Система логопедического обследования заикающегося ребёнка
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Система логопедического обследования заикающегося ребёнка.

Для определения правильного коррекционного воздействия и логопедической работы с заикающимися большое значение имеют данные медико-психолого-педагогического изучения.

Логопедическое обследование состоит из этапов:

 - сбор анамнестических сведений. Проводится беседа с родителями на следующие темы: здоровье родителей, общее развитие до возникновения заикания (внутриутробное и постнатальное развитие), речевое развитие (темп, особенности поведения в момент общения с окружающими, наличие сопутствующих нарушений речи), особенности воспитания ребёнка в семье, речевое окружение, время появления первых признаков заикания, предполагаемые причины, особенности течения заикания, результаты ранее оказываемой помощи, если таковая имелась. Ответы на все поставленные вопросы позволяют судить о причинах, вызвавших заикание, и о некоторых особенностях его проявлений, что позволяет определить направленность коррекционной работы.

- исследование симптоматики заикания. Изучаются проялвения: локализация судорог и их форма, определется во время беседы; частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения) – от этого будет зависеть подбор материала для логопедической работы; количество и место в высказывании непреднамеренных пауз; наличие «трудных» звуков;  характер сопутствующих телодвижений, которые могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольными движениями) и «уловочными», защитными движениями; наличие эмболофразий; проявление вегетативных реакций в процессе речевого общения.

 - изучение уровня свободной речи, определение степени тяжести заикания. Выявляется зависимость проявления заикания от разной степени речевой самостоятельности. Исследуемому предлагаются следующие задания: проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом; повторение нескольких слов, фразы; называние предмета, действий по наглядной опоре; называние предмета, действий без наглядной опоры (по описанию), чтение наизусть стихотворения, ответы на вопросы, пересказ текста с опорой на картику и без; описание сюжетной картинки; рассказ из личного опыта. Степень тяжести заикания определяется частотой и выраженность проявления судорог в зависимости от формы речевого высказывания.

 - выявление факторов, усиливающих заикание или улучшающих речь.

 - отношение к своему дефекту, психологические особенности личности. Логопед общается с родителями ребёнка и взрослыми заикающимися. Отмечаются: характеристика общего поведения (коммуникативность, открытость в общении, контактность, характерологические особенности, отношение к своему дефекту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедического обследования заикающегося ребёнка.

Для определения правильного коррекционного воздействия и логопедической работы с заикающимися большое значение имеют данные медико-психолого-педагогического изучения.

Логопедическое обследование состоит из этапов:

 - сбор анамнестических сведений. Проводится беседа с родителями на следующие темы: здоровье родителей, общее развитие до возникновения заикания (внутриутробное и постнатальное развитие), речевое развитие (темп, особенности поведения в момент общения с окружающими, наличие сопутствующих нарушений речи), особенности воспитания ребёнка в семье, речевое окружение, время появления первых признаков заикания, предполагаемые причины, особенности течения заикания, результаты ранее оказываемой помощи, если таковая имелась. Ответы на все поставленные вопросы позволяют судить о причинах, вызвавших заикание, и о некоторых особенностях его проявлений, что позволяет определить направленность коррекционной работы.

- исследование симптоматики заикания. Изучаются проялвения: локализация судорог и их форма, определется во время беседы; частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения) – от этого будет зависеть подбор материала для логопедической работы; количество и место в высказывании непреднамеренных пауз; наличие «трудных» звуков;  характер сопутствующих телодвижений, которые могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольными движениями) и «уловочными», защитными движениями; наличие эмболофразий; проявление вегетативных реакций в процессе речевого общения.

 - изучение уровня свободной речи, определение степени тяжести заикания. Выявляется зависимость проявления заикания от разной степени речевой самостоятельности. Исследуемому предлагаются следующие задания: проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом; повторение нескольких слов, фразы; называние предмета, действий по наглядной опоре; называние предмета, действий без наглядной опоры (по описанию), чтение наизусть стихотворения, ответы на вопросы, пересказ текста с опорой на картику и без; описание сюжетной картинки; рассказ из личного опыта. Степень тяжести заикания определяется частотой и выраженность проявления судорог в зависимости от формы речевого высказывания.

 - выявление факторов, усиливающих заикание или улучшающих речь.

 - отношение к своему дефекту, психологические особенности личности. Логопед общается с родителями ребёнка и взрослыми заикающимися. Отмечаются: характеристика общего поведения (коммуникативность, открытость в общении, контактность, характерологические особенности, отношение к своему дефекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...

Речевая карта обследования заикающегося ребенка

Данный вариант речевой карты составлен на основе речевой карты для дошкольного логопункта. Использованы несколько вариантов характеристики для каждого критерия, что составляет удобство и скорость запо...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

Консультация для родителей. Если в семье заикающийся ребёнок.

В данной консультации содержатся рекомендации для родителей  детей, имеющих заикание....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...