Картотека коммуникативных (речевых) игр для детей с ТНР
картотека по логопедии

Алятина Анна Владимировна

Картотека предназначена для детей с ОНР, ФФН, заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyhrechevyh_igr_dlya_detey_s_tnr.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

1.ПРИГОТОВИМ СОК ДЛЯ МАМЫ

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры: ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

2.МАЛЕНЬКИЕ ПОВАРЯТА

Цель: активизировать словарь глаголов.

Описание игры:

Педагог предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого Педагог достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

3. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры: Педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР

  1. ПОСТРОЙ ДОМИК

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. СОБЕРИ ЦВЕТОЧЕК

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. СОЛНЫШКО

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ЗАИКАНИЕМ

1.СПИТ ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК

Цель: снижение речевой активности средствами игр - молчанок для угасания ускоренной неправильной речевой привычки.
Содержание: «…Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всём городе соблюдают тишину, никто не разговаривает. Вот и вы не будите его, играйте молча в игрушки, построите город из кубиков. Займитесь конструктором. Нарисуйте этого доброго великана, каким вы его себе представляете…».

2.ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

Цель: развитие речевого дыхания

Ход игры: Играть можно и в группе, и с одним ребенком. Предложите малышам почувствовать себя музыкантами, которые играют на каком-либо духовом инструменте (труба, флейта, дудочка). Попросите их сложить сжать кулаки и поднести к губам, располагая один перед другим, после, необходимо дунуть в получившийся «духовой инструмент» (возможны разные вариации: выдох без звука, выдох на шипящий звук (с,ш), выдох на пффф или пррр).

3.ДЕЛАЙ КАК Я

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Оборудование: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

Дождь в лесу

«Агния Барто»

Мы хо-ди-ли по гри-бы,

За-би-ра-лись под ду-бы.

Вдруг-дождь! Да ка-кой!..

Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,

Как, тре-ща и тре-пе-ща,

Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.

Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам

Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,

Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су -

Од-ни дож-дин-ки на но-су.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

г.Светлоград Петровский район Ставропольский край          Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего ...

Коммуникативно-речевой практикум для детей старшего дошкольного возраста "Первый день Масленицы - Встреча"

Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР

Пример коммуникативных (речевых) игр для детей с нарушением речи....

«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»

В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.   Речь ...

Формирование коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР

Коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возмож...

Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом

laquo;Мне страшно. Голова гудит.Там мечутся слова и просятся уйти."Пусти нас, Соня, в мир пусти!"Но рот мой на замке,А ключ к замку в мозгу -И как его достать?Ну помогите ...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...