ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped._obsledovanie_pri_dizartrii.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ(?)
Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Ф.И.О.родителей_______________________________________________________________Адрес,телефон_________________________________________________________________
Показатели развития речи и других психофизических функций | Первичное обследование | Динамика |
Дата___________ Возраст________ | Дата___________ Возраст________ | |
1 | 2 | 3 |
Контакт -В контакт не вступает -Контакт формальный /чисто внешний/ -В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте -Контакт избирательный -Легко и быстро устанавливает контакт/N/ | ||
Эмоционально-волевая сфера -Активный, бодрый -Пассивный, инертный -Неадекватное поведение -Избалованность -Конфликтность -Колебания настроения | ||
Состояние слуха -Снижение слуха -Норма | ||
Состояние зрения -Близорукость -Косоглазие -Атрофия зрительного нерва -Нистагм -Ограничение поля зрения -Норма | ||
Внимание -Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребёнок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте) -Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое -Плохое переключение внимания -Достаточно устойчивое | ||
Моторика кистей и пальцев рук -Ведущая рука: правая/левая -Уровень развития функций кистей и пальцев рук: отсутствует хватание манипулировать не может, но есть хватание моторика ограничена недостаточность мелкой моторики сохранная (N) | ||
-Гиперкинезы пальцев -Нарушение координации движений, тремор | ||
Запас общих представлений -низкий -Несколько снижен -Соответствует возрасту | ||
Работоспособность -Снижена -Достаточная | ||
Доречевое развитие -Протекало с выраженной задержкой -Протекало с задержкой -Нормальное (по возрасту) -Время появления и особенности голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова | ||
Понимание обращённой речи -Не понимает обращённую речь -Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное) ; выполняет простые речевые инструкции -Понимание обращённой речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции -Понимание речи в полном объёме (N) | ||
Пассивный словарь -Понимание названий предметов (реальных и на картинках) -Понимание значения слова -Понимание простого сюжета -Понимание лексико-грамматических конструкций | ||
Характеристика собственной речи (экспрессивная речь) 1-й уровень речевого развития: -полное отсутствие звуковых и словесных средств общения -произносит отдельные звуки, звукокомплексы -произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний -использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию) 2-й уровень речевого развития: -пользуется простой фразой -аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена | ||
3-й уровень речевого развития: -пользуется развёрнутой фразой; -лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена, синтаксическая конструкция фраз бедная; наличие фонетико-фонематических нарушений 4-й уровень речевого развития: -лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность -пользуется развёрнутой фразой; связная речь сформирована (N) Особенности речи -Проявляет склонность к эхолалии -Наличие речевых штампов (речь бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребёнка) | ||
Лексико-грамматический строй речи Лексический строй (словарь) Словарный запас: Резко ограничен Беден В пределах обихода Достаточный (N) Грамматический строй -Не сформирован -Сформирован недостаточно -Сформирован (N) Связная речь -Описание сюжетной картинки простой сюжет сложный сюжет -Составление рассказа по серии сюжетных картин -Пересказ текста -Творческий рассказ Слоговая структура слова -Нарушения слоговой структуры слов: парафазии /замены звуков, слогов/ элизии /пропуски букв, слогов/ итерации /повторения звуков, слогов/ контаминации /часть одного слова соединяется с частью другого/ персеверации /отсроченное повторение/ перестановки звуков, слогов антиципации не нарушена (N)
| ||
Фонематическое восприятие (различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ и синтез) -Нарушено -Сохранено | ||
Фонетический строй речи А | ||
О | ||
У | ||
Ы | ||
И | ||
Э | ||
К | ||
К` | ||
Г | ||
Г` | ||
Х | ||
Х` | ||
Й | ||
М | ||
М` | ||
П | ||
П` | ||
Б | ||
Б` | ||
Ф | ||
Ф` | ||
В | ||
В` | ||
Т | ||
Т` | ||
Д | ||
Д` | ||
Н | ||
Н` | ||
С | ||
С` | ||
З | ||
З` | ||
Ц | ||
Ш | ||
Ж | ||
Ч | ||
Щ | ||
Р | ||
Р` | ||
Л | ||
Л` | ||
Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения- искажения: | ||
Усреднённость гласных Недостаток произношения свистящих Недостаток произношения сонорных Недостаток произношения губных Недостаток произношения средненёбных Недостаток произношения заднеязычных Недостаток произношения твёрдых согласных Недостаток произношения звонких согласных Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков): Замены Смешения Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки- общая смазанность речи Фонетический строй сформирован достаточно(N) Степень разборчивости речи -речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих -разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая -разборчивость речи не нарушена (N) | ||
Дыхание -Нарушения дыхания: затруднённое поверхностное неровное, неритмичное -Дифференциация носового и ротового выдоха -Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий -Свободное | ||
Голос -Нарушения силы голоса тихий слабый истощающийся -Нарушения тембра голоса глухой сдавленный хриплый назализованный напряжённый дрожащий Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции -Нарушена -Сохранна(N) -Голос сильный, звонкий (N) | ||
Просодическая организация звукового потока (просодика) Мелодико-интонационная сторона речи -Нарушение интонационного оформления речи -Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный) -Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный) -Не нарушена (N) Темп речи -Тахилалия -Брадилалия -Запинки -Заикание -Нормальный Ритм речи -Растянутый -Скандированный -Зависит от проявления гиперкинезов -Нормальный | ||
Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром в артикуляционной моторике -Спастический парез -Тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности -Гиперкинезы -Атаксия -Апраксия Лицевая мускулатура -Тонус лицевой мускулатуры спастичность гипотония дистония норма -Гипомимия -Сглаженность носогубных складок -Оральные синкинезии -Асимметрия лица -Гиперкинезы лица Губы (толстые/тонкие) -Тонус губной мускулатуры: спастичность гипотония дистония норма -Подвижность губ: малоподвижные подвижные Зубы Крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, норма | ||
Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный Твёрдое нёбо Готическое, низкое, уплощённое, наличие расщелины, норма Мягкое нёбо Длинное/ короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля Движение нижней челюсти -Открывание/ закрывание рта -Умение держать рот закрытым Язык -Строение языка: маленький узкий раздвоенный невыраженность кончика укорочение подъязычной связки -Тонус язычной мускулатуры спастичность гипотония дистония норма -Гиперкинезы языка -Тремор языка -Девиация (отклонение) языка в сторону Артикуляционная моторика языка -Объём артикуляционных движений: строго ограничен неполный снижение амплитуды артикуляционных движений -Движения: в полном объёме (N) -Умение удержать артикуляционную позу -Способность к переключению -Произвольное высовывание языка -Подъём языка -Боковые отведения (вправо/влево) -Пощёлкивание -Облизывание губ (круговые движения языка) Глоточный и нёбный рефлексы -Повышен -Понижен -Норма | ||
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма Наличие гиперсаливации -Постоянная -Усиливающаяся при определённых условиях Жевание -Отсутствие жевания твёрдой пищи -Затруднение жевания -Норма | ||
Глотание -Поперхивается, захлёбывается при глотании -Не нарушено (N) |
Логопедическое заключение:__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель- логопед _________________/___________________/
Дата _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом
Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...
Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом
Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...
Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР
В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...
Методическая разработка «Карта обследования ребёнка»
Данный документ объединяет выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут бы...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Современные методики обследования развития детей (перечень диагностического материала, пример карты обследования)
Краткое описание используемой методики обследования развития детей(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНРАвторы-составители:А.М. Быховская, Н.А. КазоваМетодический комп...