Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Блинова Светлана Вениаминовна

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_p_i_p.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

 занятия по развитию фонематического восприятия

для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

                                                         

Составила и провела:

учитель-дефектолог

Блинова Светлана              

Вениаминовна

               

Чебоксары  2012

Звуки П и ПЬ. Буква П

Программное содержание:

1.Коррекционно-образовательные задачи:

     Упражнять детей в умении различать звуки П и ПЬ в словах в разных позициях,  проводить звуковой анализ односложных слов без стечения согласных, читать слоги в прямом и обратном порядке, закрепить правильное произношение звуков П и ПЬ, умение условно обозначать согласные звуки, умение образовывать притяжательные прилагательные.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

     Развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

     Развивать  интерес и внимание к речи (собственной и окружающих).

Материал:

     Демонстрационный материал: символы звуков П и ПЬ, звуковые замки со звуками, атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Продуктовый магазин» , компьютер, мольберт, поезд с рельсами - демонстрационное панно;.

     Раздаточный материал: набор звуковых фишек, таблицы с девятью клеточками, пуговицы синего и зеленого цветов .

Предварительная работа: разучивание игры: « Волшебный коврик», «Чей голосок?», «Поймай звук».

Словарная работа: Пашин, Машин, Виталикин голосок , твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки.

Индивидуальная работа:  Виталика и Пашу упражнять в соотнесении звука с цветовым обозначением.

Методы и приемы по ходу занятия:

Игровые: сюрпризный момент: «Приход звуков П и ПЬ», игры:«Волшебный коврик», «Где живут звуки», «Поймай звуки»;

Наглядные: работа с замками, использование муляжей продуктов, «Зашумленные картинки», поезд с рельсами – демонстрационное панно, таблицы;

Словесные: вопросы, чтение двустишья.

Практические : работа с компьютером, физкультурная пауза «Чей голосок?», звуковой анализ слова.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дефектолог. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир звуков. Где живут наши звуки?

Дети. В замках.

Дефектолог. Какого цвета замки?

Дети. Красного, зеленого, синего цветов.

Дефектолог. Как называются звуки, которые живут в красном замке?

Дети. В красном замке живут гласные звуки.

Дефектолог. Назовите гласные звуки.

Дети. А, О, У, Ы, И, Э.

Дефектолог. Как называются звуки, которые живут в синем замке?

Дети. Твердыми согласными.

Дефектолог. Назовите твердые согласные звуки?

Дети. М, Н, В, К, П.

Дефектолог. А в зеленом замке  живут?

Дети. Мягкие согласные.

Дефектолог. Назовите мягкие согласные звуки.

Дети. МЬ, НЬ, ВЬ, КЬ, ПЬ.

Дефектолог. А сегодня к нам в гости пришли звуки П и ПЬ. Но они такие шустрые, что постоянно убегают. Поймаем их?

Дети. ДА

Дефектолог. Услышите звуки  П или ПЬ ловите их, хлопая в ладоши. Готовы?

Дети. Да

Дефектолог.  Послушайте : А, О, У, К, М, В, КЬ, Н, Ы, Э, П, ПЬ.

Дети. (ловят только звуки П и ПЬ.)

Дефектолог. А вот и наши пойманные звуки П и ПЬ. Как вы думаете, это какой звук? П или ПЬ?

Дети. П

Дефектолог. Он какой?

Дети. Твердый согласный.

Дефектолог. А это ....

Дети. ПЬ

Дефектолог. Он какой?

Дети. Мягкий согласный.

Дефектолог. Наши звуки очень любят играть. Поиграем? Присаживайтесь, пожалуйста, за стол.

2. Игра "Волшебный коврик"

Дефектолог. А я вам предлагаю поиграть в игру "Волшебный коврик". Наши звуки П и ПЬ будут украшать коврик пуговицами.

Звук П  будет пришивать синие пуговицы, а звук ПЬ –зеленые пуговицы. Поможем им?

Дети. Да, поможем.

Дефектолог. Услышите в слове звук П, наложите на коврик синюю пуговицу, а если звук ПЬ- зеленую пуговицу. Послушайте первое слово: П-п-п-от. Какой звук слышится в этом слове?

Дети. П

Дефектолог. Он какой?

Дети. Твердый согласный

Дефектолог. Какую пуговичку надо положить?

Дети. Синюю

Дефектолог. Послушайте следующее слово. П-п-п-ух. Какой звук слышится в этом слове?

Дети. П

Дефектолог. Он какой?

Дети. Твердый согласный.

Дефектолог. Берем…

Дети. Синюю пуговичку

Дефектолог. Поезд, Петух, Письмо, Пингвин, Почта, Пруд, Пушка

Посмотрите, какие красивые коврики получились.

Скажите, а какие звуки помогли нам украсить коврик?

Дети. Звуки П и ПЬ

3. Игра "Магазин"

Дефектолог. Так потрудились наши звуки, что даже проголодались. И решили отправиться в магазин за

продуктами. Пойдемте вместе с ними?

Дети. Пойдемте.

Дефектолог. Вот мы с вами и в Магазине. Наши звуки будут покупать только те продукты, в названии которых есть звук П или ПЬ. Поможем им?

Дети. Поможем.

Дефектолог. Выберите продукты, в названии которых есть звук П или ПЬ

Дефектолог.  Маша, ты какой продукт выбрала?

Дети. Помидор.

