Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_navykov_zvuko.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).
Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,
Коррекционные задачи:
- обучающие: Закрепить навыки четкой дифференциации звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Закрепить умение определить позицию звуков в словах (в начале, середине, конце). Совершенствовать умение произносить слова различной слоговой сложности.
- развивающие: Развивать речемыслительную деятельность при составлении звуко –слогового анализа двусложного слова; при чтении слоговой таблицы и составлении слов из данных слогов.
- воспитательные: Воспитывать у детей творческое воображение, инициативность, вежливость, самостоятельность, взаимопомощь.
Оборудование: картинки сов, сосны, письмо, слоговая таблица, картинный материал по произношению слов на звуки С, С, З, З (сук, нос, рысь, заяц, лось, зима, лиса, избушка), схемы предлогов «С, СО», «ИЗ», «ИЗ –ЗА», конверты с фишками для составления схем слов и предложений, магнитофон, запись шума зимнего леса.
Части | Содержание | Методические приемы | Деятельность логопеда | Индивидуально – дифференцированный подход | Предполагаемые ответы детей | |
Вступительная часть Осно -вная часть. Заклю-читель-ная часть занятия.
| Логопед предлагает детям отправиться в очередное путешествие при помощи закрытых глаз и упражнения на развитие речевого дыхания. «Дорогие ребята! Я спешил к вам в гости и заблудился. Спасите, помогите! Чтобы мне помочь, смотрите на указатели. 1 указатель находится на старом пне: Повернитесь направо, сделайте четыре шага вперед, и вы окажитесь рядом с ним». Буратино. Определение на слух зимних звуков. Поднимание правильных обозначений звуков ( С, С, З, З ) в произношении, слогах, словах. Объяснение правила: «Я называю звуки в разнобой, а вы должны поднять правильное обозначение каждого звука». Рассматривание картинок и определение позиции зимнего звука в заданных словах: «Сук, лес, рысь, заяц, лиса, лось, зима, сеть, сосна, избушка». Предложить назвать хвойное дерево, которое встречалось в зимнем лесу. Нахождение 2 указателя. около веточки сосны. «Назовите схемы маленьких слов: «С/СО», «ИЗ», «ИЗ – ЗА». Составьте предложения из слов с зимними звуками и с заданными предлогами. Составление предложений с заданными предлогами. Анализ предложений. Название длинного слова из предыдущего задания (избушка). Отправление детей в лес на лыжах за подсказкой, где найти Буратино. Нахождение избушки и 3 указателя. «Прочитайте слоги, подберите к заданному слогу нужный слог, чтобы получилось «ключевое» слово. Сделайте звуко – слоговую схему «ключевого» слова и вы найдете того, кого искали». Чтение слоговой таблицы. Нахождение «Ключевого» слова. Выполнение звуко – слогового анализа слова «СОВЫ». Вдруг раздается звон металлофона. В это время раздается незнакомый голос о помощи и кто –то шевелится в сугробе. Буратино благодарит детей за помощь, рассказывает о причине похода в гости к детям и раздает открытки – приглашения на на новогодний праздник в детском саду. | Демонстрационный показ упражнения на развитие дыхания и мимических мышц лица с поворотами головы вправо и влево. Словесная инструкция логопеда и демонстрационный показ действий. Словесная инструкция. Чтение задания детям на указателе.
Словесная инструкция логопеда. Словесная инструкция логопеда. Логопед акцентирует, выделяет голосом спрятанный звук в слове. Словесная инструкция подкреплена наглядностью. Использование д/игры «Найди и назови». Словесная инструкция логопеда. Демонстрационный показ действий и упражнений. Словесная инструкция логопеда. Словесная инструкция. Чтение задания на третьем указателе. Игровой момент: «Звон игры на металлофоне». Сюрпризный момент: «Появление игрушки Буратино с новогодними приглаше -ниями». | Логопед показывает упражнение и контролирует процесс выполнения упражнения детьми. Логопед обращает внимание детей на кукольный театр, (за занавесом ветка сосны, совы, в лапах у них письмо). Логопед акцентирует внимание детей на письмо, в лапах у сов и предлагает детям прочесть его. Читает: Логопед старается заинтересовать детей чтением письма и предлагает помочь Буратино. Для этого логопед сообщает детям, что в лесу много снега и нам понадобятся лыжи. Дети повторяют соответствующие движения за логопедом (встают на лыжи, берут палки) и отправляются в лес, искать указатели. Дети находят 1 указатель и логопед зачитывает первое задание. Для выполнения задания он предлагает сесть детям за столы и взять свои рабочие конверты. Логопед уточняет, поняли ли дети инструкцию, просит открыть рабочие конверты и достать обозначения зимних звуков. Логопед контролирует правильность ответов детей. Логопед обращается к детям с выс. ур. для оказания помощи детям с низким уровнем. После подробного разбора звуков, логопед предлагает детям послушать правило выполнения задания. Логопед называет в начале звуки, далее слоги. Контролирует правильность выполнения задания. После выполнения второго задания логопед просит достать желтую полоску. Контролирует наличие желтых полос у детей и уточняет ее предназначение: «Какие позиции вы в схеме слова знаете?» «Покажите пальчиком, где начало, середина, конец слова». Логопед называет слова и показывает картинки. Контролирует выполнение задания, хвалит детей. После выполненных заданий на 1 указателе, логопед просит детей назвать хвойное дерево, на котором сидели совы; дерево, которое встречалось в первом задании и обратить внимание детей на наш лес: « Может быть, оно нас и приведет к следующему указателю». Логопед предлагает оглядеться в зимнем лесу и найти символ сосны. После нахождения веточки сосны на подоконнике, дети обращают внимание на 2 указатель. Логопед предлагает прочесть его. Читает задание на 2 -ом указателе: Логопед показывает схемы предлогов. Хвалит детей за правильные ответы и предлагает достать из конвертов схемы слов предложений. Контролирование выполнения задания. Логопед хвалит детей за выполненное задание и просит вспомнить и назвать самое длинное слово из первого задания на указателе. Далее предлагает встать, обуть лыжные ботинки, вставить их в лыжи, застегнуть крепление, взять палки в руки и отправиться поискать в зимнем лесу избушку: Логопед делает круг и заостряет внимание детей на незнакомой избушке в лесной глуши. Предлагает зайти туда, погреться около печки и расположиться за столами. Дети возле печки обращают внимание на 3 указатель. Логопед читает задание и показывает детям слоговую таблицу. Уточняет значение слова «ключевое». Логопед выставляет на доску таблицу. Дети складывают слоги и находят «ключевое слово». Логопед предлагает детям взять рабочие конверты и сделать звуко – слоговой анализ слова: «СОВЫ». Контролирует процесс звуко – слогового анализа слова; оказание помощи наводящими вопросами. Хвалит детей за самостоятельное выполнение задания. Логопед обращается к детям, что «ключевое» слово разгадано, задания выполнены. Логопед удивляется, а где же Буратино.
