Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Одежда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тумат Севил Солун-ооловна

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Одежда". Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта НОД

Тема НОД: «Одежда»

Возраст детей: 6-7 лет

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Форма образовательной деятельности: фронтальное занятие  

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- обобщать, систематизировать и расширять знания детей об одежде;

- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о одеждах;

- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Одежда».

- упражнять фонематическое восприятие;

- упражнять в словообразовании;

- упражнять в употреблении предлога «В»;

- обучать образовывать прилагательное от существительного;

-обучать соотносить местоимения «Мой, моя, мое, мои»

- обучать образовывать существительное множественного числа родительного падежа от существительного множественного числа именительного падежа. 

Коррекционно-развивающие:

-развивать высшие психические функции (зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение);

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фразовую речь;

-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об одежде:

     - обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей бережному отношению к одежде.

- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.

Предварительная работа: Чтение книг «Одежда». Беседы об одежде.  Рассматривание наглядностей по различным видам одежды.

Методические приёмы: словесные – беседа, вопросы, пояснения, ответы, указания, речевой образец; наглядные - предметные картинки, фотографии;  игровые – создание игровой ситуации, проблемная ситуация; сюрпризный момент.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, символы времен года( солнце, туча с дождем, снежинка), тазики, кукольная одежда, веревка, бельевые прищепки, детская рубашка и футболка, мешок с вещами детей, кукла Почемучка, разные виды ткани (ситец, мешковина, болонья, вуаль), салфетки бумажные, клеенки, пипетки, стакан с водой.

Содержание НОД:

                                                                                  Ход занятия

Этап занятий

           Деятельность  логопеда

                      Деятельность ребенка

    Время

1. Организацион-ный

 момент  

Дети сидят вокруг мольберта.

Логопед: …, поприветствуем друг друга.

 «Придумано кем-то, просто и мудро

при встрече здороваться  «Доброе утро».
Логопед: Я сейчас буду вам загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, чтобы их отгадать

  1. Две сестрички, две плетёнки. Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - их надевать, чтоб не мёрзли пять и пять
  2. Я как зонт - не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою, ну, так что же я такое?
  3. Один вход, три выхода?

Логопед: Ребята, эти загадки все о чем?

Приветствуют друг друга

Дети внимательно слушают.

- Это варежки

- Это пальто или плащ

- Это свитер.

- Все загадки об одежде.

    5 мин

2. Основная часть

Лексико-грамматические упражнения

Логопед: -        Посмотрите на себя и скажите мне, во что вы одеты. … во, что ты одета?

 -        Ребята, а вы знаете, из чего сделаны ваши платья, Юбки шорты?

-        Из чего изготавливают ткань?

-        Где изготавливают ткань?

-        Как называют людей, которые работают на ткацких фабриках?

-        Когда ткань готова, что с ней делают? Почему наша одежда разноцветная?

-        Где шьют одежду?

-        Как, называют людей, которые шьют одежду?

-        Где ещё, можно шить одежду?

1. Игра «Правильная одежда»

Логопед: Ребята, а летом, когда жарко и зимой, когда холодно, мы надеваем одинаковую одежду?

-        Хорошо, я сейчас вас проверю. (Логопед показывает символ лета- солнце)

-        Что это?

-        Когда, солнышко светит и греет так сильно, что становится жарко?

-        Хорошо, значит, здесь будет лето.(прикрепляет картину на доску)

-        А это что?

-        В какое время года выпадает снег?

-        Правильно, вот здесь будет зима

.- А это что?

-        Когда, часто идут дожди?

-        Здесь будет осень и весна.

-        Ребята, а зимой можно на улицу надеть шорты?

-        А шубу можно?

-        Правильно, у каждого времени года есть своя одежда. (На столе разложены картинки с изображение одежды)

-        А теперь возьмите картинки и подарите каждому времени года свою одежду.

-        Теперь я проверю правильно или нет, вы подарили картинки. (Логопед проверяет правильность выполнения задания)

-        А что здесь у нас?

-        Значит, летом вы какую одежду носим?

-        А здесь что?

-        Значит, зимой, какую одежу мы носим?

-        Здесь, что у нас?

-        Ребята, а весной и осенью мы разве не одинаковую одежду носим?

-        Вот эту одежду- плащ, куртку, пальто ещё называют демисезонной. Её одевают между сезонами, между зимой и летом. -Значит, одежда какая?

Дети отвечают

-Да, одежда сделана из ткани.

- Ткань изготавливают из ниток.

-На ткацких фабриках

- Людей, которые работают на ткацких фабриках называют – ткачи.

- Её раскрашивают.

- На швейных фабриках

- Портные и швеи

В ателье и дома.

- Нет

- Это солнышко.

- Летом солнышко печет больше всего.

- Это снежинка

- Зимой выпадает много снега.

- Это туча с дождём.

- Осенью и весной.

- Нет, нельзя. Замерзнуть можно. -----------Можно, в шубе тепло.

 Дети раскладывают картинки с одеждой. 

-Лето.

- Летнюю одежду.

- Зима.

- Зимнюю одежду носим.

- Осень, весна.

- Одинаковую.

- Одежда для осени и весны – демисезонная.

