Формирование коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возможностей, к которым он готов, исходя из своих языковых возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativno-rechevoy_aktivnosti_u_detey_s_onr.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР
воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка"
Кострикина Н.А.
Коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возможностей, к которым он готов, исходя из своих языковых возможностей. В коммуникативно-речевой активности проявляются волевые усилия человека и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответствующим образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации. Коммуникативно-речевая активность – это и предмет, и основное условие обучения речи.
Коммуникативно-речевая активность личности может изменяться в связи с изменениями социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется.
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В исследованиях О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.
В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Важнейшим фактором формирования коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР является их взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание необходимых условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.
Стимулирование формирования коммуникативно-речевой активности детей с ОНР должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....
Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....
Консультация для воспитателей "Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников"
Раскрываются условия развития речевой активности дошкольников, методы ее формирования в разных возрастных группах, стадии педагогического общения с детьми....
Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...
Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество
Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...
Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»
Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»...