Консультация для родителей "Музыкально-речевые игры как средство развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Представлен игровой материал (музыкальные игры, упражнения) для родителей, который они могут использовать в кругу семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 487.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Музыкально – речевые игры как средство развития
коммуникативно - речевых умений у старших дошкольников»
В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями, музыкальному руководителю работающему с данной категорией детей приходится искать различные новые технологии, методы и приёмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и, как правило, у них страдает общая и мелкая моторика, нарушено чувство ритма.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребёнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран.
В своей работе по музыкальному воспитанию детей использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков. Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи.
Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,
на лугу», «Чики – чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по
саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь – дон, динь – дон!
Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.
Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию).
Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры со звучащими жестами.
Снег.
Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по
коленям.
И на ёлке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по
коленям.
А под снегом спит медведь. Притопы, покачивания корпуса с ноги на
ногу.
Тише, тише – не шуметь! Произносят шёпотом, указательный палец к губам.
Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными
инструментами (деревянные ложки и погремушки).
Вот пришли весѐлые матрѐшки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.
Он принѐс ребятам погремушки. Трень – трень.
Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! Трень –трень – трень!
Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!
Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.
Жил да был один налим.
(народная потешка)
Жил да был один налим,- Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним. -Ладони раздвинуты; движение ладонями
порознь.
Прилетали к ним три утки -Руки сложены накрест, взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: - Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. - Загибают пальчики, начиная с большого.
Пчела
(В.Н. Нищева)
Прилетела к нам вчера- машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк - на каждое название насекомого загибают
И весёлый мотылёк, -один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза - делают кружочки из пальчиков и подносят их к глазам.
Пожужжали, полетали, - машут ладошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол или вдоль туловища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста» ...
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...
Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....
Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время взрослые не уделяют должного внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....
Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...