  15 мин

2. Игра «Сравни!»

-(Логопед показывает рубашку) 

Логопед:

-        Ребята, что это?

-        А у рубашки только один рукав?

-        А это футболка.. Давайте, сравним, если у нашей  рубашки длинные рукава, то у футболки …?

-        Если у нашей рубашки два…(Манжета), то у футболки нет…?

-        Если у нашей рубашки один... (Карман), то у футболки нет …?

-        Молодцы! А что ещё, у нашей рубашки есть, чего нет у футболки?

-        Ребята, что может случиться с рубашкой, если быть не аккуратным?

-        А если рубашка стала грязной, то, что с ней можно сделать?

 

- Это рубашка.

- У рубашки два рукава.

- У рубашки длинные рукава, у футболки короткие рукава.

- У футболки нет манжет.

- У футболки нет кармана.

- У рубашки есть пуговицы и есть воротник, а у футболки их нет.

- Она может испачкаться и порваться. 

- Постирать, высушить, погладить. 

4. Физкульминутка

Логопед: Правильно, давайте постираем нашу одежду. (раздает кукольную одежду, расставляет тазики ) Давайте встанем на серединку комнаты. Я буду делать, а вы будете повторять со мной слова и движения.

-        ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти.

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем.

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим.

Пятна тщательно протрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

Логопед:

-        Пока бельё сушится, давайте мы немного отдохнём. Полежим, погреемся на солнышке.

 

(Дети демонстрируют, как они стирают и развешивают бельё, на верёвке прижимая прищепками)

(Дети ложатся на ковёр. Логопед включает, тихую спокойную музыку)

   3 мин

4. Основная часть (продолжение)

Логопед: -        Ой, кто- то стучит? 

-        Ребята, Почемучка очень расстроена. Она недавно очень сильно испачкала одежду и решила сшить себе фартук. Она пошла в магазин и там, ей дали разные образцы ткани. Вот посмотрите и потрогайте. Это ситец, это капрон, это мешковина и болонья.

-        Они все разные и поэтому Почемучка не знает какую ткань лучше выбрать, чтобы одежда под фартуком не промокла и не испачкалась. Давайте поможем Почемучке узнать, какую ткань лучше выбрать

-        Ребята, посмотрите, под всеми тканями салфетки намокли? 

-        Значит, фартук надо сшить из… 

-        Давайте подарим нашей Почемучке фартук из болоньи. А фартук из болоньи, будет какой?

-        Правильно, а если мы платье сошьём из ситца, то какое платье будет? 

-        А халат из шёлка?

-        А носки из шерсти?

-        Брюки из льна?

Логопед: -        Ребята, Почемучка принесла еще мешок с какими- то вещами. Давайте посмотрим. (Логопед достаёт вещи детей)

-        Это чья кофта? 

-        Ребят, значит чья кофта будет? 

-        Это чьи перчатки? 

-        Ребята, это чьи перчатки будут? 

-        Это чей шарф? 

-        Ребята, чей это шарф? 

-        Это чьё платье? 

-        Ребята, это чьё платье?

 (Логопед в конце достаёт грязную и мятую рубашку)

-        Ой, ребята, а это чья рубашка?

-        Мятая, грязная, посмотрите без чего эта рубашка?

-        Разве можно так обращаться с одеждой?

-        А как нужно обращаться с одеждой?

(Логопед выносит игрушку Почемучку. Та что- то «шепчет» воспитателю на ухо)

(Логопед даёт каждому ребёнку пощупать ткани. Дети повторяют названия разных тканей.)

.

 (Проводится эксперимент: дети делятся на пары, воспитатель даёт каждой паре по 4 кусочка ткани, под каждую ткань кладётся бумажная салфетка и дети, капают воду на каждый кусочек ткани)

-Нет, под болонью салфетка не намокла.

- Болоньи.

- Болоньевый фартук.

- Платье будет ситцевым.

- Шёлковый халат.

-Шерстяные носки.

- Льняные брюки.

- Моя кофта.

- Кофта Сонина.

- Это мои перчатки.

- Это Теонины перчатки

- Это мой шарф.

- Это Никитин шарф.

- Это мое платье.

-Это Аселино платье.

- Не моя, не моя…

- Без пуговиц, без воротника, без рукава.

- Нет, нельзя.

-Бережно, аккуратно.

   10 мин

5.Рефлексия.

Логопед: …, наше занятие подошло к концу. Если твои друзья спросят, о чем было наше занятие, что ты им ответишь? Что было интересно? С какими заданиями ты затруднялся?

Логопед: Вы молодцы, все сегодня хорошо отвечали, и порадовали меня, и даже нашей Почемучке вы очень помогли, она вам очень благодарна.

Ответы детей.

   2 мин

      35 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «На экскурсию в Москву»

Цели:1. Образовательные:закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенному плану.продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (пло-щадь, па-мят-ник, баш-ня, ку-р...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Мой край -Башкортостан"

Данное занятие разработанно специально для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста. В конспекте очень много реченых игр, обобщающих понятий и логоритмических упражнений....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Cоставление рассказа-описания по предметной картинке  «Дуб». Обучение составлению описательного рассказа по предметной картине, опорным словам, плану.Распространение предложений....