Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Елена Александровна Марченко

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_s_tnr_po_teme_posuda.docx22.58 КБ
PDF icon prezentatsiya1.pdf937.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель-логопед

Марченко Е.А.

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда»,

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит;
  • Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда» (посуда, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, чайник, чашка; столовый, кухонный, чайный, деревянный, металлический, стеклянный; варить, жарить, кипятить, тушить).
  • Закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах
  • Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, конструктивный праксис, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к занятию, картинки с предметами посуды без определенных частей, кукольная посуда, шкаф с полками, карандаши, «чашки с паром» для дыхательной гимнастики по числу детей, мяч. 

Предварительная работа: рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник». Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Логопед. Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, кто к нам сегодня пришел в гости.

2. Упражнение «Доскажи словечко» (Слайд 1)

Логопед.        Долго-долго терпела посуда

И решилa: «Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи — …  

Дети. Федора

Логопед. К нам в гости пришла бабушка Федора. Посмотрите и скажите, какая она?

Дети. Грязная, неопрятная, грустная, неряшливая.

Посуда была у Федоры,

посуде с ней было горе:

Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),

Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),

Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала.

Слова, выделенные жирным шрифтом, договаривают дети.

Федора. Голос на слайде. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать – устала (Слайд 2,3)

Логопед. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети. В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед. Без посуды худо Федоре, помочь надо ее горю. Ребята, поможем Федоре вернуть её посуду?

Дети. Да.

Логопед. Постараемся, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать всё в чистоте.

Федора. Голос на слайде. Я не умею!

Логопед. Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Дети. Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

Федора. Голос на слайде. Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

 Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

3. Развитие координации и общей моторики.

Логопед. Тогда мы с вами отправляемся в лес.

1,2,3,4,5

Федоре будем помогать

По тропинке в лес пойдем

И посуду всю найдем.

(Дети по «тропинке» идут в лес)

Слайд 4. Лес.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и попали в лес. Что можно сказать о лесе, какой он?

4. Упражнение «Подбери признак»

Дети: Лес сказочный, красивый, осенний, золотой, разноцветный.

Логопед. Давайте позовем посуду. Я буду называть посуду, а вы повторять ее по слогам, хлопая в ладоши.

Слайд 5. Лес с предметами посуды.

5. Развитие зрительного внимания (В.п.)

Дети: Я нашел (ложку, вилку, чашку, кастрюлю, сковороду, чайник и т.д.).

6. Расширение словаря по теме.

Логопед. Посмотрите, на поляне посуда водит хороводы. Назовите, что в первом хороводе.  

Дети. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед. Верно. Для чего нужна эта посуда?

Дети. Для того, чтобы пить чай.

Логопед. Её называют чайная посуда. Повторите это название.

Дети. Чайная посуда.

Логопед. Что во втором хороводе?

Дети. Тарелки, ложки, вилки, солонка.

Логопед. Правильно. Когда пользуются этой посудой?

Дети. Этой посудой пользуются за столом во время обеда.

Логопед. Её называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

Дети. Столовая посуда.

Логопед. А теперь назовите, что стоит в третьем хороводе?

Дети. Кастрюля, сковорода, ковш.

Логопед. Для чего нужна кастрюля (сковорода)?

Дети. В кастрюле варят, тушат. На сковороде жарят.

Логопед. Правильно. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети. Кухонная посуда.

7. Физминутка

Скачет сито по полям, (Подскоки.)

А корыто по лугам.

За лопатою метла (Ходьба.)

Вдоль по улице пошла.

И кастрюля на бегу (Бег на носочках.)

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

8. Множественное число существительных.

Логопед. Ребята, посмотрите, а что спряталось под «кустами».

 Дети проходят к своим местам садятся и смотрят, что у каждого находится под «кустом».

Дети. У меня под кустом вилки (чайники, кастрюли, сковородки, чашки и т.д.)

9. Упражнение «Что без чего?» (Р.п. ед.ч.)

Логопед. А вся посуда целая?

Дети. Нет. У меня вилка без ручки (чайник без носика, кастрюля без крышки, сковорода без дна и т.д.)

Логопед: Давайте с вами починим посуду, дорисуем те части, которые у них сломаны.

Дети дорисовывают недостающие части у посуды.

10. Упражнение «Скажи ласково»

Логопед. Давайте пожалеем посуду и скажем о ней ласково со словом мои.

Дети. Ложечки, вилочки, кастрюльки, сковородочки, ножички, чайнички, чашечки и т.д.

11. Игра «Разбитые чашки»

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сесть по-турецки. Он достает конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на маленькое наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили.

Но разбитые чашки мы не сможем вернуть Федоре. Давайте их склеим. Они выглядят вот так, как на картинке.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо.

12. Игра «Распредели посуду по назначению»

Логопед. Ребята, мы нашли всю посуду, починили, перемыли её и нам пора возвращаться обратно к Федоре. Возьмите на поляне ту посуду, которая была у вас на картинках и по тропинке идем обратно.

Логопед. Посмотрите, а у нас вся посуда перепуталась. Давайте разложим её правильно: кухонную поставим на плиту, столовую на стол, а чайную на поднос.

Дети расставляют посуду по назначению.

Логопед. Ребята, обратите внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная и столовая посуда сделана из …… Как ее называют?

Дети.

Логопед. А кухонная посуда сделана из металла. Как ее называют?

Дети. Металлическая.

Логопед. Мы вернули Федоре всю посуду. Посмотрите, изменилась Федора?

Дети. Да. Она веселая, радостная, чистая, ухоженная, опрятная.

Федора. Голос на слайде. Спасибо, ребята, что вернули мне посуду. Приглашаю вас пить чай.

13. Упражнение «Остуди чай» (воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха)

Дети берут «чашки с дымком».

Логопед. Чай очень горячий, его надо остудить. Подуйте на дымок, не раздувая щек.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза под команду логопеда.

14. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребенка.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда -

Умным станешь ты тогда!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему "Посуда"

В данном материале представлен подробный конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической строны речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...