Консультация для педагогов "Игровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий. С чего начать?
консультация по логопедии

Шепелина Галина Викторовна

Логопедическая работа многогранна по содержанию. Она включает в себя развитие и коррекцию всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, слоговой структуры, фонетических нарушений. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно обеспечить комплексный подход, позволяющий полноценно формировать все стороны речи. На занятиях с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) эта тема приобретает наибольшую актуальность в силу структуры нарушения.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий. С чего начать?»

Слайд 2

Словарный запас. Обобщающие слова «Назови одним словом»

Слайд 3

Глаголы. «Кто что делает?» «Кто как передвигается?»

Слайд 4

Прилагательные. «Расскажи какой?»

Слайд 5

Антонимы «Скажи наоборот»

Слайд 6

Словарный запас. «Назови части» «Что лишнее?»

Слайд 7

Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных. «Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная

Слайд 8

Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.

Слайд 9

Назови детенышей. «Чей это малыш?»

Слайд 10

Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов «Один - много»

Слайд 11

Употребление Родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных. «Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?»

Слайд 12

Понимание и употребление предлогов «Где, кто?»

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

 

Логопедическая работа многогранна по содержанию. Она включает в себя развитие и коррекцию всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, слоговой структуры, фонетических нарушений. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно обеспечить комплексный подход, позволяющий полноценно формировать все стороны речи. На занятиях с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) эта тема приобретает наибольшую актуальность в силу структуры нарушения.

 Учитель-логопед, проводя диагностику речевого развития ребенка, в первую очередь оценивает состояние фразовой (связной) речи.  При обследовании специалист обращает внимание на объем, точность словаря, предлагает различные задания, которые позволяют сделать выводы о степени сформированности навыков словообразования и словоизменения, понять, насколько верно ребенок употребляет падежные конструкции и владеет умением согласовывать части речи.

При составлении перспективного плана работы с учеником логопед, ориентируясь на данные диагностики, возраст ребенка, обязательно включает в работу игры, задания и упражнения, направленные на коррекцию лексико-грамматического строя речи.

Существует множество готовых настольных игр, а также – разнообразные игровые пособия, которые приобретают и используют в своей работе специалисты. Мне хочется предложить несколько игр, апробированных мною на практике, которые не требуют длительной подготовки и сложного оборудования. На занятиях я часто использую мяч, поэтому большая часть игр будет с применением мяча как хорошего стимула для двигательной активности малыша и координации речи и движения.

Игры на расширение и активизацию словаря (номинативного, предикативного, атрибутивного).

Операции обобщения (категоризации, классификации) – очень важный критерий оценки благополучия как общего, так и речевого развития ребенка. В 4.5- 5 лет мы имеем право использовать на диагностике методику «обобщение понятий». У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) присутствуют значительные трудности в овладении этими навыками. Предлагаю две игры на формирование этого умения.

 

Игра «Определи понятие!»

Для этой игры потребуется мяч. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит какое-то слово, относящееся к определенной группе предметов. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово (кукла – игрушка, тарелка – посуда, огурец – овощ и т.д.).

Игра «Снежный ком»

Логопед называет обобщающее слово. Ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов, относящихся к данной категории (фрукты – банан, яблоко, слива, абрикос, гранат…; мебель – шкаф, стол, диван, тумбочка, стул…) и т.д. 

Можно играть как с мячиком, так и без него.

Вариант этой игры – «Я знаю 5 названий транспорта: автобус – раз, машина – два, метро – три, самолет – четыре, трамвай – пять) и т.д.

 

На логопедических занятиях мы должны расширять и обогащать словарь признаков (атрибутивный и словарь действий (предикативный). Следующие речевые игры направлены на активизацию словарного запаса детей.

Игра «Подбери словечко!»

