Игровой практикум «Умеем ли мы говорить правильно»
консультация по логопедии

Теленченко Татьяна Анатольевна

Игровой практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_praktikum_umeem_li_my_govorit_pravilno.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

дошкольное отделение № 7

Игровой практикум

«Умеем ли мы говорить правильно»

Подготовили:

учителя-логопеды

 Теленченко Т.А.,

Виноградова А.Н.,

Игровой практикум «Умеем ли мы говорить правильно»

Цель: Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

1. Совершенствовать знания по культуре речи.

2. Уточнить и закрепить на практике умения и навыки грамотного письма и произношения.

3. Формировать бережное отношение к родному языку.

Выучить несколько языков – дело одного года или двух лет;

 а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни. 

Вольтер

Это высказывание принадлежит Вольтеру, и, конечно, великий мыслитель имел в виду не простое владение грамматическими правилами. Хотя и за два года иностранный язык так просто не выучишь... А Вольтер подразумевает, вероятно, умение говорить красиво, уместно, даже изящно, убедительно, чтобы собеседника было приятно слушать. Правила родного языка мы усваиваем с раннего детства, едва начав говорить, но вышеперечисленные умения даются не всем, не сразу и не всегда.

Многие вещи в языке строго нормированы, другие допускают варианты. Каждый человек должен стремиться овладеть нормами литературного языка, правильно говорить и писать по-русски. Обладая такими умениями, вы владеете волшебной палочкой: ваши мысли будут стройными и логичными, их изложение правильным и убедительным, а это важно.

В этом мы с вами сегодня сможем попрактиковаться.

1 игровое задание «Скажи правильно»

Поставить ударение

1 команда

2 команда

языковАя и языкОвая (значение)

договОр

одноврЕменно и одновремЕнно (значение)

баловАть

бАнты

крапИва

украиИнский

премировАть

ходаАтайство

фенОмен и феномЕн (значение)

обеспеЕчение и обеспечЕние (не рек., «орфоэпический словарь русского языка» И. Л. Резниченко)

ремЕнь

тОрты

щавЕль

твОрог и творОг

облегчИть

диспансЕр

жалюзИ

            1 команда

языковОй

Значение

Относящийся к языку, как к средству общения.

Примеры словосочетаний

языковые способности, явления;
языковое чутьё;
языковой вуз;
языковая специальность.

языкОвый

Значение

Приготовленный из языка.

Примеры словосочетаний

языковая колбаса;
языковые консервы;
языковое заливное.

ОдновреЕменно.

Два события совпадают во времени и происходят одномоментно. В этом классическом случае устанавливаем связь с однокоренными словами «вре́мя», «вре́менный».

Будем иметь в виду, что в зависимости от значения в живой разговорной речи анализируемое наречие имеет вариативное произношение:

ОдновремеЕнно.

Если это слово имеет значение «в равной мере»,  то скажем:

Василий Петрович добросовестный сотрудник и одновреме́нно легкомысленный.

2 команда

ФенОмен и феномЕн

Значение

редкий факт, необычное, труднообъяснимое (принципиально отличное, необъяснимое) явление; ФенОмен

в переносном значении человека, обладающего необычными способностями.

ФенОмен и феномЕн  (И. Л. Резниченко «Орфоэпический словарь русского языка» (М., Астрель, 2007).

ОбеспЕчение (ОбеспечЕние – не рекомендуется, «Орфоэпический словарь русского языка» И. Л. Резниченко)

2 игровое задание  «Правильно – неправильно»

Возможно, где-то допущены ошибки. Объясните.

1 команда

ТОКА – ТОКИ

ХЛЕБА – ХЛЕБЫ

ЦВЕТА – ЦВЕТЫ

МЕХА – МЕХИ

2 команда

ПОЯСА – ПОЯСЫ

ПРОВОДА – ПРОВОДЫ

СЧЕТА – СЧЕТЫ

ТОНА – ТОНЫ

–Я утверждаю, что все слова правильные. Так ли это?

Речь идет о словах с разным лексическим значением:

ТОКА (хранилища) – ТОКИ (электрические)

ХЛЕБА (злаки) – ХЛЕБЫ (печеные)

ЦВЕТА (краски) – ЦВЕТЫ (растения)

МЕХА (выделанные из шкур) – МЕХИ (кузнечные)

ПОЯСА (ремни) – ПОЯСЫ (географические)

ПРОВОДА (электрические шнуры)  – ПРОВОДЫ (прощание с кем-то)

СЧЕТА (документы) – СЧЕТЫ (приспособление для счета)

ТОНА (в живописи)  – ТОНЫ (музыкальные)

3 игровое задание «Ты - руководитель»

- Представьте, что вы руководитель Департамента образования и науки города Москвы и принимаете на работу (Молотков Александр Борисович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы

Запишите слова в нужной форме (множественное число):

На работу приглашаются

1 команда

директор..., (директорА)

доктор…,  (докторА)

инженер…,   (инженЕры)

инспектор…,  (инспЕкторы,    инспекторА - разговорный стиль    )

шофер…,  (шофЕры)

бухгалтер…,   (бухгАлтеры)

2 команда

профессор…,  (профессорА)

библиотекар…,   (библиотЕкари)

аптекар…,   (аптЕкари)

редактор…,   (редАкторы)

слесар…, (слЕсари)

фельдшер…, (фельдшерА,    фЕльдшеры – старые нормы)

4 игровое задание «В редакции газеты».

