Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuki_p_i_p.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
занятия по развитию фонематического восприятия
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Составила и провела:
учитель-дефектолог
Блинова Светлана
Вениаминовна
Чебоксары 2012
Звуки П и ПЬ. Буква П
Программное содержание:
1.Коррекционно-образовательные задачи:
Упражнять детей в умении различать звуки П и ПЬ в словах в разных позициях, проводить звуковой анализ односложных слов без стечения согласных, читать слоги в прямом и обратном порядке, закрепить правильное произношение звуков П и ПЬ, умение условно обозначать согласные звуки, умение образовывать притяжательные прилагательные.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Развивать интерес и внимание к речи (собственной и окружающих).
Материал:
Демонстрационный материал: символы звуков П и ПЬ, звуковые замки со звуками, атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Продуктовый магазин» , компьютер, мольберт, поезд с рельсами - демонстрационное панно;.
Раздаточный материал: набор звуковых фишек, таблицы с девятью клеточками, пуговицы синего и зеленого цветов .
Предварительная работа: разучивание игры: « Волшебный коврик», «Чей голосок?», «Поймай звук».
Словарная работа: Пашин, Машин, Виталикин голосок , твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки.
Индивидуальная работа: Виталика и Пашу упражнять в соотнесении звука с цветовым обозначением.
Методы и приемы по ходу занятия:
Игровые: сюрпризный момент: «Приход звуков П и ПЬ», игры:«Волшебный коврик», «Где живут звуки», «Поймай звуки»;
Наглядные: работа с замками, использование муляжей продуктов, «Зашумленные картинки», поезд с рельсами – демонстрационное панно, таблицы;
Словесные: вопросы, чтение двустишья.
Практические : работа с компьютером, физкультурная пауза «Чей голосок?», звуковой анализ слова.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дефектолог. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир звуков. Где живут наши звуки?
Дети. В замках.
Дефектолог. Какого цвета замки?
Дети. Красного, зеленого, синего цветов.
Дефектолог. Как называются звуки, которые живут в красном замке?
Дети. В красном замке живут гласные звуки.
Дефектолог. Назовите гласные звуки.
Дети. А, О, У, Ы, И, Э.
Дефектолог. Как называются звуки, которые живут в синем замке?
Дети. Твердыми согласными.
Дефектолог. Назовите твердые согласные звуки?
Дети. М, Н, В, К, П.
Дефектолог. А в зеленом замке живут?
Дети. Мягкие согласные.
Дефектолог. Назовите мягкие согласные звуки.
Дети. МЬ, НЬ, ВЬ, КЬ, ПЬ.
Дефектолог. А сегодня к нам в гости пришли звуки П и ПЬ. Но они такие шустрые, что постоянно убегают. Поймаем их?
Дети. ДА
Дефектолог. Услышите звуки П или ПЬ ловите их, хлопая в ладоши. Готовы?
Дети. Да
Дефектолог. Послушайте : А, О, У, К, М, В, КЬ, Н, Ы, Э, П, ПЬ.
Дети. (ловят только звуки П и ПЬ.)
Дефектолог. А вот и наши пойманные звуки П и ПЬ. Как вы думаете, это какой звук? П или ПЬ?
Дети. П
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный.
Дефектолог. А это ....
Дети. ПЬ
Дефектолог. Он какой?
Дети. Мягкий согласный.
Дефектолог. Наши звуки очень любят играть. Поиграем? Присаживайтесь, пожалуйста, за стол.
2. Игра "Волшебный коврик"
Дефектолог. А я вам предлагаю поиграть в игру "Волшебный коврик". Наши звуки П и ПЬ будут украшать коврик пуговицами.
Звук П будет пришивать синие пуговицы, а звук ПЬ –зеленые пуговицы. Поможем им?
Дети. Да, поможем.
Дефектолог. Услышите в слове звук П, наложите на коврик синюю пуговицу, а если звук ПЬ- зеленую пуговицу. Послушайте первое слово: П-п-п-от. Какой звук слышится в этом слове?
Дети. П
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный
Дефектолог. Какую пуговичку надо положить?
Дети. Синюю
Дефектолог. Послушайте следующее слово. П-п-п-ух. Какой звук слышится в этом слове?
Дети. П
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный.
Дефектолог. Берем…
Дети. Синюю пуговичку
Дефектолог. Поезд, Петух, Письмо, Пингвин, Почта, Пруд, Пушка
Посмотрите, какие красивые коврики получились.
Скажите, а какие звуки помогли нам украсить коврик?
Дети. Звуки П и ПЬ
3. Игра "Магазин"
Дефектолог. Так потрудились наши звуки, что даже проголодались. И решили отправиться в магазин за
продуктами. Пойдемте вместе с ними?
Дети. Пойдемте.
Дефектолог. Вот мы с вами и в Магазине. Наши звуки будут покупать только те продукты, в названии которых есть звук П или ПЬ. Поможем им?
Дети. Поможем.
Дефектолог. Выберите продукты, в названии которых есть звук П или ПЬ
Дефектолог. Маша, ты какой продукт выбрала?
Дети. Помидор.
Дефектолог. Почему ты выбрала этот продукт?
