Использование игровых приёмов в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)
Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Махалик И.К. учитель-логопед
Аннотация. Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.
Ключевые слова: игра, осень, листья, животные, дом, семья, овощи, фрукты.
В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдаются различные сложности в речевом развитии. Возможно, виноват современный ритм жизни с обилием различных гаджетов, которые зачастую заменяют и детям, и взрослым живое общение. За время работы с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что больше всего у дошкольников страдает развитие лексико-грамматической стороны речи. Возникают сложности в сформированности обобщающих понятий, в образовании существительных с уменьшительным значением, в образовании множественного числа и употреблении падёжных окончаний имён существительных, в согласовании прилагательных с существительными. В работе с дошкольниками я применяю различные игровые приёмы.
Для того, чтобы развивать логическое мышление и внимание детей, использую загадки.
Урожай с полей убрали,
Птиц на юг мы провожали.
Идут долгие дожди,
Тёплых дней уже не жди.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)
Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,
полежат – почернеют. (листья)
В дупле живёт да орешки грызёт. (белка)
Летом серенький, зимой беленький (заяц)
Хвост пушистый, рыжий мех.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Бурый, косолапый, сосёт в берлоге лапу. (медведь)
Чтобы научить детей согласовывать существительные и прилагательными в роде и числе, можно использовать игру «Скажи со словами «осенний», «осенняя», «осенние», «осеннее».
Небо осенью (какое?) – осеннее.
Дождь (какой?) – осенний.
Дни и ночи (какие?) – осенние.
Погода (какая?) – осенняя.
Цветы (какие?) – осенние.
Трава (какая?) – осенняя.
Солнышко (какое?) – осеннее.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Какая погода бывает осенью, когда идёт дождь? Дождливая.
А если дует ветер? Ветреная.
А когда пасмурно? Пасмурная.
А если светит солнце? Солнечная.
А если часто идут дожди и сыро? Сырая.
А если на улице мороз? Морозная.
Игра «Чьи это мордочки, уши и хвосты?» помогает научиться правильно образовывать притяжательные прилагательные. Показываем рисунки, дети называют:
Лиса: лисья мордочка, лисий хвост, лисьи уши.
Волк: волчья мордочка, волчий хвост, волчьи уши.
Заяц: заячья мордочка, заячий хвост, заячьи уши.
Медведь: медвежья мордочка, медвежий хвост, медвежьи уши.
Белка: беличий хвост, беличьи уши.
Образование относительных прилагательных можно отрабатывать на физкультминутках.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавно кружимся)
Вот дубовый, вот кленовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (плавно приседаем)
Научится образовывать антонимы поможет упражнение «Скажи наоборот».
Добрый – злой.
Умный – глупый.
Сытый – голодный.
Толстый – худой.
Высокий – низкий.
Длинный – короткий.
Тихий – громкий.
Ранняя – поздняя.
Тёплая – холодная.
Дождливая – сухая.
Радостная – грустная.
Научится образовывать синонимы поможет упражнение «Скажи похоже».
Зябнуть – мёрзнуть.
Баловаться – шалить.
Опасаться – бояться.
Товарищ – друг.
Скакать – прыгать.
Холод – мороз.
Жара – зной.
Печальный – грустный.
Большой – огромный.
Храбрый – смелый.
Игра «Назови дом» помогает детям запомнить названия «домиков» животных, развивает внимание, память и логическое мышление.
У волка – логово,
у медведя – берлога,
у лисы – нора,
у зайца – кустик,
у белки – дупло,
у собаки – конура,
у коровы – коровник,
у лошади – конюшня.
Игра «Семья» поможет детям запомнить названия животных и их детёнышей, правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Лис – лиса – лисёнок - лисята.
Волк – волчица – волчонок – волчата.
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата.
Белка – бельчонок – бельчата.
Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.
Ёж – ежиха – ежонок – ежата.
Лось – лосиха – лосёнок – лисята.
Изменять глаголы с помощью приставок, образуя при этом слова с разным смысловым значением можно в игре «Что делают перелётные птицы».
Например: осенью перелётные птицы от нас улетают, а весной обратно прилетают; с ветки птицы взлетают, от ветки отлетают, к другому дереву подлетают.
Игра «Скажи ласково» помогает детям образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Перец – перчик, морковь - морковочка, картошка – картошечка, капуста – капусточка, лук – лучок, чеснок – чесночок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик…
Яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик, мандарин – мандаринчик, груша – грушка, лимон – лимончик, абрикос – абрикосик, лимон – лимончик…
Игра «Слова-родственники» помогает дошкольникам научиться образовывать однокоренные слова, расширяет словарный запас, учит словоизменению.
Например: снег – снежный, снеговик, снежинка, снежки, Снегурочка, снеговик, подснежник…
Игр для развития лексико-грамматических категорий великое множество. Применять подобные словесные игры можно на занятиях, на прогулке в детском саду, а также дома с родителями и в дороге, чтобы с пользой развлечь ребёнка.
Играя в любую игру с дошкольниками важно помнить о наглядности. Демонстрационные карточки, плакаты, изображения на интерактивной доске, использование обучающих планшетов в различной вариации, а также наблюдение за живой природой и объектами окружающего мира необходимы для изучения и эффективного закрепления лексического материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая гимнастика: развитие произношения и дикции: пособие для занятий с детьми/ Е.С.Анищенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2023.- 63, (1) с.: ил. – (Популярная логопедия). 2000 экз. – ISBN 978-5-17-155119-3. – Текст непосредственный.
2. Виноградова, Е.А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи/ Елена Виноградова. – Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 205 с. – (Библиотека логопеда). 3000 экз. – ISDN 978-5-222-36696-7. – Текст непосредственный.
3. Жукова, О.С., Жерновенкова, Н.Ю. Научите меня говорить! Лёгкий способ развития речи малыша. Помощь родителям, педагогам, няням/ О.С.Жукова, Н.Ю. Жерновенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 64 с.: ил.- (Домашний логопед: лучшие методики. – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150921-7. – Текст непосредственный
4. Новиковская, О.А. Логопедические занятия для формирования правильной речи: смотри и повторяй/ О.А.Новиковская. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 63 (1) с. ил. – (Логопедическое обучение: всё просто и наглядно). – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150017-7. Текст непосредственный.
5. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе/ О.Н. Лиманская 2-е изд., доп., испр.– М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 128 с. – (Библиотека логопеда). – Доп. тираж 1100 экз. – ISBN 978-5-9949-0962-1. Текст непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: Использование игровых приёмов в формировании лексико - грамматических категорий".
Взаимосвязь логопеда с воспитателями логопедических групп....
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...
Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР
Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
Презентация из опыта работы "Использование игровых технологий при формировании лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников"в
Материал из опыта работы....
Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия ребенка...
Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...