Логопед говорит ребенку какое-то слово-предмет, тот должен подобрать слово-признак, обращая внимание на правильность согласования частей речи в роде, числе и падеже (хитрая – лиса, девочка…; разноцветные – карандаши; круглый – помидор, стол….)

Второй вариант игры – учитель-логопед произносит слово-признак, ребенок должен подобрать слова – предметы (красивая – мама, посуда, кошка)

Игра «Кто что делает?»

Направлена на расширение предикативного словаря и знаний об окружающем.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением живого предмета или игрушку и спрашивает, что может делать данный персонаж, ребенок называет слова-действия (глаголы). Например, собака – бегает, прыгает, ласкается, спит, ест, сторожит, лает…

 

Часто дети затрудняются в объяснении значений некоторых слов. Необходимо упражняться в правильном построении предложений, грамотном языковом оформлении речевого высказывания. Следующая игра поможет им в этом.

Игра «Инопланетяне»

Логопед сообщает детям, что к ним в гости прилетели инопланетяне (можно продемонстрировать подходящую игрушку). Эти существа ничего не знают о жизни землян и не понимают слова. Предлагает помочь и объяснить гостям с другой планеты, кто это или что это.

Например, врач – это человек, который лечит взрослых и детей; белка – это дикое животное, рыжая и пушистая, любит орешки; чашка – это предмет, из которого пьют чай, кофе, компот и т.д.

Все дети очень любят отгадывать загадки. Это очень полезно не только для развития речи, но и для развития мышления, внимания. Игра, которую я предлагаю, поможет детям и разнообразит занятия.

Игра «Угадай по описанию»

Логопед рассказывает о каком-то предмете, ребенок отгадывает, кто это или что это.

Например: круглый, резиновый, прыгучий…(мяч)

Ласковая, пушистая, рыжая…(кошка) и т.д.

Следующую игру можно проводить с использованием любого оборудования: кубики, счетные палочки, пирамидки, различные мелкие игрушки или предметы. Игра развивает речь, слуховое внимание.

 

Игра «Веселые вопросы – быстрые ответы»

Логопед задает ребенку вопрос, малыш отвечает и за правильный ответ берет какой-то предмет из мешочка (или палочку для постройки «заборчика», или надевает колечко на пирамидку, или берет кубик и строит башню).

Варианты вопросов:

– Как называется детеныш у лошади?

– Какой помощник помогает переходить дорогу?

– Как называется дом медведя?

– Какие овощи нельзя есть сырыми?

– Какой цветок называют королевой цветов? 

и т.д.

Дети с речевой патологией из-за недостаточного языкового чутья с трудом овладевают такими понятиями, как синонимы и антонимы.

Следующие игры дадут ученикам возможность упражняться в подборе слов.

Игра «Скажи наоборот!»

Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать противоположное понятие.

Высокий – низкий, добрый – злой, горячий – холодный; грустно – весело, тихо –громко, идти – стоять и т.д.

Игра «Скажи по-другому!»

Логопед сообщает ребенку, что они будут подбирать к названным словам похожие по смыслу.

Грустный – печальный, хулиган – озорник, сияет – светит, большой – огромный и т.д.

 

Игры на развитие грамматического строя речи

 Предлагаемые игры помогут малышу научиться правильно согласовывать части речи, верно использовать предложно-падежные конструкции.

Дети с речевой патологией часто пропускают предлоги, неправильно употребляют их, заменяя сложные формы более легкими в произношении.

В системе коррекционной работы учителя-логопеда большое внимание уделяется заданиям, направленным на освоение простых и сложных предлогов. 

Игра «Прятки»

Логопед демонстрирует ребенку игрушку (предмет) и говорит, что будет прятать ее. Задает ребенку вопросы:

Где зайчик? (на столе);

А теперь куда спрятался? (под стол);

Откуда вылез? (из-под стола)

и т.д.

 

Игра «В гостях у Гнома»

Игра направлена на закрепление навыков словообразования (правильного употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными значениями).