Дети. Потому что в этом слове есть звук П
Дефектолог. А что выбрал ты, Паша?
Дети. Печенье.
Дефектолог. Почему?
Дети. Потому что там есть звук П
Дефектолог. Виталик, а что ты купил?
Дети. Капусту
Дефектолог. Почему?
Дети. В этом слове есть звук П
Дефектолог. Посмотрите, какие продукты выбрали наши звуки П и ПЬ. Что это? (ответы детей) Правильно они выбрали? Почему?
Дефектолог. Звуки П и ПЬ очень рады, что вы им помогли .
Дефектолог. Пока звуки отдыхают, я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Чей голосок?».
4.Физкультурная пауза: «Чей голосок?»
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем: «Скок, скок, скок».
Угадай, чей голосок?
5. Игра на компьютере «Зашумленные картинки»
Дефектолог. Пока мы с вами играли, наши звуки спрятали свою букву в картинках и забыли где именно . А какую букву они спрятали? Я предлагаю вам помочь звукам найти букву П ? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дефектолог. Кто укроет Бобика Маша?
Дети. Буква А, и т.д.
6.Игра "Поезд"
Дефектолог. Букву " П" мы нашли. Захотелось нашей букве покататься на поезде. Поедемте вместе? Присаживайтесь, пожалуйста, на подушечки.
Села буква" П " на поезд и поехала. По дороге она встретила букву…
Дети. Букву А
Дефектолог. Взялись они за руки и получилось у них…
Дети. АП
Дефектолог. Дальше поехала буква. Встретила букву…
Дети. О
Дефектолог. И получилось…
Дети. ОП (УП,ЫП,ИП,ЭП)
Дефектолог. Букве П очень понравилось кататься на поезде. Села она на другой поезд и снова поехала. Встретила букву А и получилось у них…
Дети. ПА (ПО,ПУ,ПЫ,ПИ,ПЭ)
7.Звуковой анализ слова "Пух"
Дефектолог. Звукам нашим понравилось дружить с другими звуками. Подружившись, они составили слово "ПУХ". Попробуем и мы составить это слово?
Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Послушайте.
П-п-пУХ. Какой звук слышится первым?
Дети. П
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный
Дефектолог. Берем какую фишку?
Дети. Синюю
Дефектолог. ПУ-у-уХ . Какой звук слышится после звука П? Дети. У
Дефектолог. Он какой?
Дети. Гласный.
Дефектолог. Берем какую фишку?
Дети. Красную
Дефектолог. ПУХ-х-х. А какой звук слышится после У?
Дети. Х
Дефектолог. Он какой?
Дети. Твердый согласный
Дефектолог. Какую фишку берем?
Дети. Синюю
Дефектолог. Паша, назови первый звук.
Паша. П
Дефектолог. Маша, назови второй звук.
Маша. У
Дефектолог. Виталик, назови третий звук.
Виталик. Х
Дефектолог. Сколько всего звуков в слове "ПУХ"?
Дети. Три
Дефектолог. Убираем первый звук. Какой звук убрали?
Дети. П
Дефектолог. Какие звуки остались?
Дети. У, Х.
Дефектолог. Прочитайте.
Дети. УХ
Дефектолог. Убрали последний звук. Назовите звук.
Дети. Х
Дефектолог. Какие звуки остались?
Дети. П, У.
Дефектолог. Прочитайте.
Дети. ПУ
Дефектолог. Замечательно, ребята. С заданием все справились.
8.Подведение итога
Дефектолог. Пришло время попрощаться со звуками. Скажите, какие звуки приходили к нам в гости?
Дети. Звук П и ПЬ
Дефектолог. Звук П. Он какой ?
Дети. Он твердый согласный.
Дефектолог. А звук ПЬ ?
Дети. Мягкий согласный.
Дефектолог. Где живет звук П?
Дети. В синем замке.
Дефектолог. Маша, поставь его в синий замок.
Дети. (ставят звук)
Дефектолог. А где живет звук ПЬ?
Дети. В зеленом замке
Дефектолог. Паша, поставь его в зеленый замок.
Дети. (ставят звук)
Дефектолог. Звуки наши вернулись в свои замки, и нам пора попрощаться с ними.
Дети. До свидания.
Используемые ресурсы:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
2. Алтухова Н. Р. Научитесь слушать звуки. Изд. «Лань», 1999
3. Бабаева Т. Н. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. – М.: Баласс, 2005
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. Санкт – Петербург, Изд:литера, 2009
6. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2001
7. Гризик Т.И.,Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет.– М.: просвещение, 2005
8. Лопухина Н. С. 550 упражнений для развития речи. С П б.: Дельта, 2000
9. Колесникова Е. В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. – М.: Издательство «АКАЛИС»,1996
10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис – пресс, 2007
11. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007
12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
13.Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991
14. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2003.
15. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем звуки получаем. – С Пб « Лань», 2001
16. www.pedlib.ru
17. www.ogopedmaster.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы с использованием элементов логоритмики. Тема «Звуки А – У»...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).
Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...
Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".
Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия
Автоматизация звука "ш" в слогах, словах, предложениях....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звук ы. Буква ы".
Конспект занятия в старшей группе для детей с ЗПР....