Консультация для педагогов "Игровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий. С чего начать?
консультация по логопедии
Логопедическая работа многогранна по содержанию. Она включает в себя развитие и коррекцию всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, слоговой структуры, фонетических нарушений. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно обеспечить комплексный подход, позволяющий полноценно формировать все стороны речи. На занятиях с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) эта тема приобретает наибольшую актуальность в силу структуры нарушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарный запас. Обобщающие слова «Назови одним словом»
Глаголы. «Кто что делает?» «Кто как передвигается?»
Прилагательные. «Расскажи какой?»
Антонимы «Скажи наоборот»
Словарный запас. «Назови части» «Что лишнее?»
Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных. «Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная
Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.
Назови детенышей. «Чей это малыш?»
Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов «Один - много»
Употребление Родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных. «Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?»
Понимание и употребление предлогов «Где, кто?»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Логопедическая работа многогранна по содержанию. Она включает в себя развитие и коррекцию всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, слоговой структуры, фонетических нарушений. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно обеспечить комплексный подход, позволяющий полноценно формировать все стороны речи. На занятиях с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) эта тема приобретает наибольшую актуальность в силу структуры нарушения.
Учитель-логопед, проводя диагностику речевого развития ребенка, в первую очередь оценивает состояние фразовой (связной) речи. При обследовании специалист обращает внимание на объем, точность словаря, предлагает различные задания, которые позволяют сделать выводы о степени сформированности навыков словообразования и словоизменения, понять, насколько верно ребенок употребляет падежные конструкции и владеет умением согласовывать части речи.
При составлении перспективного плана работы с учеником логопед, ориентируясь на данные диагностики, возраст ребенка, обязательно включает в работу игры, задания и упражнения, направленные на коррекцию лексико-грамматического строя речи.
Существует множество готовых настольных игр, а также – разнообразные игровые пособия, которые приобретают и используют в своей работе специалисты. Мне хочется предложить несколько игр, апробированных мною на практике, которые не требуют длительной подготовки и сложного оборудования. На занятиях я часто использую мяч, поэтому большая часть игр будет с применением мяча как хорошего стимула для двигательной активности малыша и координации речи и движения.
Игры на расширение и активизацию словаря (номинативного, предикативного, атрибутивного).
Операции обобщения (категоризации, классификации) – очень важный критерий оценки благополучия как общего, так и речевого развития ребенка. В 4.5- 5 лет мы имеем право использовать на диагностике методику «обобщение понятий». У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) присутствуют значительные трудности в овладении этими навыками. Предлагаю две игры на формирование этого умения.
Игра «Определи понятие!»
Для этой игры потребуется мяч. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит какое-то слово, относящееся к определенной группе предметов. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово (кукла – игрушка, тарелка – посуда, огурец – овощ и т.д.).
Игра «Снежный ком»
Логопед называет обобщающее слово. Ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов, относящихся к данной категории (фрукты – банан, яблоко, слива, абрикос, гранат…; мебель – шкаф, стол, диван, тумбочка, стул…) и т.д.
Можно играть как с мячиком, так и без него.
Вариант этой игры – «Я знаю 5 названий транспорта: автобус – раз, машина – два, метро – три, самолет – четыре, трамвай – пять) и т.д.
На логопедических занятиях мы должны расширять и обогащать словарь признаков (атрибутивный и словарь действий (предикативный). Следующие речевые игры направлены на активизацию словарного запаса детей.
Игра «Подбери словечко!»
Логопед говорит ребенку какое-то слово-предмет, тот должен подобрать слово-признак, обращая внимание на правильность согласования частей речи в роде, числе и падеже (хитрая – лиса, девочка…; разноцветные – карандаши; круглый – помидор, стол….)
Второй вариант игры – учитель-логопед произносит слово-признак, ребенок должен подобрать слова – предметы (красивая – мама, посуда, кошка)
Игра «Кто что делает?»
Направлена на расширение предикативного словаря и знаний об окружающем.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением живого предмета или игрушку и спрашивает, что может делать данный персонаж, ребенок называет слова-действия (глаголы). Например, собака – бегает, прыгает, ласкается, спит, ест, сторожит, лает…
Часто дети затрудняются в объяснении значений некоторых слов. Необходимо упражняться в правильном построении предложений, грамотном языковом оформлении речевого высказывания. Следующая игра поможет им в этом.
Игра «Инопланетяне»
Логопед сообщает детям, что к ним в гости прилетели инопланетяне (можно продемонстрировать подходящую игрушку). Эти существа ничего не знают о жизни землян и не понимают слова. Предлагает помочь и объяснить гостям с другой планеты, кто это или что это.
Например, врач – это человек, который лечит взрослых и детей; белка – это дикое животное, рыжая и пушистая, любит орешки; чашка – это предмет, из которого пьют чай, кофе, компот и т.д.
Все дети очень любят отгадывать загадки. Это очень полезно не только для развития речи, но и для развития мышления, внимания. Игра, которую я предлагаю, поможет детям и разнообразит занятия.
Игра «Угадай по описанию»
Логопед рассказывает о каком-то предмете, ребенок отгадывает, кто это или что это.
Например: круглый, резиновый, прыгучий…(мяч)
Ласковая, пушистая, рыжая…(кошка) и т.д.
Следующую игру можно проводить с использованием любого оборудования: кубики, счетные палочки, пирамидки, различные мелкие игрушки или предметы. Игра развивает речь, слуховое внимание.
Игра «Веселые вопросы – быстрые ответы»
Логопед задает ребенку вопрос, малыш отвечает и за правильный ответ берет какой-то предмет из мешочка (или палочку для постройки «заборчика», или надевает колечко на пирамидку, или берет кубик и строит башню).
