
2. Пластиковые насекомые в мешочке для второй игры.
3. Плоскостные изображения насекомых для третьей и четвертой игр.
4. Плоскостные изображения травы, части земли, цветка, листа, паутины, муравейника, ветки, облака для пятой игры.
Демонстрационный:
1. Плоскостное изображение бабочки на магнитах, паутина на магнитах.
2. Плоскостные изображения баночек на магнитах с контурами насекомых по количеству детей для третьей и четвертой игр.
3. Плоскостные изображения цветов с разным настроением- радостным, спокойным, грустным; бабочки на магнитах по количеству детей.
Ход работы:
I часть.
1. Организационный момент.
Создание эмоционального фона.
Логопед: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. А я вам предлагаю представить, что мы идем на лесную полянку.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками (шагать на месте)
Ручеек по мостику мы перешли (идут на носочках)
И полянку светлую мы нашли!
Дети подходят к своим местам и садятся.
2. Введение в тему.
На доске прикреплено магнитами изображение бабочки, закрытое частями паутины.
Логопед: Ребята, с нами хотела поиграть бабочка, но не успела. Посмотрите, она попала в сети к злому пауку. Чтобы ее спасти, нам нужно выполнить задания. Поможем бабочке?
Дети: Да!
II часть.
Игра 1. « У кого сколько?»
Логопед: Давайте посмотрим, какие насекомые живут на этой полянке. Посмотрите и назовите сколько насекомых у каждого на картинке.
Раздаются карточки с разным количеством насекомых. Каждый ребенок должен назвать сколько и каких насекомых у него изображено.
Например: У меня пять стрекоз. У меня три бабочки.
Логопед: Молодцы! Все справились с заданием. Мы сейчас уберем часть паутины, чтобы бабочка поскорей освободилась. (Часть наклеенной паутины логопед снимает с бабочки).
Логопед: Теперь у нас следующее задание. Вам нужно достать из мешочка насекомое и сказать какое оно.
Игра 2. « Кто какой?
Каждый ребенок из мешочка достает игрушечное насекомое и называет какой-нибудь признак, относящийся к этому насекомому.
Например: Этот жук усатый. Эта бабочка красивая.
Логопед: Отлично! Бабочка благодарит за то, что вы ей помогаете. (Убирается еще одна часть паутины).
А теперь мы расскажем стихотворение про насекомых и разомнем наши пальчики.
Прилетела к нам вчера (сжимать/разжимать пальцы) (загибать пальцы по одному) |
Логопед: Вы молодцы!( Снимается следующая часть паутины).
Игра 3. «Кого не стало?»
Теперь посмотрите на доску, здесь у нас баночки для насекомых. По очереди подходите и берите любое насекомое, будете искать нужную баночку для него.
Каждый ребенок по очереди ищет подходящую баночку ( плоскостное изображение с контуром насекомого).
Логопед: Кого нет в баночке?
Ребенок: В баночке нет гусеницы.
Ребенок прикрепляет на баночку изображение гусеницы.
Логопед: А теперь?
Ребенок: Гусеница в баночке и т.д.
Логопед: Это было еще одно задание. И вы с ним справились! (Логопед открепляет часть паутины от бабочки). Не садитесь на места, мы сейчас с вами поиграем.
Игра 4. «Мой, моя» (с мячом)
Логопед: Давайте узнаем, про каких насекомых можно сказать «мой», а про каких «моя».
Логопед бросает мяч, называет одно из насекомых, ребенок должен поймать мяч.
Ребенок: Жук-он. Он чей? Он мой!
Логопед: Отлично, забирай из баночки жука себе.
Ребенок: Стрекоза-она. Она-чья? Она-моя и т.д.
Логопед:Вы очень хорошо справились! Мы скоро освободим бабочку! (Открепляет еще часть паутины).
Логопед: Давайте отпустим насекомых на свободу и узнаем, что они умеют делать.
Игра 5. «Кто что умеет делать».
Дети по очереди отвечают кто и что делает, опираясь на картинный материал (плоскостные изображения травы, части земли, листа, цветка, паутины, муравейника на магнитах) и прикрепляют насекомых на нужные изображения.
Бабочка – что делает? порхает.
Паук– что делает? плетёт паутину.
Гусеница – что делает? ползает, грызет листья.
Кузнечик – что делает? прыгает, скачет.
Жук – что делает? ползает, жужжит.
Стрекоза – что делает? стрекочет.
Муравей – что делает? трудится, строит.
Божья коровка – что делает? летает.
Комар – что делает? кусает.
Муха– что делает? надоедает.
Червяк – что делает? роет землю.
Пчела – что делает? собирает нектар.
Логопед: Наша бабочка свободна. Вы молодцы!
III часть.
Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов. Рефлексия.
Логопед: Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам понравилось выполнять задания? А что именно? (Дети отвечают).
Бабочка приготовила вам подарки! Но сначала подойдите к цветочкам и прикрепите бабочек: у кого всё получилось, тот прикрепляет бабочку на улыбающийся цветочек; у кого не совсем всё получилось, то на спокойный цветочек; и на грустный цветочек, если ничего не получилось.
Раздача подарков от бабочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....