Дефектолог. Почему ты выбрала этот продукт?

Дети. Потому что в этом слове есть звук П

Дефектолог.  А что выбрал ты, Паша?

Дети. Печенье.

Дефектолог. Почему?

Дети. Потому что там есть звук П

Дефектолог. Виталик, а что ты купил?

Дети. Капусту

Дефектолог. Почему?

Дети. В этом слове есть звук П

Дефектолог. Посмотрите, какие продукты выбрали наши звуки П и ПЬ. Что это? (ответы детей) Правильно они выбрали? Почему?

Дефектолог. Звуки П и ПЬ  очень рады, что вы им помогли .

Дефектолог. Пока звуки отдыхают, я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Чей голосок?».

4.Физкультурная пауза: «Чей голосок?»

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем: «Скок, скок, скок».

Угадай, чей голосок?

5. Игра на компьютере «Зашумленные картинки»

Дефектолог. Пока мы с вами играли, наши звуки спрятали свою букву в картинках и забыли где именно . А какую букву они спрятали? Я предлагаю вам помочь звукам найти букву П ? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Дефектолог. Кто укроет Бобика Маша?

Дети. Буква А, и т.д.

6.Игра "Поезд"

Дефектолог. Букву " П" мы нашли. Захотелось нашей букве покататься на поезде. Поедемте вместе? Присаживайтесь, пожалуйста, на подушечки.

Села буква" П " на поезд и поехала. По дороге она встретила букву…

Дети. Букву А

Дефектолог. Взялись они за руки и получилось у них…

Дети. АП

Дефектолог. Дальше поехала буква. Встретила букву…

Дети. О

Дефектолог. И получилось…

Дети. ОП (УП,ЫП,ИП,ЭП)

Дефектолог. Букве П очень понравилось кататься на поезде. Села она на другой поезд и снова поехала. Встретила букву А и получилось у них…

Дети. ПА (ПО,ПУ,ПЫ,ПИ,ПЭ)

7.Звуковой анализ слова "Пух"

Дефектолог. Звукам нашим понравилось дружить с другими звуками. Подружившись, они составили слово "ПУХ". Попробуем и мы составить это слово?

Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Послушайте.

П-п-пУХ. Какой звук слышится первым?

Дети. П

Дефектолог.  Он какой?

Дети. Твердый согласный

Дефектолог. Берем какую фишку?

Дети. Синюю

Дефектолог. ПУ-у-уХ . Какой звук слышится после звука П? Дети. У

Дефектолог. Он какой?

Дети. Гласный.

Дефектолог. Берем какую фишку?

Дети. Красную

Дефектолог. ПУХ-х-х. А какой звук слышится после У?

Дети. Х

Дефектолог. Он какой?

Дети. Твердый согласный

Дефектолог. Какую фишку берем?

Дети. Синюю      

Дефектолог. Паша, назови первый звук.

Паша. П

Дефектолог. Маша, назови второй звук.

Маша. У

Дефектолог. Виталик, назови третий звук.

Виталик. Х

Дефектолог. Сколько всего звуков в слове "ПУХ"?

Дети. Три

Дефектолог. Убираем первый звук. Какой звук убрали?

Дети. П

Дефектолог. Какие звуки остались?

Дети. У, Х.

Дефектолог.  Прочитайте.

Дети. УХ

Дефектолог. Убрали последний звук. Назовите звук.

Дети. Х

Дефектолог. Какие звуки остались?

Дети. П, У.

Дефектолог.  Прочитайте.

Дети. ПУ

Дефектолог. Замечательно, ребята. С заданием все справились.

8.Подведение итога

Дефектолог. Пришло время попрощаться со звуками. Скажите, какие звуки приходили к нам в гости?

Дети. Звук П и ПЬ

Дефектолог. Звук П. Он какой ?

Дети. Он твердый согласный.

Дефектолог.  А звук ПЬ ?

Дети. Мягкий согласный.

Дефектолог. Где живет звук П?

Дети. В синем замке.

Дефектолог. Маша, поставь его в синий замок.

Дети. (ставят звук)

Дефектолог. А где живет звук ПЬ?

Дети. В зеленом замке

Дефектолог. Паша, поставь его в зеленый замок.

Дети. (ставят звук)

Дефектолог. Звуки наши вернулись в свои замки, и нам пора попрощаться с ними.

Дети. До свидания.

Используемые ресурсы:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005

2. Алтухова Н. Р. Научитесь  слушать звуки. Изд. «Лань», 1999

3. Бабаева Т. Н. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. – М.: Баласс, 2005

5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. Санкт – Петербург, Изд:литера, 2009

6. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2001

7. Гризик Т.И.,Тимощук Л. Е.  Развитие речи детей 4-5 лет.– М.: просвещение, 2005

8. Лопухина Н. С. 550 упражнений для развития речи. С П б.: Дельта, 2000

9. Колесникова Е. В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. – М.: Издательство «АКАЛИС»,1996

10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис – пресс, 2007

11. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007

12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

13.Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991

14. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.  – М.: Школьная Пресса, 2003.

15. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем звуки получаем. – С Пб « Лань», 2001

16. www.pedlib.ru

17. www.ogopedmaster.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы  с использованием элементов логоритмики. Тема  «Звуки  А – У»...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...

Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".

Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия

Автоматизация звука "ш" в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звук ы. Буква ы".

Конспект занятия в старшей группе для детей с ЗПР....