Логопед показывает ребенку игрушечного Гномика и говорит, что сейчас мы будем «делать предметы маленькими», чтобы подарить их Гному.  Называет (или показывает картинки) большие предметы, ребенок должен образовать и назвать уменьшительную форму слова: стул – стульчик, елка – елочка, гриб – грибок, сумка – сумочка и т.д. Желательно иметь картинки с изображениями больших и маленьких предметов или парные игрушки или предметы.

 

Игра «Жадина»

Цель игры: отработать навыки согласования местоимений с существительными в роде, числе.

Логопед предлагает ребенку на время превратиться в «жадину».  Показывает предметные картинки или игрушки, ребенок представляет, что этот предмет принадлежит ему и отвечает: мой мишка, моя машина, мои карандаши и т.д.

 

Игра «Веселый повар»

Данная игра поможет малышу освоить навыки словообразования, научит его верно употреблять в речи относительные прилагательные.

Логопед сообщает ребенку, что сейчас он будет «поваром» и приготовит вкусные угощения.

Показывает яблоко и спрашивает: «Как называется сок из яблок? (яблочный)

Показывает морковку и интересуется у ребенка, что можно приготовить из моркови (сок, салат), и как это будет называться (морковный сок, морковный салат).

Аналогично можно повести игру с мороженым (шоколадное мороженое, клубничное мороженое), с овощным супом (картофельный суп, гороховый суп); использовать тему варенья (малиновое варенье, абрикосовое варенье) и т.д.

 

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

В гости к ребенку приходит персонаж Незнайка (логопед показывает игрушку или картинку). Педагог сообщает, что Незнайка неправильно «подружил» слова и предлагает ученику исправить ошибки.

(красная помидор, желтый солнце, пушистый лиса, нарядный платье и т.д.)

 

Игра «Чей домик?»

Эта игра поможет ребенку освоить навыки образования притяжательных прилагательных, употребление в речи которых вызывает значительные затруднения даже в старшем дошкольном возрасте.

Играть можно как с использованием картинок с изображением жилища животных, так и с мячом, без картинок.

Первый вариант: логопед показывает ребенку на картинке домик животного и спрашивает, чей это домик.

Второй вариант: логопед называет домик животного и бросает мяч, ребенок возвращает мяч, отвечая, чей домик (берлога – медвежий дом, нора – лисий дом, дупло – беличий дом).

 

Игра «Веселый счет»

Эта игра направлена на закрепление навыков правильного согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Можно придумать такой сюжет: Мишка принес нам в коробочке ракушки (камешки, бабочки, грибы…). Давай посчитаем, сколько их! (одна ракушка, две ракушки, три ракушки, четыре ракушки, пять ракушек и т.д.)

 

Игра «Путаница» (или «Подружи слова»)

Игра поможет ребенку овладеть навыками правильного построения предложений.

Логопед произносит слова в начальной форме (предложение «рассыпалось») и кидает мяч, ученику необходимо «подружить» слова, поставив их в нужной последовательности и в правильной грамматической форме, составив предложение.

Пример: Ира, карандаши, рисовать, разноцветные – Ира рисует разноцветными карандашами.

Цветы, Лена, красивые, собирать, луг, на – Лена собирала красивые цветы на лугу.

и т.д.

 

Фантазия педагога безгранична. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать увлекательные задания и игры, помнить о том, что высокие результаты можно достичь только в том случае, если ребенку интересно. Веселые логопедические игры помогут детям освоить материал в привычной для их возраста деятельности и внесут разнообразие в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.

представлены варианты работы с ребенком дома....

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий

В материале представлены игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматических категорий

Подборка игр и упражнений для коррекционной работы с детьми с ОНР...

Упражнения для развития лексико-грамматических категорий

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал необходимо подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматических категорий" у детей с нарушением речи

Данные игры могут использовать родители в целях закрепления лексических тем, обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи....

Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"

Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...