Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря. К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ovoshchi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи

по теме «Овощи»

с детьми группы №9 комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи

Подготовил

учитель-логопед Трубчанинова О.Г.

Задачи:

Закреплять понятие обобщения «овощи», закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласования существительного и местоимения «мой»- «моя», учить отгадывать загадки.

Развивать мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения, фонематический слух

Воспитывать усидчивость, умение дослушивать ответ товарища, умение выражать свою мысль полным предложением.

Оборудование: овощи (картофель, помидор, огурец, редиска, морковь, свекла, перец, баклажан, кукуруза, лук, чеснок), картинки с изображением героев сказки «Репка», чудесный мешочек, корзина, мяч)

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1.Организационный

момент

2. Сообщение темы

занятия

3. Актуализация

имеющихся знаний

4. Динамическая пауза «К нам на длинной тонкой ножке...»

5. Продолжение работы по теме занятия.

6. Итог занятия

Выход детей и приветствие гостей

Я сейчас буду называть слова, среди которых будут названия овощей. Если

вы услышите название овоща - хлопните в ладошки, если нет- ладошки отдыхают.

СЛОВА: морковь, конфета, перец, груша, лук, мухомор, свекла, картофель, персик, диван, бабушка, кукуруза, кошка, ковер, горох, редиска.

Сегодня на занятии мы с вами будем играть с овощами и героями известной сказки. А какой сказки - догадаетесь сами, а пока встречайте первого ее героя        

 

- Кто пришел к нам в гости?

-А какое сейчас у нас время года?

-Правильно, осень и время сбора урожая... Дедушка собрал в огороде

много овощей, положил в мешок, а они и перепутались там....

-Давайте поможем ему различить овощи?

-Как узнал? Как узнала?

-Дедушка очень рад, что вы ему помогли и передает вам «спасибо»!

-Встречаем следующую гостью! Кто это?

-Правильно, это бабка. У дедушки перепутались овощи в мешочке, а у

бабушки - слова в стихах!

Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

Показал садовод нам такой огород:

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел! (Н. Кончаловская)

- Посмотрите на доску, кто пришел к нам в гости?

Да, это внучка, внучка у деда с бабкой маленькая, и овощи тоже любит

маленькие.

В кружок встаем, маленькие овощи назовем!

Огурец-огурчик

Помидор- помидорчик Баклажан- баклажанчик

Лук-лучок

Чеснок- чесночек

Свекла -свеколка

Редиска- редисочка

Картошка- картошечка

Горох- горошек

Кукуруза- кукурузка

Перец-перчик

Патисон-патисончик

Фасоль- фасолька        

-Кто появился на доске?

- Что любит делать Жучка?        

- А теперь из корзины возьмите каждый свой овощ, который вы угадали, когда доставали из мешочка.

- А вот и кошка пришла- загадки принесла. Надо отгадать загадку, а если загадка про ваш овощ, надо поднять его и сказать: «ЭТО МОЙ ОГУРЕЦ!» или «ЭТО МОЯ КАПУСТА!»

ЗАГАДКИ:

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая.                                                                        (Морковь)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка)

Как на нашей грядке выросли загадки

Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют,

К осени краснеют (Помидор)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ... (Лук)

Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень важный...(Баклажан)

В этих желтых пирамидках Сотни зерен аппетитных.

Этот овощ как головка,

В ней зубцы засели ловко, как мы зубчик очищаем, Всех микробов убиваем (Чеснок)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый, приготовим с ним обед, Запеканку, винегрет,

Цвет у блюд совсем не блёклый, Главная на кухне...(Свекла)

Это сочный корнеплод,

В огороде он растет.

Чаще красным он бывает,

К нам в салаты попадает,

На тарелку, в плошку, в миску. Это - вкусная...(Редиска)

Он бывает, дети, разный -

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне - глава специй!

Угадали? Это... (Перец)

-Из какой же сказки к нам пришли герои?

-Давайте вспомним эту сказку!

-Кого же не хватает?

Мышка пришла и подарки принесла! Мышка принесла вам вот такие

рисунки, но не простые! Вам нужно будет раскрасить круглый овощ!

- Из какой же сказки у нас сегодня были гости?

-Что лежит у нас в корзине?

Вы большие молодцы! Вы так старались, что думаю, что наши из сказки и те, которые сидят рядом с вами остались довольны! Мне очень понравилось, как вы занимались сегодня!

Оценивание работы детей на занятии.

Здороваются, отвечают на

вопросы и занимают рабочие

места

К нам в гости пришел дед.

Сейчас осень.

Наощупь, опустив руку в

мешочек, берут овощ и

узнают основываясь на

тактильных ощущениях.

Отвечают на вопросы, находят

«веселые» слова - названия

овощей, которые

перепутались.

Внучка!

Выходят на ковер и играют в игру «Назови ласково»

Появилась Жучка Бегать, прыгать и скакать!

Берут каждый свой овощ и садятся на свои места.

Герои пришли из репки.

Рассказывают сказку «Репка»

Не хватает мышки!

Репка приходила к нам в гости

Выстраиваются

на ковре

В мешочке

различные

овощи:

морковь,

картофель, лук,

чеснок, огурец,

помидор,

свекла,

кукуруза,

баклажан,

редиска, перец

Угаданный овощ кладут в

корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Овощи"

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижени...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....