Вы корректоры  в редакции

Найти ошибки в предложениях и исправить их. Объяснить причины ошибок.

1 команда

1. В магазин завезли моющие обои. 

- В магазин завезли моющиеся обои.

(Обои имеют свойство мыться, их можно мыть, а слово моющие предполагало бы, что это обои способны кого - то или что - то помыть.)

2. К праздничному столу купили пять килограмм банан.

- К праздничному столу купили пять килограмм бананов.

(Слово «бананов» стоит во множественном числе и в родительном падеже, а значит нужно писать окончание “-ов”.

Писать килограмм либо килограммов зависит лишь от того, существительное с каким окончанием следует за словом «килограмм». Если после существительного «килограмм» употребляется существительное с окончанием –ов, то в самом слове «килограмм» окончание отсутствует.

И наоборот, если существительное-спутник употребляется без окончания -ов, то окончание родительного падежа множественного числа «переходит» к слову «килограмм». Например, 5 килограммов моркови, но - 20 килограмм арбузов.)

3. Библиотеку перевели в более худшее помещение.

- Библиотеку перевели в худшее помещение.

("Более худшее" неправильное словосочетание. "Худшее" само по себе подразумевает изменение условий.)

4. Становите сюда чемодан.

- Поставьте (ставьте) сюда свой чемодан

(Стилистическая ошибка (неоправданное использование просторечных слов) т.к. «Становите» слово устарело.)

5. Работу нужно закончить к пятому апрелю.

- Работу нужно закончить к пятому апреля.

(Нарушено правило склонения существительных. В конструкциях подобного рода используется родительный падеж (чего? - апреля), а не дательный (чему? - апрелю).

2 команда

1. Ребенок держался за коляску обоими руками. 

- Ребенок держался за коляску обеими руками.

(Словоформу «обеих» сочетаем с существительными женского рода,

слово «обоих» употребляется с существительными мужского и среднего рода.)

2. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

 

- Я познакомился с очень красивой девушкой.

 (ужасно – красивой, стилистическая ошибка, противоположное значение)

3. Сегодня холодно, поэтому я одела  шубу.

- Сегодня холодно, поэтому я надела  шубу.

(Надеть одежду, одеть Надежду)

4. После проведения рекламной компании на предприятии не осталось ни одной свободной вакансии.

- После проведения рекламной кампании на предприятии не осталось ни одной вакансии.

(Неправильно употреблено слово "компания" (группа людей) вместо "кампания" (мероприятие). Это омофоны, т.е. слова, которые звучат одинаково, но при этом имеют разные значения и пишутся по-разному.

"Свободная вакансия" -- семантический плеоназм (излишество), тавтология, то есть ненужное сочетание одинаковых по смыслу слов, «вакансия» - свободное рабочее место).

5. Онегин и Ленский – две ветви старого пня.

- Онегин и Ленский – две ветви старого дерева. (Стилистическая ошибка)

5. Игра на внимание «Он – она»

1. Он слон – она  …      слониха.

Он лось – она  …        лосиха.

Он кот – она …

Ну, конечно, это кошка!

Вот тебе моя ладошка.

Так, сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

2. Он морж – она моржиха.

Он заяц – она зайчиха.

Он бык – она…

Ну, конечно же, корова.

Поиграем, дети, снова.

3. Он тигр – она тигрица.

Он осёл – она ослица.

Он козёл – она…

Ну, конечно же, коза.

За повтор игры все «за»?!

4. Он лев – она львица.

Он волк – она волчица.

Он кенгуру – она…

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру.

5. Ёж он – она ежиха.

Бобр он – она бобриха.

Конь он – она…

Ну, конечно же, лошадка.

Всё у нас пока что гладко.

6.Он воробей – она воробьиха.

Он комар – она комариха.

Он гусь – она…

Не гусиха, а гусыня

Знайте это все отныне.

7. Он бегемот – она бегемотиха.

Он кашалот – она кашалотиха.

Он баран – она…

Ну, конечно же, овца.

Доиграли до конца!

Я надеюсь, что сегодняшний встреча была для вас интересна. Что больше всего заинтересовало? Что было полезным?

Конечно, на все вопросы, связанные с языковой нормой, мы не смогли сегодня ответить. Я желаю вам дальнейшего совершенствования.

21 февраля Международный день родного языка. Он был учрежден в 1999 году решением  30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Празднуется с 2000 года.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий русский язык!

Источники:

1. «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова.

2. «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. 

3. «Орфоэпический словарь русского языка» И. Л. Резниченко.

4. «Русский орфографический словарь» РАН под редакцией В.В.Лопатина.

5. Справочник «Русское словесное ударение» М.В.Зарва.

6. «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова.

7. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль.

8. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся говорить правильно" Практикум для родителей.

Представлены материалы родительского собрания, проводимого в подготовительной к школе логопедической группе. На собрании родители сотрудничали вместе со своими детьми....

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Индивидуально-подгрупповая работа с детьми старшей логопедической группы по развитию фонетико-фонематической стороны речи с использованием интерактивного оборудования. Тема: «Умеем говорить правильно».

Программное содержание:*закреплять умения по автоматизации поставленных звуков в свободной речевой деятельности;*развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематические процессы;*...

Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"

Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов....

Семинар-практикум для родителей«Учусь говорить правильно»

Семинар-практикум для родителей с целью повышения компетентности  в вопросах речевого развития детей...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»

Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи....