Конспект занятия на развитие фонематического восприятия
план-конспект занятия по логопедии

Бадарчы Дан-Хаяа Мендиевна

Конспект занятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия «Путешествие в волшебную страну»

Тема: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей:  

– «Социально-коммуникативное развитие»;

– «Познавательное развитие»;

– «Физическое развитие».

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации: подгрупповая

Виды детской деятельности: слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная

Цель: развитие фонематического восприятия

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- уточнить и закрепить знания о музыкальных инструментах;

- формировать умение дифференцировать звуки;

- совершенствовать навыки произношения звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развитие умения узнавать предмет по звуку;

- развитие восприятия речевой интонации, восприятия слова;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, дисциплину.

Оборудование: экран, ноутбук, колонки, слайд-презентация, предметные картинки, флажки, звуковые домики.

Ход занятия.

Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте! Сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в волшебную страну.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

(Дети закрывают глаза, затем открывают, на экране волшебная поляна)

Ребята мы оказались в волшебном мире! Нас встречает кот-музыкант (на экране мультяшный кот приветствует детей и объявляет задание).

1. Восприятие неречевых звуков.

Кот-музыкант: Здравствуйте ребята! Я кот-музыкант. Запомните, как звучат разные музыкальные инструменты, а потом определите их на слух.

(скрипка, бубен, гитара, барабан, труба, виолончель, контрабас)

Задание выполняется без зрительной опоры.

Кот-музыкант: Ребята, вы отлично справились.  

2. Восприятие речевой интонации.

Логопед: Отправляемся дальше. Кого же мы дальше встретим. Кто это? (на экране волшебная фея)

Волшебная фея: Здравствуйте! Я – волшебная Фея. Ребята, мне нужна ваша помощь. Помогите мне понять – где чей голос?

(На экране несколько картинок с изображением. Педагог включает запись голосов с различной интонацией. Детям предлагается найти соответствующую картинку)

А - ребенок плачет

А - убаюкивание малыша

А - показывают горло врачу

А – болит зуб

А – поет оперная певица

А – ребенок смеется

О – поет детский хор

О – зевает

М – мама целует малыша

Кх – кашель

Волшебная фея: Вы такие молодцы! Спасибо вам большое за помощь!

3. Задание на восприятие слов

Логопед: Что же дальше ждет нас на пути? Кто же это? Сейчас узнаем.

Ученик чародея: Всем привет! Я - Ученик чародея. Помогите мне найти правильные слова для моих заклинаний. Если услышите правильное название картинки, поднимите флажок зеленого цвета; если картинка названа неправильно — поднимите красный флажок.

(на экране демонстрируются картинки, логопед четко произносит слова и звукосочетания):

1 слайд – клетка, банан, альбом, мотоцикл

баман ваван мосотыкл альбом 

паман  айбом альмом банан 

баван аньбом альном мотоцикл 

ванан мотосыкл авьбом клетка

Ученик чародея: Спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли!

4. Навыки слогового анализа.

Логопед: Продолжаем наш путь! Смотрите, мы попали на пиратский корабль!

Пират: Привет! Я – веселый пират. И я не отпущу вас с корабля, пока вы не выполните мое задание. Вы должны определить, сколько слогов в слове. Хлопните в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

мак — бак — так — банан

сом — ком — индюк — дом

лимон — вагон — кот — бутон

мак — бак — веник — рак

Пират: Молодцы! А теперь вперед! На поиски новых приключений!

Физ. минутка

Логопед: Прежде, чем мы отправимся дальше, нам нужно сделать зарядку. А поможет нам Панда-спортсмен (на экране демонстрируется видео-зарядка).

5. Навыки звукового анализа.

Логопед: Интересно, что нас ждет дальше!? Неужели мы встретили Алладина?

Алладин: Здравствуйте дорогие ребята! Давайте вместе поиграем. Сейчас я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук [П], будете громко топать.

Логопед произносит слова: панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать.

Алладин: Вы наиумнейшие дети! А теперь определите последний звук в слове.

Логопед произносит слова: утенок, пилот, валенок, котенок, сом, веник, каток, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, самолет, бегемот, брат, куст, канат, трап, сноп, дом.

Алладин: Молодцы! Сейчас поиграем со звуковыми домиками. Вы должны найти, где прячется звук [С] – вначале, середине или конце.

Собака, маска, ананас, слон, сова, капуста, совок, кастрюля, свёкла, сыр.

Алладин: Ох, как же мне не хочется вас покидать. Давайте поиграем в последнюю игру. Соберите слова, которые рассыпались (детям предлагается собрать разрезные карточки с изображением и словом: виш\ни, го\рох, шля\па, ры\ба, го\ра, кош\ка, ша\рик, гру\ши, кук\ла, лу\на, пче\ла)

Алладин: Мне так понравилось играть с вами, но пора прощаться. До свидания!

Логопед: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Рефлексия.

Логопед: Скажите, какие игры и задания больше всего вам понравились? Какие задания у вас получились лучше всего?

Занятие окончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы  с использованием элементов логоритмики. Тема  «Звуки  А – У»...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Автоматизация звука "ш" в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну»

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Для занятия подготовлена слайд-презентация PowerPoint. Сюрпризный момент – появление мульт...