Использование игровых приёмов в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                              Махалик И.К. учитель-логопед

                                                                             

 Аннотация.   Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Ключевые слова: игра, осень, листья, животные, дом, семья, овощи, фрукты.

         В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдаются различные сложности в речевом развитии. Возможно, виноват современный ритм жизни с обилием различных гаджетов, которые зачастую заменяют и детям, и взрослым живое общение. За время работы с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что больше всего у дошкольников страдает развитие лексико-грамматической стороны речи. Возникают сложности в сформированности обобщающих понятий, в образовании существительных с уменьшительным значением, в образовании множественного числа и употреблении падёжных окончаний имён существительных, в согласовании прилагательных с существительными. В работе с дошкольниками я применяю различные игровые приёмы.

          Для того, чтобы развивать логическое мышление и внимание детей, использую загадки.

Урожай с полей убрали,

Птиц на юг мы провожали.

Идут долгие дожди,

Тёплых дней уже не жди.

 Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осенью)

Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,

полежат – почернеют. (листья)

В дупле живёт да орешки грызёт. (белка)

Летом серенький, зимой беленький (заяц)

Хвост пушистый, рыжий мех.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Бурый, косолапый, сосёт в берлоге лапу. (медведь)

         Чтобы научить детей согласовывать существительные и прилагательными в роде и числе, можно использовать игру «Скажи со словами «осенний», «осенняя», «осенние», «осеннее».

Небо осенью (какое?) – осеннее.

Дождь (какой?) – осенний.

Дни и ночи (какие?) – осенние.

Погода (какая?) – осенняя.

Цветы (какие?) – осенние.

Трава (какая?) – осенняя.

Солнышко (какое?) – осеннее.

         Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Какая погода бывает осенью, когда идёт дождь? Дождливая.

А если дует ветер? Ветреная.

А когда пасмурно? Пасмурная.

А если светит солнце? Солнечная.

А если часто идут дожди и сыро? Сырая.

А если на улице мороз? Морозная.

         Игра «Чьи это мордочки, уши и хвосты?» помогает научиться правильно образовывать притяжательные прилагательные. Показываем рисунки, дети называют:

Лиса: лисья мордочка, лисий хвост, лисьи уши.

 Волк: волчья мордочка, волчий хвост, волчьи уши.

Заяц: заячья мордочка, заячий хвост, заячьи уши.

Медведь: медвежья мордочка, медвежий хвост, медвежьи уши.

Белка: беличий хвост, беличьи уши.

        Образование относительных прилагательных можно отрабатывать на физкультминутках. 

 Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:           (плавно кружимся)

Вот дубовый, вот кленовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (плавно приседаем)

       Научится образовывать антонимы поможет упражнение «Скажи наоборот».

Добрый – злой.

Умный – глупый.

Сытый – голодный.

Толстый – худой.

Высокий – низкий.

Длинный – короткий.

Тихий – громкий.

Ранняя – поздняя.

Тёплая – холодная.

Дождливая – сухая.

Радостная – грустная.

        Научится образовывать синонимы поможет упражнение «Скажи похоже».

Зябнуть – мёрзнуть.

Баловаться – шалить.

Опасаться – бояться.

Товарищ – друг.

Скакать – прыгать.

Холод – мороз.

Жара – зной.

Печальный – грустный.

Большой – огромный.

Храбрый – смелый.

        Игра «Назови дом» помогает детям запомнить названия «домиков» животных, развивает внимание, память и логическое мышление.

У волка – логово,

у медведя – берлога,

у лисы – нора,

у зайца – кустик,

у белки – дупло,

у собаки – конура,

у коровы – коровник,

у лошади – конюшня.

        Игра «Семья» поможет детям запомнить названия животных и их детёнышей, правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Лис – лиса – лисёнок - лисята.

Волк – волчица – волчонок – волчата.

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата.

Белка – бельчонок – бельчата.

Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.

Ёж – ежиха – ежонок – ежата.

Лось – лосиха – лосёнок – лисята.

        Изменять глаголы с помощью приставок, образуя при этом слова с разным смысловым значением можно в игре «Что делают перелётные птицы».

Например: осенью перелётные птицы от нас улетают, а весной обратно прилетают; с ветки птицы взлетают, от ветки отлетают, к другому дереву подлетают.

        Игра «Скажи ласково» помогает детям образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Перец – перчик, морковь - морковочка, картошка – картошечка, капуста – капусточка, лук – лучок, чеснок – чесночок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик…

Яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик, мандарин – мандаринчик, груша – грушка, лимон – лимончик, абрикос – абрикосик, лимон – лимончик…

        Игра «Слова-родственники» помогает дошкольникам научиться образовывать однокоренные слова, расширяет словарный запас, учит словоизменению.

Например: снег – снежный, снеговик, снежинка, снежки, Снегурочка, снеговик, подснежник…

        Игр для развития лексико-грамматических категорий великое множество. Применять подобные словесные игры можно на занятиях, на прогулке в детском саду, а также дома с родителями и в дороге, чтобы с пользой развлечь ребёнка.

        Играя в любую игру с дошкольниками важно помнить о наглядности. Демонстрационные карточки, плакаты, изображения на интерактивной доске, использование обучающих планшетов в различной вариации, а также наблюдение за живой природой и объектами окружающего мира необходимы для изучения и эффективного закрепления лексического материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая гимнастика: развитие произношения и дикции: пособие для занятий с детьми/ Е.С.Анищенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2023.- 63, (1) с.: ил. – (Популярная логопедия). 2000 экз. – ISBN 978-5-17-155119-3. – Текст непосредственный.

2. Виноградова, Е.А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи/ Елена Виноградова. – Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 205 с. – (Библиотека логопеда). 3000 экз. – ISDN 978-5-222-36696-7. – Текст непосредственный.

3. Жукова, О.С., Жерновенкова, Н.Ю. Научите меня говорить! Лёгкий способ развития речи малыша. Помощь родителям, педагогам, няням/ О.С.Жукова, Н.Ю. Жерновенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 64 с.: ил.- (Домашний логопед: лучшие методики. – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150921-7. – Текст непосредственный

4. Новиковская, О.А. Логопедические занятия для формирования правильной речи: смотри и повторяй/ О.А.Новиковская. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 63 (1) с. ил. – (Логопедическое обучение: всё просто и наглядно). – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150017-7. Текст непосредственный.

5. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе/ О.Н. Лиманская 2-е изд., доп., испр.– М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 128 с. – (Библиотека логопеда). – Доп. тираж 1100 экз. – ISBN 978-5-9949-0962-1. Текст непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР

Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...