Варианты вопросов:
– Как называется детеныш у лошади?
– Какой помощник помогает переходить дорогу?
– Как называется дом медведя?
– Какие овощи нельзя есть сырыми?
– Какой цветок называют королевой цветов?
и т.д.
Дети с речевой патологией из-за недостаточного языкового чутья с трудом овладевают такими понятиями, как синонимы и антонимы.
Следующие игры дадут ученикам возможность упражняться в подборе слов.
Игра «Скажи наоборот!»
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать противоположное понятие.
Высокий – низкий, добрый – злой, горячий – холодный; грустно – весело, тихо –громко, идти – стоять и т.д.
Игра «Скажи по-другому!»
Логопед сообщает ребенку, что они будут подбирать к названным словам похожие по смыслу.
Грустный – печальный, хулиган – озорник, сияет – светит, большой – огромный и т.д.
Игры на развитие грамматического строя речи
Предлагаемые игры помогут малышу научиться правильно согласовывать части речи, верно использовать предложно-падежные конструкции.
Дети с речевой патологией часто пропускают предлоги, неправильно употребляют их, заменяя сложные формы более легкими в произношении.
В системе коррекционной работы учителя-логопеда большое внимание уделяется заданиям, направленным на освоение простых и сложных предлогов.
Игра «Прятки»
Логопед демонстрирует ребенку игрушку (предмет) и говорит, что будет прятать ее. Задает ребенку вопросы:
Где зайчик? (на столе);
А теперь куда спрятался? (под стол);
Откуда вылез? (из-под стола)
и т.д.
Игра «В гостях у Гнома»
Игра направлена на закрепление навыков словообразования (правильного употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными значениями).
Логопед показывает ребенку игрушечного Гномика и говорит, что сейчас мы будем «делать предметы маленькими», чтобы подарить их Гному. Называет (или показывает картинки) большие предметы, ребенок должен образовать и назвать уменьшительную форму слова: стул – стульчик, елка – елочка, гриб – грибок, сумка – сумочка и т.д. Желательно иметь картинки с изображениями больших и маленьких предметов или парные игрушки или предметы.
Игра «Жадина»
Цель игры: отработать навыки согласования местоимений с существительными в роде, числе.
Логопед предлагает ребенку на время превратиться в «жадину». Показывает предметные картинки или игрушки, ребенок представляет, что этот предмет принадлежит ему и отвечает: мой мишка, моя машина, мои карандаши и т.д.
Игра «Веселый повар»
Данная игра поможет малышу освоить навыки словообразования, научит его верно употреблять в речи относительные прилагательные.
Логопед сообщает ребенку, что сейчас он будет «поваром» и приготовит вкусные угощения.
Показывает яблоко и спрашивает: «Как называется сок из яблок? (яблочный)
Показывает морковку и интересуется у ребенка, что можно приготовить из моркови (сок, салат), и как это будет называться (морковный сок, морковный салат).
Аналогично можно повести игру с мороженым (шоколадное мороженое, клубничное мороженое), с овощным супом (картофельный суп, гороховый суп); использовать тему варенья (малиновое варенье, абрикосовое варенье) и т.д.
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
В гости к ребенку приходит персонаж Незнайка (логопед показывает игрушку или картинку). Педагог сообщает, что Незнайка неправильно «подружил» слова и предлагает ученику исправить ошибки.
(красная помидор, желтый солнце, пушистый лиса, нарядный платье и т.д.)
Игра «Чей домик?»
Эта игра поможет ребенку освоить навыки образования притяжательных прилагательных, употребление в речи которых вызывает значительные затруднения даже в старшем дошкольном возрасте.
Играть можно как с использованием картинок с изображением жилища животных, так и с мячом, без картинок.
Первый вариант: логопед показывает ребенку на картинке домик животного и спрашивает, чей это домик.
Второй вариант: логопед называет домик животного и бросает мяч, ребенок возвращает мяч, отвечая, чей домик (берлога – медвежий дом, нора – лисий дом, дупло – беличий дом).
Игра «Веселый счет»
Эта игра направлена на закрепление навыков правильного согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Можно придумать такой сюжет: Мишка принес нам в коробочке ракушки (камешки, бабочки, грибы…). Давай посчитаем, сколько их! (одна ракушка, две ракушки, три ракушки, четыре ракушки, пять ракушек и т.д.)
Игра «Путаница» (или «Подружи слова»)
Игра поможет ребенку овладеть навыками правильного построения предложений.
Логопед произносит слова в начальной форме (предложение «рассыпалось») и кидает мяч, ученику необходимо «подружить» слова, поставив их в нужной последовательности и в правильной грамматической форме, составив предложение.
Пример: Ира, карандаши, рисовать, разноцветные – Ира рисует разноцветными карандашами.
Цветы, Лена, красивые, собирать, луг, на – Лена собирала красивые цветы на лугу.
и т.д.
Фантазия педагога безгранична. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать увлекательные задания и игры, помнить о том, что высокие результаты можно достичь только в том случае, если ребенку интересно. Веселые логопедические игры помогут детям освоить материал в привычной для их возраста деятельности и внесут разнообразие в учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214913-1362244196.jpg)
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.
представлены варианты работы с ребенком дома....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770642-1458485155.jpg)
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий
В материале представлены игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709481-1447684766.jpg)
Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматических категорий
Подборка игр и упражнений для коррекционной работы с детьми с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-380206-1568364859.jpg)
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал необходимо подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/03/picture-467598-1662196587.jpg)
Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматических категорий" у детей с нарушением речи
Данные игры могут использовать родители в целях закрепления лексических тем, обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи....
Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников
Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-156685-1388919545.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"
Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...