Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".
консультация по логопедии на тему
Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему и оранизм в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 6.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками.
Консультация для педагогов.
Заикание, как известно, - сложная проблема как в теоретическом, так и практическом аспектах.
По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Оно касается не только речевой функции. Но и расстройств нервной системы заикающегося, его физического здоровья, общей и речевой моторики, собственной речевой функции, а также психологических особенностей. Перечисленные отклонения в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему и организм в целом, то есть использовать комплексный медико – психолого – педагогический подход.
Методики по коррекции заикания целого ряда авторов - С.А. Мироновой, Г. А. Волковой, Н. А. Власовой, Н. А. Чевелевой, В. И. Селиверстова и др. являются основой работы по преодолению заикания.
Постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью достигается не путем механических тренировок. А благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной. Речевые упражнения с этой целью проводят в условиях общения в специально созданной коррекционно – развивающей среде, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения детей, их возраста и половой принадлежности.
1-й этап работы. Ограничение речи.
Учитель-логопед совместно с воспитателем доступно объясняют детям необходимость молчания и находят условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых.
В этот период все сотрудники детского сада создают и поддерживают спокойную обстановку, общаются с помощью шепотной речи и жестов. К детям приходит Дед Молчок. Режимные моменты и другие формы работы с детьми в течение дня сопровождает тихая, спокойная музыка.
Одним из сложных и важных моментов на этапе ограничения речи является организация деятельности детей. Воспитатель умело рассредоточивает детей в групповом пространстве. Для этого используются ширмы, детская мягкая мебель, столы для индивидуальных безречевых игр.
Занятия носят обучающий характер: учитель-логопед и воспитатель рассказывают детям сказки, рассматривают картины, то есть учат слушать и выполнять указания взрослых, но при этом молчать. Сложнее соблюдать «режим молчания» во время игр. Здесь необходимо придумать занятие для каждого ребенка. Дети играют с различными мозаиками, строительными конструкторами, настольными играми.
На этом этапе начинаем работу над постановкой диафрагмально-реберного дыхания. Используем различные игрушки: вертушки, шарики, мыльные пузыри, дутье на плавающие игрушки, подвешенные силуэты бабочек, птиц.
Одно из направлений работы – коррекция общей и мелкой моторики. В группе для детей оборудованы уголки сенсорного развития, в которых имеются разнообразные игры, пособия. Важное место уделяем релаксации. В игры вводим упражнения для расслабления мышц кистей рук, ног, шеи, предплечья: имитируем движения различных животных, их повадки, используя маски и другую атрибутику.
Работая над коррекцией звукопроизношения, воспитываем у детей звуковую культуру речи: развиваем слуховое, зрительное внимание и память, пространственные ориентировки, учим подражательности, формируем тормозные установки. Коррекцию общего и речевого поведения связываем со всеми режимными моментами.
Чтобы не вызывать рецидивов заикания, плавно переходим к шепотной речи.
Создание такой коррекционно- развивающей среды на этапе ограничения речи обусловлено необходимостью «погасить» патологический рефлекс на заикание и успокоить нервную систему ребенка.
2-й этап работы. Сопряженная речь.
Задачи этого этапа:
- Формирование сопряженного произношения (проговаривание ребенком слов, фраз одновременно со взрослым);
- Развитие просодических сторон речи;
- Активизация и пополнение словаря по лексическим темам;
- Обучение элементам творческой игры.
Сопряженную речь формируем сначала в хоровой драматизации, накапливая у детей речевой материал, который они используют позднее при самостоятельном развертывании игры.
Ведущее место в коррекционной работе на протяжении всех этапов занимают игры с пением (хороводы). Они оказывают благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей.
3-й этап работы. Обучение отраженной речи.
Повторение ребенком фразы за взрослым, без совместного ее проговаривания. Продолжаем развивать игровую деятельность детей в процессе подвижных игр с правилами.
В старшей группе начинаем подготовку к обучению детей грамоте: развиваем фонематический слух и знакомим с буквами, используя разнообразный игровой материал.
Продолжаем обучать детей играм по одному, рассредоточивая их по группе и ограничивая речь.
4-й этап работы. Обучение детей вопросно-ответной речи.
Воспитываем умение отвечать на вопрос одним словом, затем полной фразой, работаем над развитием диалогической речи, развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связанные с этим психические процессы. В играх обучаем детей общению со сверстниками и со взрослыми. Активно используем на этом этапе сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры , конструкторы.
5-й этап работы. Обучение детей самостоятельной речи.
Обучаем воспитанников дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий и действий в различных играх.
На этом этапе используются разнообразные ширмы для спектаклей, костюмы, маски, куклы и атрибуты для обыгрывания сказок в различных видах театров, предметы – заместители для сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, в основе всей системы работы по преодолению заикания лежит комплексный подход, предполагающий прежде всего создание мобильной коррекционно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию у воспитанников основных психических процессов, формированию личностных качеств, овладению речью, свободной от заикания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своеобразие применения метода библиотерапии в работе с заикающимися дошкольниками
В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей невозратизацией населения число страдающих логоневрозом также увел...
Организация развивающей среды в системе психологи педагогического сопровождения детей и родителей.
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ....
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...
Консультация «Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников»
прививать интерес к исследовательской деятельности...
Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"
В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...
консультация для педагогов "развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников" 12.11.2023.
консультация для педагогов...