Картотека коммуникативных (речевых) игр для детей с ТНР
картотека по логопедии
Картотека предназначена для детей с ОНР, ФФН, заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_kommunikativnyhrechevyh_igr_dlya_detey_s_tnr.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
1.ПРИГОТОВИМ СОК ДЛЯ МАМЫ
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры: ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2.МАЛЕНЬКИЕ ПОВАРЯТА
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры:
Педагог предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого Педагог достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
3. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры: Педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР
- ПОСТРОЙ ДОМИК
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. СОБЕРИ ЦВЕТОЧЕК
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. СОЛНЫШКО
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
1.СПИТ ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК
Цель: снижение речевой активности средствами игр - молчанок для угасания ускоренной неправильной речевой привычки.
Содержание: «…Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всём городе соблюдают тишину, никто не разговаривает. Вот и вы не будите его, играйте молча в игрушки, построите город из кубиков. Займитесь конструктором. Нарисуйте этого доброго великана, каким вы его себе представляете…».
2.ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
Цель: развитие речевого дыхания
Ход игры: Играть можно и в группе, и с одним ребенком. Предложите малышам почувствовать себя музыкантами, которые играют на каком-либо духовом инструменте (труба, флейта, дудочка). Попросите их сложить сжать кулаки и поднести к губам, располагая один перед другим, после, необходимо дунуть в получившийся «духовой инструмент» (возможны разные вариации: выдох без звука, выдох на шипящий звук (с,ш), выдох на пффф или пррр).
3.ДЕЛАЙ КАК Я
Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.
Оборудование: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.
Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).
Дождь в лесу
«Агния Барто»
Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой!..
Ста-ла про-се-ка ре-кой!
Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Мы сто-им ог-лу-ше-ны:
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!
Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не гри-бы до-мой не-су -
Од-ни дож-дин-ки на но-су.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
г.Светлоград Петровский район Ставропольский край Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего ...
Коммуникативно-речевой практикум для детей старшего дошкольного возраста "Первый день Масленицы - Встреча"
Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР
Пример коммуникативных (речевых) игр для детей с нарушением речи....
«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»
В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна. Речь ...
Формирование коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР
Коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возмож...
Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом
laquo;Мне страшно. Голова гудит.Там мечутся слова и просятся уйти."Пусти нас, Соня, в мир пусти!"Но рот мой на замке,А ключ к замку в мозгу -И как его достать?Ну помогите ...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...