конспект занятия "Поможем Каркуше-говоруше"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Березкина Юлия Викторовна

Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pomozhem_karkushe-govorushe.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:  «Поможем Каркуше-говоруше»

Подгрупповое логопедическое занятие

Автор-разработчик: Березкина Ю.В., учитель-логопед  ГБДОУ детского сада

№ 29 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность:  подготовительная группа.

Длительность мероприятия:  30 мин.

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах  и предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепление характеристики звука «Р» по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Закрепление правильного произношения звука «Р»  в словах и фразах.
  • Учить подбирать подходящие слова-признаки к предметам;
  • Совершенствовать навыки словообразования относительных  имен прилагательных суффиксальным способом;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха;.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия,
  • Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов;
  • Развитие навыков чтения;
  • Развитие психических процессов: памяти, мышления.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Корекционно-воспитателшьные:

  • Воспитывать  умение следить за правильным произношением звуков в речи, умение вслушиваться в речь логопеда.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, стремление овладеть правильной речью.

Предварительная работа.

  • Выполнение упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»
  • Постановка и автоматизация звука «Р» в словах.
  • Разучивание пальчиковой игры «Я решил ворон считать»

Материалы и оборудование:  Зеркало,  игрушка «Каркуша-говоруша», таблица: артикуляция  звука Р, артикуляционные упражнения в картинках,  мнемотаблица «Взял Егор в углу топор»; «Заборы» - звуковые схемы для фонематического анализа слов,  слоги для составления слов: са-мо-вар, са-хар, мар-ме-лад, ба-ран-ки ; Наложенные контуры картинок: карта, картина, карандаш, карета, карусель, карнавальная маска ; Предметные картинки: самовар, персик, черника, груша, творог, морковь, картофель, сыр, яблоко, мясо, ананас, малина, клубника; заготовки для «пирожков» из ПВХ, прищепки - «крабы»

Примерный ход занятия

  1. Организационно-подготовительная часть

     Логопед:   Сегодня к нам в гости пришла Каркуша -говоруша. Она услышала, что вы  научились правильно произносить звук «Р» и обратилась к нам за помощью. Оказывается, она потеряла звук «Р» и не может без него сказать даже  слово «кар». Как мы можем помочь  Каркуше?

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Дети  предлагают научить  Каркушу произносить звук «Р».

Логопед: Что же мы должны для этого сделать? Наверное, сначала надо показать Каркуше, как мы тренируем наш язычок. Какие упражнения помогут Каркуше научиться правильно произносить звук «Р».?

Дети предлагают и выполняют упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»:  «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Заведи моторчик»  и пр.

Логопед: Давайте вспомним волшебные правила, как работает наш рот и язычок, когда мы произносим звук «Р».

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука «Р»? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

- Звук «Р» какой? (согласный, звонкий, твердый).

Каркуша:  Надеюсь, сейчас у меня получится: Как, Как, Каррр! Спасибо вам! Это моё самое любимое слово!

  1. Основная часть.
  1. Развитие фонематического слуха. Игра с мячом.

Каркуша: Помогите мне, пожалуйста,  исправить  и  другие слова, заменив последний звук в слове на «Р»?

Бок – бор,       тик – тир,      пик – пир,          камаз - комар

Сын – сыр,     миг – мир,     сом – сор,          тушь - тур  

Шаг – шар,     пас – пар,      жить – жир,       топот – топор  

Дети  выполняют задание.

  1. Разучивание чистоговорки с использованием мнемотаблицы

Логопед: Каркуша мне сказала, что вчера она помогала во дворе чинить забор и даже нарисовала эту историю.  Послушайте и  посмотрите,  что произошло:

Взял Егор в углу топор

С топором пошел во двор.

Стал Егор чинить забор

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

Логопед: Давайте вместе повторим историю про Егора,  и  покажем,  что он делал.

Дети повторяют стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.

  1. Развитие фонематического анализа.  Игровое упражнение «Подбери слово к  звуковой схеме».

Логопед: Кто хочет помочь  найти топор? (Дети выражают желание помочь)

- Посмотрите,  как много во дворе удивительных заборов. Как вы думаете, почему дощечки так раскрашены? На что они похожи?

Дети: Они похожи на схемы слов.

Логопед: Вы сможете найти топор, если правильно подберете звуковую схему к этому слову.

Дети: Анализируют звуковые схемы и подбирают схему, подходящую к слову «топор».

Каркуша: Спасибо, ребята,  я передам топор Егору

  1. Развитие словаря.

- А теперь поиграем в игру: «Расскажи, какой забор»

Подберите как можно больше слов о том, Какой забор? Я первая начну:

-Забор крепкий,

Дети подбирают определения к слову забор:

-забор деревянный, (забор разноцветный, новый, старый, красивый, прочный…)

     6. Логоритмическое упражнение: «Считалка для ворон»

Логопед: У  Каркуши много подруг ворон. Давайте их сосчитаем.

