Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Образовательная область: речевое развитие

Форма: подгрупповое занятие.

Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей через изучение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения».

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- Закрепить обобщающее понятие «транспорт»; виды, части транспорта и его назначение; название профессии на транспорте;

- Совершенствовать умение образовывать существительные единственного числа родительного падежа;

- Продолжать учить составлять связный рассказ по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать языковое чутье, общую и мелкую моторику, выразительность речи, мимики и движений.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать навыки правильного поведения на дороге;  уважение к собеседнику (не перебивать друг друга, тактично исправлять чужие ошибки, слушать ответы, радоваться успехам других).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей

с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе

учитель-логопед Оксана Николаевна Ярема,

высшая квалификационная категория

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Образовательная область: речевое развитие

Форма: подгрупповое занятие.

Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей через изучение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения».

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- Закрепить обобщающее понятие «транспорт»; виды, части транспорта и его назначение; название профессии на транспорте;

- Совершенствовать умение образовывать существительные единственного числа родительного падежа;

- Продолжать учить составлять связный рассказ по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать языковое чутье, общую и мелкую моторику, выразительность речи, мимики и движений.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать навыки правильного поведения на дороге;  уважение к собеседнику (не перебивать друг друга, тактично исправлять чужие ошибки, слушать ответы, радоваться успехам других).

  1. Организационный момент.

- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы должны запомнить, какой транспорт я называла  (логопед читает стихотворение):

На транспорте ездим мы все постоянно,

Автобусы возят нас всех беспрестанно,

Трамваи, троллейбусы… Есть и метро,

Которое спряталось очень хитро.

Вот в небе над нами летят самолёты,

И в них за штурвалом, конечно, пилоты.

По морю большие плывут корабли,

С бортов их давно уж не видно земли.

Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды

И очень удобные велосипеды.

Конечно, есть лодки, и есть катера,

Но нам на картинки взглянуть уж пора!

- Назовите транспорт, который я называла в стихотворении ? (дети называют транспорт, логопед выставляет на доску, соответствующий картинный материал – автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолет, корабль, мотоцикл, мопед, велосипед, катер, лодка).

-Ребята, как все эти предметы можно назвать одним словом? (Это транспорт)

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте, его видах и вспомним правила дорожного движения.

3. Основная часть.

- Ребята, как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный), по воздуху? (воздушный), по воде? (водный)

(На мольберт выставляются таблички-символы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт.)

- Распределите картинки с транспортом на три группы.  (дети соединяют картинки с изображением транспорта с табличками-символами, остается метро).

- Ребята, почему у вас осталась картинка с изображением «метро»? (потому что метро – это подземный транспорт)

- А кто из вас ездил на метро? (один подготовленный ребенок рассказывает о поездке в метро, показывает фотографии)

4. Игра «Скажи, без чего транспорт» - логопед показывает картинки с изображением частей транспорта. (машина без колеса, самолет без крыла, трамвай без «рогов», корабль без якоря и т.д.)

5. Массаж ладоней рук мячиком су-джок:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

6. Игра «Кто, чем управляет» (логопед называет транспорт, а дети профессии людей, которые управляют данным транспортом)
- Кто управляет автобусом? Поездом, самолетом, мотоциклом, велосипедом, кораблем.

7. Беседа о правилах дорожного движении.

- Что такое Правила Дорожного Движения? (свод Правил поведения на дороге)
- Какие правила дорожного движения, вы знаете?  (Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора. Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам.  Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо. Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.)
- Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки? (логопед показывает изображение дорожных знаков)

- А для чего нужны дорожные знаки? (Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно)

8. Физминутка «Мы - шоферы»
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

9. Составления связного рассказа по алгоритму.

(на доске алгоритм по теме «Транспорт»:

 1) как называется транспортное средство;
2) где движется этот транспорт,  к какому виду относится; 
3) из каких частей состоит транспорт; 
4) кто управляет этим видом транспорта; 
5) для чего используется, что перевозит. 
Дети составляю рассказы про автомобиль, самолет, корабль, автобус.

10. Итог занятия. Оценка деятельности детей. 
- О чем мы сегодня говорили на занятии? (О транспорте)

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Для чего человеку нужен транспорт?

- Зачем нам нужны Правила Дорожного Движения? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование числительных с существительными».

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование чис...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...