ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Егорова Надежда Михайловна

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped._obsledovanie_pri_dizartrii.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ  РЕБЁНКА  С  ДИЗАРТРИЕЙ(?)

Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Ф.И.О.родителей_______________________________________________________________Адрес,телефон_________________________________________________________________

Показатели развития речи и других психофизических функций

Первичное обследование

Динамика

Дата___________

Возраст________

Дата___________

Возраст________

1

2

3

Контакт

-В контакт не вступает

-Контакт формальный  /чисто внешний/

-В контакт вступает не сразу, с большим  трудом, не  проявляет заинтересованности в  контакте

-Контакт избирательный

-Легко и быстро устанавливает контакт/N/

Эмоционально-волевая сфера

-Активный, бодрый

-Пассивный, инертный

-Неадекватное поведение

-Избалованность

-Конфликтность

-Колебания настроения

Состояние слуха

-Снижение слуха

-Норма

Состояние зрения

-Близорукость

-Косоглазие

-Атрофия зрительного нерва

-Нистагм

-Ограничение поля зрения

-Норма

Внимание

-Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)

-Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое

-Плохое переключение внимания

-Достаточно устойчивое

Моторика кистей и пальцев рук

-Ведущая рука: правая/левая

-Уровень развития функций кистей и пальцев рук:

     отсутствует хватание

     манипулировать не может, но есть хватание

     моторика ограничена

     недостаточность мелкой моторики

     сохранная (N)

-Гиперкинезы  пальцев

-Нарушение координации движений, тремор

Запас общих представлений

-низкий

-Несколько снижен

-Соответствует возрасту

Работоспособность

-Снижена

-Достаточная

Доречевое развитие

-Протекало с выраженной задержкой

-Протекало с задержкой

-Нормальное (по возрасту)

-Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:

     крик

     гуление

     лепет

     первые слова

Понимание обращённой речи

-Не понимает обращённую речь

-Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное) ; выполняет простые речевые инструкции

-Понимание обращённой речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции

-Понимание речи в полном объёме (N)

Пассивный словарь

-Понимание названий предметов (реальных и на картинках)

-Понимание значения слова

-Понимание простого сюжета

-Понимание лексико-грамматических конструкций

Характеристика собственной речи

(экспрессивная речь)

1-й уровень речевого развития:

-полное отсутствие звуковых и словесных средств общения

-произносит отдельные звуки, звукокомплексы

-произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний

-использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)

2-й уровень речевого развития:

-пользуется простой фразой

-аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена

3-й уровень речевого развития:

-пользуется развёрнутой фразой;

-лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена, синтаксическая конструкция фраз бедная; наличие фонетико-фонематических нарушений

4-й уровень речевого развития:

-лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность

-пользуется развёрнутой фразой; связная речь сформирована (N)

Особенности речи

-Проявляет склонность к эхолалии

-Наличие речевых штампов (речь бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребёнка)

Лексико-грамматический строй речи

Лексический строй (словарь)

Словарный запас:

     Резко ограничен

     Беден

     В пределах обихода

     Достаточный (N)

Грамматический строй

-Не сформирован

-Сформирован недостаточно

-Сформирован (N)

Связная речь

-Описание сюжетной картинки

     простой сюжет

     сложный сюжет

-Составление рассказа по серии сюжетных картин

-Пересказ текста

-Творческий рассказ

Слоговая структура слова

-Нарушения слоговой структуры слов:

     парафазии /замены звуков, слогов/

     элизии /пропуски букв, слогов/

     итерации /повторения звуков, слогов/

     контаминации /часть одного слова соединяется с частью другого/

     персеверации /отсроченное повторение/

     перестановки звуков, слогов

     антиципации

     не нарушена (N)

     

Фонематическое восприятие

(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ и синтез)

