Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря. К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ovoshchi.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи
по теме «Овощи»
с детьми группы №9 комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи
Подготовил
учитель-логопед Трубчанинова О.Г.
Задачи:
Закреплять понятие обобщения «овощи», закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласования существительного и местоимения «мой»- «моя», учить отгадывать загадки.
Развивать мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения, фонематический слух
Воспитывать усидчивость, умение дослушивать ответ товарища, умение выражать свою мысль полным предложением.
Оборудование: овощи (картофель, помидор, огурец, редиска, морковь, свекла, перец, баклажан, кукуруза, лук, чеснок), картинки с изображением героев сказки «Репка», чудесный мешочек, корзина, мяч)
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
1.Организационный момент 2. Сообщение темы занятия 3. Актуализация имеющихся знаний 4. Динамическая пауза «К нам на длинной тонкой ножке...» 5. Продолжение работы по теме занятия. 6. Итог занятия | Выход детей и приветствие гостей Я сейчас буду называть слова, среди которых будут названия овощей. Если вы услышите название овоща - хлопните в ладошки, если нет- ладошки отдыхают. СЛОВА: морковь, конфета, перец, груша, лук, мухомор, свекла, картофель, персик, диван, бабушка, кукуруза, кошка, ковер, горох, редиска. Сегодня на занятии мы с вами будем играть с овощами и героями известной сказки. А какой сказки - догадаетесь сами, а пока встречайте первого ее героя
- Кто пришел к нам в гости? -А какое сейчас у нас время года? -Правильно, осень и время сбора урожая... Дедушка собрал в огороде много овощей, положил в мешок, а они и перепутались там.... -Давайте поможем ему различить овощи? -Как узнал? Как узнала? -Дедушка очень рад, что вы ему помогли и передает вам «спасибо»! -Встречаем следующую гостью! Кто это? -Правильно, это бабка. У дедушки перепутались овощи в мешочке, а у бабушки - слова в стихах! Давайте угадывать, о чем говорит поэт. Показал садовод нам такой огород: Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста, Сельдерошек поспел И моркофель дозрел! (Н. Кончаловская) - Посмотрите на доску, кто пришел к нам в гости? Да, это внучка, внучка у деда с бабкой маленькая, и овощи тоже любит маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем! Огурец-огурчик Помидор- помидорчик Баклажан- баклажанчик Лук-лучок Чеснок- чесночек Свекла -свеколка Редиска- редисочка Картошка- картошечка Горох- горошек Кукуруза- кукурузка Перец-перчик Патисон-патисончик Фасоль- фасолька -Кто появился на доске? - Что любит делать Жучка? - А теперь из корзины возьмите каждый свой овощ, который вы угадали, когда доставали из мешочка. - А вот и кошка пришла- загадки принесла. Надо отгадать загадку, а если загадка про ваш овощ, надо поднять его и сказать: «ЭТО МОЙ ОГУРЕЦ!» или «ЭТО МОЯ КАПУСТА!» ЗАГАДКИ: За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая. (Морковь) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец) Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: "Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка) Как на нашей грядке выросли загадки Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют (Помидор) Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ... (Лук) Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень важный...(Баклажан) В этих желтых пирамидках Сотни зерен аппетитных. Этот овощ как головка, В ней зубцы засели ловко, как мы зубчик очищаем, Всех микробов убиваем (Чеснок) Этот овощ вот уж диво, Круглый, вкусный и красивый, приготовим с ним обед, Запеканку, винегрет, Цвет у блюд совсем не блёклый, Главная на кухне...(Свекла) Это сочный корнеплод, В огороде он растет. Чаще красным он бывает, К нам в салаты попадает, На тарелку, в плошку, в миску. Это - вкусная...(Редиска) Он бывает, дети, разный - Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне - глава специй! Угадали? Это... (Перец) -Из какой же сказки к нам пришли герои? -Давайте вспомним эту сказку! -Кого же не хватает? Мышка пришла и подарки принесла! Мышка принесла вам вот такие рисунки, но не простые! Вам нужно будет раскрасить круглый овощ! - Из какой же сказки у нас сегодня были гости? -Что лежит у нас в корзине? Вы большие молодцы! Вы так старались, что думаю, что наши из сказки и те, которые сидят рядом с вами остались довольны! Мне очень понравилось, как вы занимались сегодня! Оценивание работы детей на занятии. | Здороваются, отвечают на вопросы и занимают рабочие места К нам в гости пришел дед. Сейчас осень. Наощупь, опустив руку в мешочек, берут овощ и узнают основываясь на тактильных ощущениях. Отвечают на вопросы, находят «веселые» слова - названия овощей, которые перепутались. Внучка! Выходят на ковер и играют в игру «Назови ласково» Появилась Жучка Бегать, прыгать и скакать! Берут каждый свой овощ и садятся на свои места. Герои пришли из репки. Рассказывают сказку «Репка» Не хватает мышки! Репка приходила к нам в гости | Выстраиваются на ковре В мешочке различные овощи: морковь, картофель, лук, чеснок, огурец, помидор, свекла, кукуруза, баклажан, редиска, перец Угаданный овощ кладут в корзину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)
конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...
Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Овощи"
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижени...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....