конспект занятия "Поможем Каркуше-говоруше"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Автоматизация звука Р в словах и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pomozhem_karkushe-govorushe.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Поможем Каркуше-говоруше»
Подгрупповое логопедическое занятие
Автор-разработчик: Березкина Ю.В., учитель-логопед ГБДОУ детского сада
№ 29 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: подготовительная группа.
Длительность мероприятия: 30 мин.
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление характеристики звука «Р» по акустическим и артикуляционным признакам;
- Закрепление правильного произношения звука «Р» в словах и фразах.
- Учить подбирать подходящие слова-признаки к предметам;
- Совершенствовать навыки словообразования относительных имен прилагательных суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха;.
- Развитие слухового и зрительного восприятия,
- Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- Развитие навыков чтения;
- Развитие психических процессов: памяти, мышления.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
Корекционно-воспитателшьные:
- Воспитывать умение следить за правильным произношением звуков в речи, умение вслушиваться в речь логопеда.
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, стремление овладеть правильной речью.
Предварительная работа.
- Выполнение упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»
- Постановка и автоматизация звука «Р» в словах.
- Разучивание пальчиковой игры «Я решил ворон считать»
Материалы и оборудование: Зеркало, игрушка «Каркуша-говоруша», таблица: артикуляция звука Р, артикуляционные упражнения в картинках, мнемотаблица «Взял Егор в углу топор»; «Заборы» - звуковые схемы для фонематического анализа слов, слоги для составления слов: са-мо-вар, са-хар, мар-ме-лад, ба-ран-ки ; Наложенные контуры картинок: карта, картина, карандаш, карета, карусель, карнавальная маска ; Предметные картинки: самовар, персик, черника, груша, творог, морковь, картофель, сыр, яблоко, мясо, ананас, малина, клубника; заготовки для «пирожков» из ПВХ, прищепки - «крабы»
Примерный ход занятия
- Организационно-подготовительная часть
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла Каркуша -говоруша. Она услышала, что вы научились правильно произносить звук «Р» и обратилась к нам за помощью. Оказывается, она потеряла звук «Р» и не может без него сказать даже слово «кар». Как мы можем помочь Каркуше?
- Развитие артикуляционной моторики.
Дети предлагают научить Каркушу произносить звук «Р».
Логопед: Что же мы должны для этого сделать? Наверное, сначала надо показать Каркуше, как мы тренируем наш язычок. Какие упражнения помогут Каркуше научиться правильно произносить звук «Р».?
Дети предлагают и выполняют упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»: «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Заведи моторчик» и пр.
Логопед: Давайте вспомним волшебные правила, как работает наш рот и язычок, когда мы произносим звук «Р».
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука «Р»? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Звук «Р» какой? (согласный, звонкий, твердый).
Каркуша: Надеюсь, сейчас у меня получится: Как, Как, Каррр! Спасибо вам! Это моё самое любимое слово!
- Основная часть.
- Развитие фонематического слуха. Игра с мячом.
Каркуша: Помогите мне, пожалуйста, исправить и другие слова, заменив последний звук в слове на «Р»?
Бок – бор, тик – тир, пик – пир, камаз - комар
Сын – сыр, миг – мир, сом – сор, тушь - тур
Шаг – шар, пас – пар, жить – жир, топот – топор
Дети выполняют задание.
- Разучивание чистоговорки с использованием мнемотаблицы
Логопед: Каркуша мне сказала, что вчера она помогала во дворе чинить забор и даже нарисовала эту историю. Послушайте и посмотрите, что произошло:
Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор.
Стал Егор чинить забор
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.
Логопед: Давайте вместе повторим историю про Егора, и покажем, что он делал.
Дети повторяют стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.
- Развитие фонематического анализа. Игровое упражнение «Подбери слово к звуковой схеме».
Логопед: Кто хочет помочь найти топор? (Дети выражают желание помочь)
- Посмотрите, как много во дворе удивительных заборов. Как вы думаете, почему дощечки так раскрашены? На что они похожи?
Дети: Они похожи на схемы слов.
Логопед: Вы сможете найти топор, если правильно подберете звуковую схему к этому слову.
Дети: Анализируют звуковые схемы и подбирают схему, подходящую к слову «топор».
Каркуша: Спасибо, ребята, я передам топор Егору
- Развитие словаря.
- А теперь поиграем в игру: «Расскажи, какой забор»
Подберите как можно больше слов о том, Какой забор? Я первая начну:
-Забор крепкий,
Дети подбирают определения к слову забор:
-забор деревянный, (забор разноцветный, новый, старый, красивый, прочный…)
6. Логоритмическое упражнение: «Считалка для ворон»
Логопед: У Каркуши много подруг ворон. Давайте их сосчитаем.