Логопед предлагает детям идти на звон. Логопед с детьми находят Буратино и помогают ему выбраться из сугроба.. Логопед подводит итоги занятия: «Какие задания дети выполняли?». «Над какими нужно поработать. Говорит об успехах детей, делает акцент на проблемы и трудности детей на занятии. | Для детей с выс. ур. задания не уточняются. «Дети, назовите зимние звуки?» «Андрей, назови зимние звуки, дай характеристику одного из них. Подними его обозначение». . «Андрей, докажи, что он согл.?» «Докажи, что он глухой?» «Никита, назови другой зимний звук?» «Дай хар – ку этому звуку?» «Докажи, что он согласный?» «Докажи, что он звонкий?» «Докажи, что он мягкий ?» «Как мы его обозначаем?» Для детей с низ. ур. рассматриваются и уточняются обозначения, характеристики каждого звука. «Саша, звук С- зимний звук?» «Звук С – согласный или гл.? Как его мы обозначаем?» «Докажи, что он согласный? Что делает язычок, когда мы произносим звук С?» «Звук С какой глухой или звонкий? «Никита, подскажи, Саше, какой звук С ? (глухой или звонкий). Для детей с выс.ур.: «Что мы обозначаем желтой полосой?» Дети низ ур.: «Как мы обозначаем схему слова?». Для детей с низким ур. повторное произнесение слова. Обращение логопеда к детям с выс.ур. для оказания помощи детям с низ. ур. Детям с низ. ур. предложить посчитать слова в предложении на пальчиках. Для детей с выс.ур.: «Назовите самое длинное слово». «Чем оно отличается от других слов?» Для детей с низ. ур.: «Какие слова были в предыдущем задании?» «Лось –какое слово, длинное или короткое?» «А избушка?» Для детей с низ.ур. логопед дает наводящие вопросы: «У кого в лапах мы нашли письмо». Для детей с низким ур.: Звуко-слоговой анализ выполняет Катя. «Сколько слогов в слове «СОВЫ». «Какой первый звук в слоге -СО-? Дай ему хар –ку., Какой второй? Охарактеризуй его». «Назови второй слог в слове «СОВЫ»». «Назови первый звук во втором слоге? Назови второй звук во втором слоге». Для всех детей: «Какие задания мы сегодня выполняли?». | Хоровые ответы детей. «Зимние звуки С, С, З, З ». «Звук С- согл., глухой, тв.». «Синий кружок». «Потому что зубки создают преграду ветерку». «Когда мы произносим звук С, то горлышко «спит»». «Звук З*». «Он согл., звонкий, мягкий». «Зубки создают преграду ветерку». «Когда мы его произносим, то наше горлышко «работает»». «Потому что ветерок дует с небольшой силой и получается мягкий звук». «Синим кружочком с колокольчиком». «Да!» «Согласный, синим кружочком. Язычок упирается в нижние зубки. и создает преграду ветерку. «Зеленым кружком». «Схему слова». «Желтой полосой». Хоровые ответы: начало слова, середина, конец. Хоровые ответы. Хоровые ответы. Дети с высоким ур.: «Лось вышел из – за кустов». Избушка. Количеством слогов. Однословный ответ: «Короткое». «Длинное». «У сов».
Слово «СОВЫ» состоит из двух слогов: первый -СО- второй –ВЫ- В первом слоге первый звук С- согл, тв., гл.. о –гл. - ВЫ_ в –согл., тв., зв.. ы – гл.. Дети перечисляют названия заданий. Дети с выс. ур.: «Определяли на слух зимние звуки». «Находили место звука в заданном слове». Дети с низ.ур. «Читали таблицы, составляли слова» Дети с выс.ур. : «Выполняли звуко – слоговой анализ слова «Совы». | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы с использованием элементов логоритмики. Тема «Звуки А – У»...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия
Автоматизация звука "ш" в слогах, словах, предложениях....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну»
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Для занятия подготовлена слайд-презентация PowerPoint. Сюрпризный момент – появление мульт...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звук ы. Буква ы".
Конспект занятия в старшей группе для детей с ЗПР....