Вспомним нашу игру:  «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать:                   (Чередуем хлопки в ладоши и удары кулак о кулак )

Раз,                                                     (Ладони распрямлены,

два,                                                     пальцы вытянуты и раздвинуты.

три,                                                     Поочередно соединяем одноименные пальцы

четыре,                                               обеих рук на каждый счет,

пять                                                     начиная с больших пальцев)

Шесть – ворона                                 (На двух руках одновременно.

на столбе.                                           Поочередно  соединяем в кольцо большой палец

Семь – ворона на трубе,                    с указательным, затем со средним,

Восемь – села на плакат                    затем с безымянным,.

Девять – кормит воронят…               и с мизинцем)

Ну а десять –                (Соединяем большой палец на правой руке с указательным пальцем

это галка.                                      левой руки, затем соединяем большой палец левой руки с

                                                         указательным пальцем правой руки. Чередуем движения)

Вот и кончилась считалка!              (Чередуем хлопки в ладоши и удары кулак о кулак )

  1. Развитие зрительного внимания. (Профилактика оптической дисграфии). Игра «Наложенные силуэты»

Логопед: Подружи - вороны тоже хотели помочь Каркуше научиться каркать. Они принесли Каркуше разные предметы, названия которых начинаются на слог «кар».  Но вороны сложили предметы в одну кучу. Помогите разобраться. Обведите пальчиком предмет, который вы нашли и придумайте про него предложение.

Дети рассматривают картинки,  находят предметы, обводят пальцем и называют  слова на слог «кар», затем составляют предложения. (Карта, картина, карусель, карнавальная маска, картошка, карандаш, карета.)

  1. Развитие слогового синтеза. Игра «составь слово из слогов»

Логопед: Каркуша очень довольна. Она приготовила для вас угощение и написала записочки. Писать она умеет только по слогам. Если вы сложите слоги правильно, то узнаете, что приготовила Каркуша. ( МО-СА-ВАР,  ХАР-СА, ЛАД-МАР-МЕ, КИ-БА-РАН

Дети складывают из слогов  и читают слова: самовар, сахар, мармелад, баранки…

  1. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Игра «Подскажи словечко»

Логопед: Молодцы, ребята, что же у нас получилось? Подскажите мне словечки, чтобы получились рифмы.

Ар-ар-ар – вскипятили…. (самовар)

Ара-ара – пьем чай из ….(самовара)

Ахар-ахар -  в чай добавим ….(сахар)

Анки-анки -  мы едим ….(баранки)

Лад-лад-лад – любим вкусный….. (мармелад)

  1.  Словообразование.  Игра «Какой пирог» .

Логопед: По-моему, нам к чаю не хватает пирожков. Я предлагаю вам разделиться на пары и приготовить пирожки друг для друга .

     Нам нужна начинка. Вспомните, какой звук вы сегодня помогали найти Каркуше. Выберите начинку для пирогов со звуком «Р».

     Заготовки для теста у нас уже есть. Они разной формы. Выберите ту, которая вам больше понравится.

     Начинка в пирожках находится внутри, поэтому края пирожка надо защипнуть.

Дети выбирают картинки со звуком «Р» .Из заготовок «теста» разной формы с помощью прищепок делают «пирожки»

Логопед: Я приготовила для Пети круглый картофельный пирожок.

-А теперь расскажите, какие вы приготовили пирожки друг для друга?

Пирожок  с картофелем – картофельный пирожок

Пирожок с персиками – персиковый пирожок

Пирожок с черникой – черничный пирожок

Пирожок с грушей – грушевый пирожок

Пирожок с творогом – творожный пирожок

Пирожок с морковью – морковный пирожок

Пирожок с сыром – сырный пирожок

Логопед: Давайте угостим Каркушу и скажем ей приятные слова.

  1. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед: Ребята. Вам понравилось сегодня помогать Каркуше? Если вы хотите, чтобы Каркуша пришла к нам в гости еще раз,  попрощайтесь с ней и скажите ей приятные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...

Конспект занятия "Поможем бабушке Загадушке"

Предлагаемый материала разрабатывался в рамках плана по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия " Поможем гномику"

Занятие учит детей понимать и различать положительные и отрицательные нравственные качества человека....

Конспект занятия "Поможем доктору Пилюлькину"

Занятие рекомендовано для детей 2-4 лет и ориентированно на развитие сенсо-моторных навыков....

Конспект занятия "Поможем Буратино"

Занятие  для дошкольников средней группы по ФЭМП с использованием элементов системы М. Монтессори. Образовательная область "Познание"...

Конспект занятия "Поможем солнышку"

Цели:Закреплять навык узнавания и называния частей тела животного, понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.Продолжать учить различать величину: «б...

Авторский конспект занятия «Поможем кукле Насте»

Конспект занятиядетей раннего возраста "Поможем кукле Насте"...