Вспомним нашу игру: «Считалка для ворон»
Я решил ворон считать: (Чередуем хлопки в ладоши и удары кулак о кулак )
Раз, (Ладони распрямлены,
два, пальцы вытянуты и раздвинуты.
три, Поочередно соединяем одноименные пальцы
четыре, обеих рук на каждый счет,
пять начиная с больших пальцев)
Шесть – ворона (На двух руках одновременно.
на столбе. Поочередно соединяем в кольцо большой палец
Семь – ворона на трубе, с указательным, затем со средним,
Восемь – села на плакат затем с безымянным,.
Девять – кормит воронят… и с мизинцем)
Ну а десять – (Соединяем большой палец на правой руке с указательным пальцем
это галка. левой руки, затем соединяем большой палец левой руки с
указательным пальцем правой руки. Чередуем движения)
Вот и кончилась считалка! (Чередуем хлопки в ладоши и удары кулак о кулак )
- Развитие зрительного внимания. (Профилактика оптической дисграфии). Игра «Наложенные силуэты»
Логопед: Подружи - вороны тоже хотели помочь Каркуше научиться каркать. Они принесли Каркуше разные предметы, названия которых начинаются на слог «кар». Но вороны сложили предметы в одну кучу. Помогите разобраться. Обведите пальчиком предмет, который вы нашли и придумайте про него предложение.
Дети рассматривают картинки, находят предметы, обводят пальцем и называют слова на слог «кар», затем составляют предложения. (Карта, картина, карусель, карнавальная маска, картошка, карандаш, карета.)
- Развитие слогового синтеза. Игра «составь слово из слогов»
Логопед: Каркуша очень довольна. Она приготовила для вас угощение и написала записочки. Писать она умеет только по слогам. Если вы сложите слоги правильно, то узнаете, что приготовила Каркуша. ( МО-СА-ВАР, ХАР-СА, ЛАД-МАР-МЕ, КИ-БА-РАН
Дети складывают из слогов и читают слова: самовар, сахар, мармелад, баранки…
- Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Игра «Подскажи словечко»
Логопед: Молодцы, ребята, что же у нас получилось? Подскажите мне словечки, чтобы получились рифмы.
Ар-ар-ар – вскипятили…. (самовар)
Ара-ара – пьем чай из ….(самовара)
Ахар-ахар - в чай добавим ….(сахар)
Анки-анки - мы едим ….(баранки)
Лад-лад-лад – любим вкусный….. (мармелад)
- Словообразование. Игра «Какой пирог» .
Логопед: По-моему, нам к чаю не хватает пирожков. Я предлагаю вам разделиться на пары и приготовить пирожки друг для друга .
Нам нужна начинка. Вспомните, какой звук вы сегодня помогали найти Каркуше. Выберите начинку для пирогов со звуком «Р».
Заготовки для теста у нас уже есть. Они разной формы. Выберите ту, которая вам больше понравится.
Начинка в пирожках находится внутри, поэтому края пирожка надо защипнуть.
Дети выбирают картинки со звуком «Р» .Из заготовок «теста» разной формы с помощью прищепок делают «пирожки»
Логопед: Я приготовила для Пети круглый картофельный пирожок.
-А теперь расскажите, какие вы приготовили пирожки друг для друга?
Пирожок с картофелем – картофельный пирожок
Пирожок с персиками – персиковый пирожок
Пирожок с черникой – черничный пирожок
Пирожок с грушей – грушевый пирожок
Пирожок с творогом – творожный пирожок
Пирожок с морковью – морковный пирожок
Пирожок с сыром – сырный пирожок
Логопед: Давайте угостим Каркушу и скажем ей приятные слова.
- Рефлексия. Итог занятия.
Логопед: Ребята. Вам понравилось сегодня помогать Каркуше? Если вы хотите, чтобы Каркуша пришла к нам в гости еще раз, попрощайтесь с ней и скажите ей приятные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...
Конспект занятия "Поможем бабушке Загадушке"
Предлагаемый материала разрабатывался в рамках плана по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия " Поможем гномику"
Занятие учит детей понимать и различать положительные и отрицательные нравственные качества человека....
Конспект занятия "Поможем доктору Пилюлькину"
Занятие рекомендовано для детей 2-4 лет и ориентированно на развитие сенсо-моторных навыков....
Конспект занятия "Поможем Буратино"
Занятие для дошкольников средней группы по ФЭМП с использованием элементов системы М. Монтессори. Образовательная область "Познание"...
Конспект занятия "Поможем солнышку"
Цели:Закреплять навык узнавания и называния частей тела животного, понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.Продолжать учить различать величину: «б...
Авторский конспект занятия «Поможем кукле Насте»
Конспект занятиядетей раннего возраста "Поможем кукле Насте"...