-Нарушено

-Сохранено

Фонетический строй речи

А

О

У

Ы

И

Э

К

К`

Г

Г`

Х

Х`

Й

М

М`

П

П`

Б

Б`

Ф

Ф`

В

В`

Т

Т`

Д

Д`

Н

Н`

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`

Л

Л`

Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения- искажения:

     Усреднённость гласных

     Недостаток произношения свистящих

     Недостаток произношения сонорных

     Недостаток произношения губных

     Недостаток произношения средненёбных

     Недостаток  произношения заднеязычных

     Недостаток произношения  твёрдых согласных

     Недостаток произношения звонких согласных

Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):

     Замены

     Смешения

Изолированно произносит все звуки  правильно, но при увеличении речевой нагрузки- общая смазанность речи

Фонетический строй сформирован достаточно(N)

Степень разборчивости речи

 -речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

-разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая

-разборчивость речи не нарушена (N)

Дыхание

-Нарушения дыхания:

     затруднённое

     поверхностное

     неровное, неритмичное

-Дифференциация  носового и ротового выдоха

-Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий

-Свободное

Голос

-Нарушения силы голоса

     тихий

     слабый

     истощающийся

-Нарушения тембра голоса

     глухой

     сдавленный

     хриплый

     назализованный

     напряжённый

     дрожащий

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

-Нарушена

-Сохранна(N)

-Голос сильный, звонкий (N)  

Просодическая организация звукового потока (просодика)

Мелодико-интонационная сторона речи

-Нарушение интонационного оформления речи

-Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)

-Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный)

-Не нарушена (N)

Темп речи

-Тахилалия

-Брадилалия

-Запинки

-Заикание

-Нормальный

Ритм речи

-Растянутый

-Скандированный

-Зависит от проявления гиперкинезов

-Нормальный

Строение и подвижность органов артикуляции

Неврологический синдром в артикуляционной моторике

-Спастический парез

-Тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности

-Гиперкинезы

-Атаксия

-Апраксия

Лицевая мускулатура

-Тонус лицевой мускулатуры

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Гипомимия

-Сглаженность носогубных складок

-Оральные синкинезии

-Асимметрия лица

-Гиперкинезы лица

Губы (толстые/тонкие)

-Тонус губной мускулатуры:

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Подвижность губ:

     малоподвижные

     подвижные

Зубы

Крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, норма

Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный

Твёрдое нёбо

Готическое, низкое, уплощённое, наличие расщелины, норма

Мягкое нёбо

Длинное/ короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля

Движение нижней челюсти

-Открывание/ закрывание рта

-Умение держать рот закрытым

Язык

-Строение языка:

     маленький

     узкий

     раздвоенный

     невыраженность кончика

     укорочение подъязычной связки

-Тонус язычной мускулатуры

     спастичность

     гипотония

     дистония

     норма

-Гиперкинезы языка

-Тремор языка

-Девиация (отклонение) языка в сторону

Артикуляционная моторика языка

-Объём артикуляционных движений:

     строго ограничен

     неполный

     снижение амплитуды артикуляционных движений

-Движения:

     в полном объёме (N)

-Умение удержать артикуляционную позу

-Способность к переключению

-Произвольное высовывание языка

-Подъём языка

-Боковые отведения (вправо/влево)

 -Пощёлкивание

-Облизывание губ (круговые движения языка)

Глоточный и нёбный рефлексы

-Повышен

-Понижен

-Норма

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма

Наличие гиперсаливации

-Постоянная

-Усиливающаяся при определённых условиях

Жевание

-Отсутствие жевания твёрдой пищи

-Затруднение жевания

-Норма

Глотание

-Поперхивается, захлёбывается при глотании

-Не нарушено (N)

Логопедическое  заключение:__________________________________________________________                           _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель- логопед _________________/___________________/

Дата _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР

В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...

Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»

Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Современные методики обследования развития детей (перечень диагностического материала, пример карты обследования)

Краткое описание используемой методики обследования развития детей(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНРАвторы-составители:А.М. Быховская, Н.А. КазоваМетодический комп...