Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
статья по логопедии (старшая группа)
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.
Использование различных форм работы обеспечивают лучший результат выполнения заданий и усвоение материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_priyomov.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.
Использование различных форм работы обеспечивают лучший результат выполнения заданий и усвоение материала.
Итак, основные задачи – это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. А также формирование грамматического строя речи, направлено оно на развитие умения, выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Подборка игр шла с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. К наиболее важным из них относятся:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений).
4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Что в свою очередь позволяет добиться:
- дифференцированного подхода в работе к детям с ТНР, -имеющим различную структуру речевого нарушения;
- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе эффективной коррекции речевой деятельности.
Так, отрабатывая на занятиях такие игровые приемы – для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных: «Что спрятано?», «Парные картинки», «Что нужно кукле?», «Что кому нужно?», «Кто чем защищается?», «Лото». Закрепляла в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Такие игры как, «один – одна - одно», «Разложи картинки» - учили детей различать род существительных. В играх «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения», использовала при отработке и закреплении обобщающих понятий. Эти игры предполагают активный поиск слова и понимание его значения. Все эти игры и такие как «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?», «Овощи», закрепляли в активном словаре детей существительные по темам: «Домашние животные», «Игрушки», «Рыбы, звери, птицы». В этих играх закрепляется понятие о живых и неживых предметах, сначала сформировали каждое понятие отдельно (живые - неживые), а затем провели сравнение и сделали вывод, подчеркнув общее свойство предметов, например: они живые.
Примеры нескольких игр:
Игра. Обобщения
Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование. Лото.
Описание игры. Мы предлагали детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашивали: «Кому нужна эта карточка?» Дети соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д.
Правильной раскладкой являлось: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д. Игра велась до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.
Эта игра позволяет не только закреплять в речи детей обобщающие понятия, но и развивать мыслительные функции. В игре присутствет элемент соревнования, что позволяет детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок, что повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
С большим интересом дети воспринимают игры на отгадывание загадок, такие игры как отгадывание загадок приносят большую пользу, потому что; детям предлагается набор признаков, по которым они должны определить предмет.
Игра в загадки
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Перед детьми на стол ставится несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т.п., и выразительно читаем стишок-загадку. Отгадывание загадок предлагается и без предъявления игрушек. Отгадавший загадку считается выигравшим.
- Выпуча глаза сидит,
По-чудному говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- На голове красный гребешок,
Под клювом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры. (Петух)
- Идет мохнатый, идет бородатый,
Рогами помахивает, бородой потряхивает,
Копытами постукивает. (Козел)
- Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.(Звезды)
- Скатерть бела, все поле одела. (Снег)
- Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Игра: Кто это? Что это?
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Детям говорится, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывать разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?».
Далее спрашиваем: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показываем на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашиваем у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называем разные предметы, а дети ставят вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно подводим детей к понятиям «живой - неживой».
Далее приглашаем девочку, рядом ставим куклу и обращаемся к детям с вопросом: «Чем отличается Наташа от куклы?». Дети называют различия и вместе приходим к выводу, что девочка живая, а кукла – игрушка, неживая. Далее сравниваем игрушку – медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выясняем, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подводим итог, что все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы – «Кто?».
Игра. «Разное значение»
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей, учить находить слова, которые звучат одинаково, умение объяснять значение похожих слов.
Ход игры. Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?», нужно определить к каким предметам используются слова, например, ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее читаем стихотворение, детям предлагается внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)
Таким образом, занятия, в ходе которых использовались дидактические игры, создание различных игровых приемов у детей вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Статья «Использование дидактических игр для развития лексико – грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста »
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР....